Неправильно понимаете. Логика первого порядка - всего лишь одна из возможных.
Да, конечно. Я понимаю, что существует много вариантов формализованных логик. Просто я держал в голове образ классического формалиста математика, который живет в ZFC. Можно считать, что речь шла о нем.
Не лукавьте. Рассуждения “в рамках обычной человеческой логики" - это и есть те же самые выводы одних предложений из других.
Выводы по обычной логике, не формальной. Дано два утверждения:
1)Все люди смертны
2)Сократ - человек.
Делаем вывод, что Сократ смертен.
Это пример обычной человеческой логики.
Я не вводил формальный язык, я не представлял 1-ое утверждение в виде формальной строчки с всякими разными буквами типа
, я не вводил исчисление предикатов, не проверял выводимость одной строчки из другой по правилу вывода. Ничего этого не было.
Это что-то типа снискания озарения посредством медитаций?
Это что-то типа критерия, с помощью которого я отличаю корректные совокупности (множества) от некорректных. Некорректные совокупности, конечно, тоже иногда сами собой возникают, но пока я их не проинтерпретирую в рамках своего универсума, я их не могу использовать в доказательствах. Парадокс Рассела не является парадоксом именно по этой причине: оно не является доказательством и, соответственно, ничего не доказывает. "Множество всех множеств" просто не является множеством, а является некорректной совокупностью.
Я прямо в недоумении, что бы могло означать "наведение строгости" без привлечения формализации?
Я могу прямо сейчас доказать Вам, что, например, интеграл Римана от неотрицательной функции будет неотрицательным действительным числом. Я вполне могу навести строгость в одномерном анализе: объяснить, что такое действительное число, что такое функция, как определяется интеграл Римана и т.п. Но я не буду вводить никакие формальные языки и/или формальные теории. Другими словами, я не буду делать формализацию.
Скажем, как Вы разберётесь с парадоксальным утверждением: "Я сейчас несу чушь"?
Разобрать парадокс лжеца? Хорошо.
Формулировка:Некоторый человек говорит: "Я лгу".
Мой разбор:
Если включить обычную человеческую логику, то непонятно, что в точности означает фраза "Я лгу". Я вижу два варианта:
1)Некоторый человек говорит: "Каждое произнесенное мной предложение является ложью."
Разберем этот случай.
Если человек действительно таков, что каждое произнесенное им предложение является ложным, и он действительно произнес предложение выше, значит он сказал правду. Получили противоречие. Это значит, что если человек действительно всегда говорит ложь, он просто не мог произнести это предложение. Поэтому если некоторый человек таки произнес это предложение, значит он точно не может быть всегда лгущим человеком.
2) Некоторый человек говорит: "Предложение, которое я сейчас произношу, является ложью."
Опять включаем обычную человеческую логику. Замечаем, что человек говорит на русском языке. Очевидно, что не каждая строка, составленная из символов русского алфавита, является высказыванием. Например, строки "Который час?" или "Авждплвплдв вдаповждлэцв лповдоп" высказываниями не являются. Первая строка является вопросительным предложением, а вторая строка такова, что в ней фигурируют не определенные слова. Таким образом, чтобы некоторая строка являлась высказыванием, как минимум в нее должны входить сущности, которые определены до собственно формулировки этого высказывания. Таким образом, строка "Предложение, которое я сейчас произношу, является ложью." не является высказыванием, а значит относительно нее нельзя ожидать, что ей присвоено однозначное истинностное значение "И" или "Л" и выполняется закон исключенного третьего.
Парадокса не получилось.
У Вас какая-то нестандартная терминология. Формальная теория - определённо не "модель", но она как раз в некотором смысле является именно "определением" тех термов, которые выразимы в её языке.
Просто слово "модель" перегружено. Есть модель некоторой формальной теории - это множество с операциями и отношениями, удовлетворяющими аксиомам формальной теории. А есть модель в общенаучном смысле, как, например, мы считаем моделью физического процесса течения времени множество действительных чисел
. В данном случае у нас есть математический объект "натуральные числа" и есть его модель (понимаемая в этом, общенаучном смысле) - арифметика Пеано первого порядка.
Ну хорошо, Вы "против" аксиоматики. А за что Вы "за"? Вот как Вы натуральные числа определите бе аксиоматики?
Я не против аксиоматических определений. Давайте на примере аксиом группы. Я считаю, что это очень хорошее определение. Причины известны: теория групп является достаточно приятной наукой, групп бывает много разных, а значит мы можем использовать общую развитую теорию групп для многих частных случаев, а не воспроизводить (как раньше, до изобретения теории групп) похожие доказательства в разных частных случаях. Т.е. я "за" аксиоматическое определение группы. Но я против сведения теории групп к формальной теории (одной) группы. В этой формальной теории, по-моему, Вы даже не сможете элементарно сказать: "Рассмотрим конечную группу
". А я считаю, что такое предложение является вполне типичным для теории групп. Ограничивать себя тремя аксиомами и логикой первого порядка я не собираюсь.