2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 18:05 


10/03/16
3995
Aeroport
EminentVictorians в сообщении #1619565 писал(а):
по мне все эти деления на "уровни знаний" - тоже бессмысленная ерунда


Уровнем знаний определяется уровень интереса, не? При околонулевом уровне можно доказывать теорему Ферма через $2 + 2 = 4$ и считать себя DS'ом, почитывая ТГ-канал "Сиолошная".

Mitela в сообщении #1619560 писал(а):
Любой человек, идущий в вуз, делает огромное предположение, что ему будет там нравится.


Спорное утверждение. Школьник ничего не знает о математике, его уровень вряд ли позволит ему оценить красоту и/или полезность математики для приложений. Я имею в виду оценить с рациональной точки зрения, а не когда человеку тупо нравится красоваться перед училкой или долбиться с тригонометрическими уравнениями. Скорее всего, правильно как следует испугаться чего-нибудь, поступить в вуз, испугаться отчисления еще больше, и пять лет вызубривать как попугай что дают. После чего (может быть) в голове появляются какие-то упорядоченные структуры, а с ними нормальные математические интересы и несварение от плохо набранных формул.

 Профиль  
                  
 
 Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение24.11.2023, 18:30 


22/10/20
1062
 i  Ende
Выделено из темы «Связь между школьной математикой и вузовской.»


ozheredov в сообщении #1619619 писал(а):
Уровнем знаний определяется уровень интереса, не?
Да нет вроде бы. Уровень знаний отдельно, интерес отдельно. Я не думаю, что что-то чем-то здесь определяется. Связь наверное есть, но мне кажется она у всех разная. У кого-то связь прямая, у кого-то обратная. У меня чаще прямая (в том смысле, что чем больше узнаю, тем больше интересно).

ozheredov в сообщении #1619619 писал(а):
пять лет вызубривать как попугай что дают.
А вот это очень вредный совет, имхо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 19:25 


10/03/16
3995
Aeroport
EminentVictorians в сообщении #1619625 писал(а):
У кого-то связь прямая, у кого-то обратная.


В каком смысле обратная? Интерес к дифурам в отсутствии знаний о том, что такое производная, интерес к производной в отсутствии знаний, что такое функция? Это уже "Сиолошная" получается. В последнее время можно наблюдать интерес к нейронкам, в т.ч. тут, на dxdy. Это интерес к сгенерированным ИИ пара-логичным рассуждалкам, к прикольным картиночкам, нездоровое возбуждение от наблюдаемого со стороны потока инвенстиций и предвкушение того, как сверх-интеллектуальные роботы уничтожат человеков, пыщь-пыщь-пыщь. Но только не интерес к нейронным сетям.

EminentVictorians в сообщении #1619625 писал(а):
А вот это очень вредный совет, имхо.


С некоторого момента я начал прислушиваться к разным Рауфам Мухарамовым и пр., что они толкуют об учебе, в частности, на физтехе: у тебя есть ограниченное время, чтобы как-то выучить и сдать предмет. Действуй, как разбросавший игрушки по всей комнате ребенок, заслышавший шаги своей строгой матери. У тебя 15 секунд, чтобы хоть как-то запихнуть игрушки в шкаф, закрыть его дверцу и приналечь на нее спиной, делая вид что ты вальяжно облокотился в ожидании приятной беседы. Если ты начнешь раскладывать игрушки аккуратно и по полочкам, ты упакуешь всего 5% игрушек, прежде чем войдет мать, точнее наступит сессия. Эти 5% не повлияют ровным счетом ни на что - в комнате как был бардак, так он и есть, и разъяренная мать выставит тебя на мороз с твоими 5% идеально расставленных по полочкам игрушек, то есть сессию ты не сдашь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 20:24 


22/10/20
1062
ozheredov в сообщении #1619634 писал(а):
В каком смысле обратная?
Это когда узнаешь больше, а интереса становится меньше. У меня так редко бывает, но у кого-то наверняка встречается.

ozheredov в сообщении #1619634 писал(а):
С некоторого момента я начал прислушиваться к разным Рауфам Мухарамовым и пр., что они толкуют об учебе, в частности, на физтехе: у тебя есть ограниченное время, чтобы как-то выучить и сдать предмет. Действуй, как разбросавший игрушки по всей комнате ребенок, заслышавший шаги своей строгой матери. У тебя 15 секунд, чтобы хоть как-то запихнуть игрушки в шкаф, закрыть его дверцу и приналечь на нее спиной, делая вид что ты вальяжно облокотился в ожидании приятной беседы. Если ты начнешь раскладывать игрушки аккуратно и по полочкам, ты упакуешь всего 5% игрушек, прежде чем войдет мать, точнее наступит сессия. Эти 5% не повлияют ровным счетом ни на что - в комнате как был бардак, так он и есть, и разъяренная мать выставит тебя на мороз с твоими 5% идеально расставленных по полочкам игрушек, то есть сессию ты не сдашь.
Возможно, найдется человек, которому действительно будет приятно так учиться, но мой личный процесс обучения в точности противоположен такой парадигме.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 21:45 
Заслуженный участник


13/12/05
4520
EminentVictorians в сообщении #1619645 писал(а):
Возможно, найдется человек, которому действительно будет приятно так учиться

Ха-ха, тут речь не о приятности, а о том, чтобы сессию не завалить. Вопрос эффективности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 21:58 


10/03/16
3995
Aeroport
EminentVictorians в сообщении #1619645 писал(а):
Это когда узнаешь больше, а интереса становится меньше.


Я более-менее понимаю, что значит "обратная связь". Я спросил, каким образом может нарисоваться интерес

ozheredov в сообщении #1619634 писал(а):
к дифурам в отсутствии знаний о том, что такое производная, или интерес к производной в отсутствии знаний, что такое функция


-- 24.11.2023, 22:02 --

EminentVictorians в сообщении #1619645 писал(а):
Возможно, найдется человек, которому действительно будет приятно так учиться, но...


Если учиться приятно, то толку от такой учебы ровно ноль. Как и от "приятной" тренировки.

EminentVictorians в сообщении #1619645 писал(а):
мой личный процесс обучения в точности противоположен такой парадигме


И как? Результат лучше, чем у "парадигмальщиков", или во главу угла поставлено удовольствие от процесса?

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 22:14 


22/10/20
1062
Padawan в сообщении #1619670 писал(а):
Ха-ха, тут речь не о приятности, а о том, чтобы сессию не завалить.
Вот поэтому и стоит на берегу понять, надо ли оно. Я понял, что для меня такая деятельность будет мало связана с собственно процессом получения знаний. Но если хочется стать математиком (т.е. профессионалом), то этой деятельностью придется заниматься.

ozheredov
Конечно, интересным или не интересным может быть только то, о чем мы в курсе. Иногда поверхностного знакомства достаточно, чтобы понять, что нечто не интересно ("не мое"). Иногда могут пройти годы и неинтересное вдруг окажется интересным. Это все нормальные явления.

ozheredov в сообщении #1619672 писал(а):
И как? Результат лучше, чем у "парадигмальщиков", или во главу угла поставлено удовольствие от процесса?
Да нормально, не жалуюсь. Удовольствие, разумеется, поставлено во главу угла.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 22:34 


10/03/16
3995
Aeroport
EminentVictorians в сообщении #1619676 писал(а):
Конечно, интересным или не интересным может быть только то, о чем мы в курсе.


Разумеется. Поэтому никакого интереса к математике у 95% первокуров не может быть по определению, Ч.Т.Д. (5% я выделяю на мазохистов, которым просто нравится выводить из одних буковок другие буковки по некоторому рандомному набору непонятно откуда взявшихся правил).

EminentVictorians в сообщении #1619676 писал(а):
Да нормально, не жалуюсь. Удовольствие, разумеется, поставлено во главу угла


Вы работаете в какой-то другой области, а математикой занимаетесь для души? Во время Вашего обучения в этой другой области, в которой Вы работаете, удовольствие тоже ставилось во главу угла?

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 22:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4643
ozheredov
Обучение, в котором нет удовольствия, редко бывает эффективным.
В этом я уверен - и по собственному ученическому/студенческому опыту, и по преподавательскому.
Это не значит, что учиться просто. Наоборот: только интерес даёт настоящие силы для преодоления сложностей.
Если интереса нет, студент может учиться так, чтобы не получить двойку, а иногда даже так, чтобы получать четвёрки. Но по итогу он, как правило, всё равно ничему не выучивается, а всё выученное забывается.

-- 24.11.2023, 22:46 --

ozheredov в сообщении #1619682 писал(а):
Разумеется. Поэтому никакого интереса к математике у 95% первокуров не может быть по определению, Ч.Т.Д. (5% я выделяю на мазохистов, которым просто нравится выводить из одних буковок другие буковки по некоторому рандомному набору непонятно откуда взявшихся правил).
А не надо выводить из одних буковок другие по рандомному набору непонятно откуда взявшихся правил. Там, где это происходит - математика заканчивается, а не начинается.

-- 24.11.2023, 22:47 --

EminentVictorians в сообщении #1619553 писал(а):
Имхо, математика - это в первую очередь про то, что интересно, а не про то, что "надо".
Много плюсов. Добавлю к этому, что если обучение математике без искреннего интереса ещё как-то худо-бедно возможно (да и то...), то работа математиком - невозможна точно.

-- 24.11.2023, 22:51 --

ozheredov в сообщении #1619619 писал(а):
Спорное утверждение. Школьник ничего не знает о математике, его уровень вряд ли позволит ему оценить красоту и/или полезность математики для приложений. Я имею в виду оценить с рациональной точки зрения, а не когда человеку тупо нравится красоваться перед училкой или долбиться с тригонометрическими уравнениями.
В школьной и околошкольной математике тоже есть много красивого, особенно для любознательного школьника, который не только выполняет домашку, а ещё решает олимпиады / читает научно-популярные книжки / смотрит видеолекции.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 22:57 


10/03/16
3995
Aeroport
Mikhail_K в сообщении #1619684 писал(а):
Обучение, в котором нет удовольствия, редко бывает эффективным.


Тут есть тонкий момент, как мне кажется. Удовольствие должно быть перед и после, но не во время. Например, наконец-то научился решать некий класс задаваемых преподом задач - ничего не понял (а если понял - то не так), но через мнемонический набор правил решать научился. Или решил контрольную на три, когда вся группа получила два (ну списал, да - но на этом этапе главное результат). Или например после адского напряжения и отчаяния лучше заходят положительные эмоции от хобби. Ну и самое главное - с каждым проделанным движением ты все ближе к диплому и все дальше от отчисления, чем не стимул?

На самом деле у меня одно не укладывается в голове: вот пришел первокур. Он ничего не знает, следовательно ничего не понимает. Откуда возмется интерес? Патологические случаи интереса к выводу из одних буковок других буковки по некоторому рандомному набору непонятно откуда взявшихся правил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 23:03 


23/05/19
924
ozheredov в сообщении #1619687 писал(а):
вот пришел первокур. Он ничего не знает, следовательно ничего не понимает. Откуда возмется интерес?

От препода, конечно. Харизма, ораторское мастерство, интересное изложение с примерами и отсылками к реальным задачам и т.д. Конечно, не всем так везет. А без этого остаются да, только или "патологические случаи", как Вы выразились. Или самообучение через, опять же, нормальных преподов онлайн, которые действительно могут заинтересовать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 23:04 


10/03/16
3995
Aeroport
Mikhail_K в сообщении #1619684 писал(а):
А не надо выводить из одних буковок другие по рандомному набору непонятно откуда взявшихся правил.

Давайте на примере - школьная тригономертия. Синусы и косинусы - это фильтрация сигналов, и основа вейвлет-теории для анализа временных рядов, расчеты электрических цепей и т.д. Но у школоло не может быть нужного бэкграунда, чтобы все это понять. Он видит перед собой гавкающую уродливую училку красивую аспирантку с мягким голосом, бегающую вокруг непонятно зачем существующего на доске и в природе набора символов $\cos (2x) = 0$. Откуда возмется интерес?

-- 24.11.2023, 23:09 --

Dedekind в сообщении #1619688 писал(а):
Харизма, ораторское мастерство,


То есть чел полюбит препода, а не предмет. Это хороший стимул (хоть и редко встречающийся - оратор и харизматик наверняка найдет себе место подоходнее), однако он идет в коллекцию к вот этим:

ozheredov в сообщении #1619687 писал(а):
Например, наконец-то научился решать некий класс задаваемых преподом задач - ничего не понял (а если понял - то не так), но через мнемонический набор правил решать научился. Или решил контрольную на три, когда вся группа получила два (ну списал, да - но на этом этапе главное результат). Или например после адского напряжения и отчаяния лучше заходят положительные эмоции от хобби.


То есть к тем, которые не имеют отношение к пониманию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 23:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4643
ozheredov в сообщении #1619689 писал(а):
Давайте на примере - школьная тригономертия. Синусы и косинусы - это фильтрация сигналов, и основа вейвлет-теории для анализа временных рядов, расчеты электрических цепей и т.д.
Ну синусы и косинусы нужны не только для этого. Кажется, первая таблица синусов была составлена аж в Древней Индии, для задач астрономии, когда никаких электрических цепей и близко не было. Даже чтобы ответить на вопрос, далеко ли улетит мяч, если его пнуть под углом к горизонту с заданной начальной скоростью, уже нужны тригонометрические функции. А кому-то будет интересно узнать об их использовании при программировании 3D-игр. Да и про переменный ток учитель тоже может немного рассказать. Не обязательно рассказывать обо всех применениях тригонометрии сразу подробно, важно показать, куда ведёт эта дорога (но нельзя и слишком кратко - мол это нужно здесь и здесь, а как именно нужно, мы не расскажем. Это тоже не дело).

А вот арксинусами заинтересовать сложнее, поэтому я совсем не рад их присутствию в школьной программе.

Я преподаю, в том числе, математический анализ на первом курсе, и изо всех сил стараюсь, чтобы ни одно понятие, ни одна теорема не излагались без объяснения, зачем они нужны. И, конечно, самые успевающие студенты - это всегда самые заинтересованные, умеющие получать кайф от решения задач.

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение24.11.2023, 23:54 


23/05/19
924
ozheredov в сообщении #1619689 писал(а):
То есть к тем, которые не имеют отношение к пониманию.

Так наоборот, чем больше тебе подходит стиль преподавания конкретного препода - тем больше ты сможешь понять. Ну, вот Mikhail_K примерно это же и написал.
Mikhail_K в сообщении #1619696 писал(а):
Я преподаю, в том числе, математический анализ на первом курсе, и изо всех сил стараюсь, чтобы ни одно понятие, ни одна теорема не излагались без объяснения, зачем они нужны. И, конечно, самые успевающие студенты - это всегда самые заинтересованные, умеющие получать кайф от решения задач.

Да и потом, что считать "пониманием" - вопрос открытый. Может ли даже профессор, 50 лет преподающий матанализ, сказать, что полностью понимает его?:)

 Профиль  
                  
 
 Re: Связь между школьной математикой и вузовской.
Сообщение25.11.2023, 00:07 


10/03/16
3995
Aeroport
Mikhail_K в сообщении #1619696 писал(а):
А кому-то будет интересно узнать об их использовании при программировании 3D-игр.


Вот это пожалуй сильный ход - согласен, этим можно заинтересовать очень многих. При этом препод должен подразобраться в основах 3D и продемонстрировать в общих чертах, как тригонометрия используется алгоритмом отрисовки полигонов (можно ли при этом обойтись без аппарата комплексных чисел?). Такому преподу можно ставить при жизни памятник до небес.

Mikhail_K в сообщении #1619696 писал(а):
Я преподаю, в том числе, математический анализ на первом курсе, и изо всех сил стараюсь, чтобы ни одно понятие, ни одна теорема не излагались без объяснения, зачем они нужны.


Можете привести пример?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group