2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение26.11.2023, 23:59 
Аватара пользователя
Padawan в сообщении #1619830 писал(а):
А это распознаваемо, притворился или нет? Какие критерии? Как узнать , талдычишь ты, или нет, или нечто привносишь?
Был у нас один преподавать матана, который читал, не поднимая глаз от бумажки, а потом ровно это записывал на доске слово в слово. Прочитал по бумажке монотонным голосом: "Однако имеется другое определение непрерывности функции". Записал на доске: "Однако имеется другое определение непрерывности функции". И так всю лекцию. Концентрировать внимание на этом караоке было невозможно. Весь этот раздел матана мне потом пришлось с нуля штудировать по учебникам.

Это, конечно, крайний случай. Но в целом было заметно, кто старается донести материал до студентов, а кому все равно. Помню восклицание лектора, показавшего, что работа силы тяжести зависит только от начальной и конечной точки: "Вы посмотрите, какая красотища получилась!". И было видно, что он действительно восхищен красотой физического закона, хотя читает этот материал в черт знает какой раз. Но дело даже не в шутках-прибаутках, хотя они, в меру и к месту, очень украшали занятия. Читавший оптику профессор тоже говорил идеально правильными фразами как из учебника, но меньше всего при этом походил на магнитофон. Что-то было в том, как он к нам адресовался, в его внимательном взгляде, направленном в аудиторию... Трудно объяснить, тем более спустя столько лет. И хотя я искренне считаю геометрическую оптику наискучнейшим разделом физики, старался вникнуть во все эти параксиальные гомоцентрические пучки. Просто стыдно было халтурить на таких лекциях.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение27.11.2023, 00:32 
А мне кажется, что хорошо, когда преподаватель как-бы рассуждает вместе с тобой. Как будто ему тоже не понятно, что тут и как, и он пробует разные подходы, прикидывает, делает догадки, высказывает разные вроде бы очевидные, но ошибочные предположения, которые тут все обычно делают. Т.е. ведет себя, как человек, который тоже все это видит впервые (не буквально, конечно). Нужно, чтобы слушатели понимали сами вопросы, откуда они взялись, зачем их вообще поставили. А уже потом нужно давать на них ответы, да и то не сразу, а через постепенные рассуждения. Нужно же учить рассуждениям прежде всего.

Часто можно видеть, что слушатели не могут понять не то что ответы на вопросы, но даже и сами вопросы. И зачем эти вопросы поставили, как их правильно ставить, им тоже не ясно. Если слушатели не понимают вопросов, то зачем им ответы?

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение27.11.2023, 12:49 
Аватара пользователя
sergey zhukov в сообщении #1619985 писал(а):
А мне кажется, что хорошо, когда преподаватель как-бы рассуждает вместе с тобой. Как будто ему тоже не понятно, что тут и как, и он пробует разные подходы, прикидывает, делает догадки, высказывает разные вроде бы очевидные, но ошибочные предположения, которые тут все обычно делают. Т.е. ведет себя, как человек, который тоже все это видит впервые (не буквально, конечно). Нужно, чтобы слушатели понимали сами вопросы, откуда они взялись, зачем их вообще поставили. А уже потом нужно давать на них ответы, да и то не сразу, а через постепенные рассуждения. Нужно же учить рассуждениям прежде всего.
Это хороший метод, но не всегда применимый.

Во-первых, отнимает много времени. Какое там "пробует разные подходы, прикидывает, делает догадки", если на его предмет отведено вдвое меньше часов, чем требуется (или по его мнению требуется), и нужно успеть впихнуть в студентов хотя бы основы.

Во-вторых, подталкивать студента к ответу можно, только если он способен или почти способен додуматься до ответа сам. Но и в математике, и в физике хватает совершенно не очевидных истин, на осознание которых лучшие умы тратили по полжизни. Как бы Вы "методом догадок и предположений" пришли на лекции к выводу, что в квантовой механике физические величины выражаются не числами, а операторами?

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение27.11.2023, 13:17 
Аватара пользователя
Anton_Peplov в сообщении #1620046 писал(а):
Во-первых, отнимает много времени. Какое там "пробует разные подходы, прикидывает, делает догадки", если на его предмет отведено вдвое меньше часов, чем требуется (или по его мнению требуется), и нужно успеть впихнуть в студентов хотя бы основы.
Это решается, было бы желание.
Я сам как раз всегда думал, что на мои предметы на старших курсах отведено преступно низкое количество часов, и ничего за эти часы успеть нельзя.
А потом понял - раз всё равно нельзя, значит надо расслабиться и получать удовольствие. Советоваться со студентами, что именно они хотят изучить (фишка в том, что "база" при этом осваивается как бы автоматически - она больше не служит самоцелью, а служит средством для исполнения студенческих образовательных запросов). И, по возможности, заменять лекционный формат на диалоговый (хотя это не всегда получается). Если что-то важное на мой взгляд не изучено - ничего страшного, может быть оно понадобится позже и будет изучено когда понадобится, может быть студенты изучат это самостоятельно и выступят с подробным докладом, а может оно и не такое важное на самом-то деле.

Заодно я и все домашние задания отменил, которые я раньше задавал в довольно большом количестве (и самые старательные студенты тратили на него кучу времени, а не самые старательные не делали вообще). Теперь единственный (но важный) тип домашних заданий у меня - самостоятельное изучение литературы (не обязательно одной и той же для разных студентов), с её последующим обсуждением в различных форматах.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение27.11.2023, 19:13 
Аватара пользователя
Anton_Peplov в сообщении #1619979 писал(а):
Помню восклицание лектора, показавшего, что работа силы тяжести зависит только от начальной и конечной точки: "Вы посмотрите, какая красотища получилась!". И было видно, что он действительно восхищен красотой физического закона, хотя читает этот материал в черт знает какой раз.

Ну это вам сильно повезло! Там где я учился, всё было гораздо скучнее. Типа: "Ну, вы видите, что поле потенциально. То есть является градиентом от некоторого потенциала. Работа как криволинейный интеграл тут не зависит от пути. Это вам доказывали в курсе анализа".

Оно может и правильно. Но никаких эмоций и не вдохновляло никак. И непонятно, что за этим стоит. Но физика у нас была ни разу не профильная. Просто как общеобразовательный предмет. И интереса к физике во время учёбы в ВУЗе не поимел никакого. А какие без интереса знания :-(

Это я к тому, что от лектора студенту нужны не только знания, но и поток эмоций, который может вызвать реальный интерес.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 08:44 
мат-ламер в сообщении #1620090 писал(а):
Типа: "Ну, вы видите, что поле потенциально. То есть является градиентом от некоторого потенциала. Работа как криволинейный интеграл тут не зависит от пути. Это вам доказывали в курсе анализа".

Оно может и правильно. Но никаких эмоций и не вдохновляло никак. И непонятно, что за этим стоит.

За этим элементарным фактом должно что-то стоять?!

мат-ламер в сообщении #1620090 писал(а):
Это я к тому, что от лектора студенту нужны не только знания, но и поток эмоций.

То есть, клоунада и лицедейство. Такого добра теперь и на ютубе полно: преподаватель английского читает рэп про неправильные глаголы. Преподаватель физики вместо того, чтобы выписывать гамильтонианы, катается на велосипеде с квадратными колесами по полу, изогнутому в форме цепной линии. В принципе, предсказуемо, что массовое образование, коль массы требуют помимо хлеба зрелищ, закономерно метаморфизируется в цирк. В таком духе нормальное образование останется только в "островках элитарности". Может, так и должно быть. Всё возвращается на круги своя.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 09:20 
Mirage_Pick в сообщении #1620145 писал(а):
Преподаватель физики вместо того, чтобы выписывать гамильтонианы, катается на велосипеде с квадратными колесами по полу, изогнутому в форме цепной линии.

Перефразируя пословицу, лучше один раз увидеть велосипед, чем 100 раз его гамильтониан:) А на самом деле, все должно быть сбалансировано. Совсем превращать лекцию в "лицедейство", по Вашему выражению, конечно, нельзя. Но и монотонное полуторачасовое выписывание непонятно зачем, кому и где нужных гамильтонианов - это тоже не дело. Нужен и диалог со студентами, и юмор, и демонстрации. Всего в меру, разумеется.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 12:48 
Оказывается, у этого феномена даже название есть - Эффект доктора Фокса.
Цитата:
Эффе́кт до́ктора Фо́кса — психологический эффект, заключающийся в том, что прекрасная выразительность лектора может полностью завуалировать для обучающихся бесполезность и вымышленность всего материала лекции, при этом обучающимся будет казаться, что они действительно чему-то выучились[1]. Точнее говоря, имеется корреляция между положительными оценками учащихся слушателей по части качества доклада и степенью импрессивности лектора.


Про сам эффект догадывался, но только сегодня узнал, что у него есть собственное название.

(Оффтоп)

А то, что узнал только сегодня - это уже Феномен Баадера — Майнхоф :D :D

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 13:12 
EminentVictorians
Это совсем другой эффект. Тут речь о бесполезной воде, которая экспрессивно преподносится, как содержательный материал.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 13:33 
sergey zhukov в сообщении #1620182 писал(а):
Это совсем другой эффект. Тут речь о бесполезной воде, которая экспрессивно преподносится, как содержательный материал.
А, тогда ладно. Я просто думал, что эффект применим и к обычной информации, а не только к бессмысленной воде.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 13:40 
EminentVictorians в сообщении #1620179 писал(а):
Эффект доктора Фокса
.

Могли бы назвать и эффектом доктора Фауста. Но был бы уже другой эффэкт:)

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 15:56 
Аватара пользователя
Насчёт эмоциональности в преподавании. Вот учительница (видимо вышла временно на замену) выражает своё эмоциональное отношение к изучаемым предметам. Если что, я её мнение не разделяю - оно сугубо утилитарное. Первое уравнение в задании по алгебре и до сих пор тут на форуме вызывает брожение умов. Вот преподаватель рассказывает решения несложных физических задач. Задачи вроде простые. Но как эмоционально он о них рассказывает! Например, взмахами своих рук изображает полёт мухи. Вот и вот фрагменты лекций по довольно абстрактным разделам математики. Но в обоих отрывках подчёркивается, что к математике должно быть эмоциональное отношение, а не только разумное. Обратите внимание на слова индийского гуру на 3:12 второго отрывка:
Цитата:
У нас всё определяется страстью. Страсть есть - всё пригоден

:D

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 16:00 
Аватара пользователя
Вспоминается пассаж из "Empire V" по поводу перспектив трудоустойства.

 
 
 
 Re: Удовольствие и интерес при изучении математики
Сообщение28.11.2023, 18:33 
Аватара пользователя
Mirage_Pick в сообщении #1620145 писал(а):
За этим элементарным фактом должно что-то стоять?!

Ну, например, невозможность создания вечного двигателя. Рассмотрение этого вопроса могло бы как-то оживить лекцию. Но вопрос упирался в ограниченное количество часов. Я согласен с тем, что если это количество ограничено, то упор надо делать на глобальные моменты, которые в книге не прочтёшь. А детали доказательств, если кому это надо, то дома прочитают по книгам. А кому не надо, то всё равно на лекциях их не воспримут.

 
 
 [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group