2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение27.12.2023, 00:24 


20/09/09
1909
Уфа
Ранее я заводил две темы:
Нехитрый способ решения несложных нестандартных школьных задач.
Обсуждение книги "Как решают нестандартные задачи".
Здесь я решил привести более общие способы решения нестандартных школьных (и возможно научных) задач, исходя из опыта решения подобных задач в сборниках и Задачнике Кванта.
Вот более "частные" "эвристики":
- Метод мат. индукции;
- Метод инвариантов;
- Промежуточное вспомогательное конструирование;
- Делать подстановки;
- Целые числа - делимость;
- Принцип Дирихле;
- Решать от конца, от того, что требуется;
- Доказательство от противного.
Более общие "эвристики":
- Исходить из смысла, условия задачи, ее операций;
- Привлечение других областей математики;
- Свойства объектов ("Заметим, что..."), порассуждать о свойствах, взаимосвязь с другими свойствами;
- Установление промежуточных фактов, гипотез и их проверка, исходя из цели;
- Неожиданные гипотезы и попытка их доказательства, их проверка;
- Провести некоторые преобразования;
- Многошаговое, поэтапное решение, поиск в глубину;
- Перебор;
- Изобретательность;
- Конструирование решения;
- Рассмотрение альтернативных вариантов, поиск в ширину.
Один способ "привлечение других областей математики" легко проиллюстрировать на примере задачи из учебника Погорелова, которая была одной из вступительных задач в МФТИ:
Вписать в угол и точку B внутри угла окружность (т.е. окружность должна касаться сторон заданного угла и проходить через заданную точку).
Я долго мучился с решением этой задачи, пришлось обратиться к помощи форума. А решение довольно простое:

(Оффтоп)

Нужно использовать метод подобия фигур.

В принципе, можно еще обсудить разные способы решения научных задач, которые обычно стоят перед аспирантами и учеными.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение27.12.2023, 19:13 


12/07/15
2965
г. Чехов
Напомню, было тут обсуждение, в котором я выразил недоумение понятием "нестандартные задачи". Вы тут перечислили методы стандартные, а задачи вдруг нестандартными стали.
Я бы назвал такие задачи сложными для среднего человека.

Вот вы посмотрели как методом динамического программирования создаются алгоритмы, значит для вас целый класс задач стал стандартным (типовым). Берёте и делаете.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение02.01.2024, 18:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6700
Rasool
Ваш стартовый пост меня не вдохновил, поскольку в качестве примера у вас взята задача по геометрии, которую я недолюбливаю. Давайте рассмотрим какой-нибудь пример из школьной алгебры. Вот задача 5 (стр.25) из книги "Математика в задачах (сборник материалов ...)". (Взял первую попавшуюся задачу из первой попавшейся книги).

Найдите все многочлены $P(x)$ с вещественными коэффициентами, удовлетворяющие тождеству $P(x^2+x+1)\equiv P(x)P(x+1)$ .

Давайте посмотрим, как тут работают перечисленные вами методы. Я пока чувствую, что эта задача про корни многочленов. То есть надо посмотреть, какие корни у многочлена $P(x)$ , какие корни у левой и правой части тождества? Задачу специально не решал, надеясь на автоматическую помощь ваших методов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение15.01.2024, 10:27 


20/09/09
1909
Уфа
мат-ламер в сообщении #1624708 писал(а):
Rasool
Ваш стартовый пост меня не вдохновил, поскольку в качестве примера у вас взята задача по геометрии, которую я недолюбливаю. Давайте рассмотрим какой-нибудь пример из школьной алгебры. Вот задача 5 (стр.25) из книги "Математика в задачах (сборник материалов ...)". (Взял первую попавшуюся задачу из первой попавшейся книги).

Найдите все многочлены $P(x)$ с вещественными коэффициентами, удовлетворяющие тождеству $P(x^2+x+1)\equiv P(x)P(x+1)$ .

Давайте посмотрим, как тут работают перечисленные вами методы. Я пока чувствую, что эта задача про корни многочленов. То есть надо посмотреть, какие корни у многочлена $P(x)$ , какие корни у левой и правой части тождества? Задачу специально не решал, надеясь на автоматическую помощь ваших методов.

Наверное, имеются в виду комплексные корни? Потому что если многочлен можно представить в виде произведения других многочленов, то в общем случае у него может и не быть действительных корней (мой метод "Установление промежуточных фактов, гипотез и их проверка, исходя из цели"). Часто в задачах, которые попадались мне, можно было использовать метод "Свойства объектов ("Заметим, что..."), порассуждать о свойствах, взаимосвязь с другими свойствами".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group