2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 30  След.
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.09.2018, 10:22 


07/08/14
4231
SpiderHulk
Рецепт один и тот же на все времена - пашите в своей сфере, соображайте по 12, а то и по 14 часов, и будет вам счастье.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.09.2018, 10:53 


27/08/16
9426
fred1996 в сообщении #1342272 писал(а):
И я совершенно не понимаю, зачем держать десятки тысяч лекторов в различных вузах по этим предметам. Это совершенно не рационально ни с преподавательской, ни с финансовой точки зрения.
"Пожалуйста, сходите на лекцию, а то лектор пришел - и никого больше не было..." (просьба на химлабах).

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.09.2018, 11:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
В идеале, роль лектора - в том, чтобы рассказывать материал ровно на границе знания и незнания студента. В вузах приходится усреднять по десяткам и сотням студентов, что и приводит к тому, что лекции мало отличаются от учебников. Но практические занятия с решением задач - это совсем другой род деятельности, на них не объясняют теорию.

Так что, лучше бы лекции не исчезли, а наоборот, стали индивидуальными. (Впрочем, при этом может быть, с ними успешно справится ИИ.)

Мотивация - тоже совсем не то же самое, что "из-под палки". Людей мотивируют успехи и интерес соседей. Очень сильно. Поэтому стремление всех разогнать по домам, пусть смотрят записи на YouTube, - тоже не к добру. Студенты должны общаться друг с другом, чем более лично - тем более эмоционально и эмпатично это будет.

Ну и наконец, математики (и любые другие учёные) в таком количестве обществу нужны. Это как раз известный эффект: именно такая их масса создаёт возможности для успехов науки. Как в анекдоте:

    (Оффтоп)

    — ...Из них 95 % дураки.
    — Так разогнать их всех! (вариант: расстрелять)
    — Это-то можно, но процент-то останется тот же...
И даже более того: они нужны не просто в каком-то оплачиваемом количестве. Им важно при этом постоянно общаться с коллегами и со студентами. Фейнман высоко отзывался о своей преподавательской деятельности: студенты постоянно заставляют переобдумывать простые, казалось бы, вещи, постоянно задают неожиданные вопросы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.09.2018, 15:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4608
fred1996 в сообщении #1342272 писал(а):
Попытаюсь еще раз пояснить свою мысль про лекции.
Фундаментальных курсов в математике не так много. И я совершенно не понимаю, зачем держать десятки тысяч лекторов в различных вузах по этим предметам. Это совершенно не рационально ни с преподавательской, ни с финансовой точки зрения. Я сомневаюсь, что эти десятки тысяч лекторов способны изложить предмет так же доходчиво, как это уже сделано в лучших учебниках на тему. Наверное уже существуют и прекрасные записанные видеокурсы. Все что нужно, это дать ссылки на ютюбе на эти лекции и не насиловать ни студентов, ни преподавателей этим прошлым веком. Ну а преподавание свести например к практическим занятиям (семинарам) по решению задач и академическим часам, или как там они называются.
<...>
Возможно лекции нужны для мотивации. То бишь для лентяев, которые учатся из под палки. И насильственный из загон в лекционные аудитории - единственный способ оставить их на плаву. Но это уже более похоже на какое-то школярство и армейскую муштру, нежели на добровольный выбор студента будущей своей специальности. В принципе это элемент рабовладельческого строя, но никак не демократического.

Добавлю ещё к предыдущему сообщению Munin.

1) Математические дисциплины - это не что-то застывшее. Постоянно появляются новые учебники даже по тому же мат.анализу, с новыми подходами к изложению материала, другой расстановкой акцентов. Можно сравнить учебники Фихтенгольца, Кудрявцева, Зорича, Лорана Шварца и Никольского и убедиться, насколько они разные - хотя, казалось бы, всё это мат.анализ. С другими дисциплинами, более специальными, такое разнообразие имеет место ещё в большей степени. И так и должно быть, преподавание тоже должно развиваться, как и наука, должно следовать за развитием науки и подстраиваться к нему. При этом могут быть и неудачные эксперименты, но они тоже необходимы для развития.

И вот вопрос: откуда берутся новые учебники? Многие из них строятся на основе курсов лекций. То есть автор вначале апробирует новый способ изложения материала перед студентами, и не один раз, а несколько, каждый раз получая от студентов обратную связь, какие моменты они понимают лучше, какие хуже, и соответственно внося в свой курс изменения. Так рождается новый учебник. Уберите лекторов - процесс появления новых учебников, и соответственно новых подходов к преподаванию, более отвечающих требованиям времени, существенно замедлится.

Понятно, что не все лекторы занимаются новаторством и экспериментируют со своими курсами. Но если лекторы вообще есть, определённый процент из них непременно будет этим заниматься - просто из любви к своей профессии. Среди учёных и преподавателей вообще повышенный процент самомотивированных людей - потому что без искреннего энтузиазма в науке сложно чего-то добиться.

2) Лекции отличаются от учебника тем, что передают личный человеческий опыт преподавателя. Он сам этот материал изучал, и имеет собственное представление о том, как его стоит объяснять, чтобы было понятно, на чём остановиться подробнее, где-то привлечь неформальные объяснения и аналогии, зачастую опущенные в учебниках.

Плохо, когда лекции просто дублируют учебник. Я согласен, что многое студентам можно и нужно отдавать на самостоятельное изучение по учебникам. Преподаватель должен правильно их настроить, подготовить к пониманию материала. Разобрать на лекциях можно только часть материала, но так, чтобы освоение другой части не вызвало у студентов трудностей - или вызвало их меньше. К этому нужно стремиться.

3) Искренняя заинтересованность лектора в предмете - если она имеет место - передаётся студентам. И это актуально далеко не только для лентяев! Я наблюдал много случаев, когда студент поступает на первый курс вполне мотивированным и усердным, но по мере обучения этот интерес улетучивается. Качественное преподавание могло бы спасти ситуацию. Роль преподавателя в том числе в том, чтобы поддержать этот интерес, не дать ему потухнуть.

Понятно, опять же, что среди тысяч лекторов много таких, которые просто бубнят материал из учебника, безо всякого энтузиазма и желания что-то объяснить. Такие лекции скорее даже вредят, чем приносят пользу - или приносят некоторую минимальную пользу только лентяям. Но если лекторы вообще есть, то среди них обязательно будет процент талантливых, и существование этих последних оправдывает существование всех остальных.

4) Отправить всех смотреть видеолекции - не дело по следующим причинам:
а) Видеолекция часто не вызывает у студента желания её конспектировать - а зачем, если она вся на виду и её можно пересмотреть столько раз, сколько хочется? Этот плюс видеолекций оборачивается минусом: без конспектирования зачастую не бывает должного осмысления и понимания.
б) Видеоролику, в отличие от живого лектора, не получится задать вопросы. Опять же, есть лекторы, которые не любят отвечать на вопросы студентов - но есть и другие.
в) Ещё психологический аспект: многие лекторы стесняются вести предмет так, как могли бы, когда их "снимает камера". У меня на первом курсе был отличный лектор по аналитической геометрии, рассказывал материал очень понятно (и это не было тупым дублированием никакого учебника), вставлял в изложение различные шутки по делу и неформальные объяснения. Один раз к нам на лекцию пришли некие "проверяющие". Пока они сидели на лекции, преподаватель вёл её "идеально и образцово", точь-в-точь как в учебнике - но от живого изложения это отличалось разительно и в худшую сторону.
Отсюда вывод: надо доверять преподавателям! Переход на видеолекции приведёт, вероятно, к их специальному просмотру и отбору. А преподавателей не нужно контролировать, надо дать им читать предмет так, как они хотят и умеют, за закрытыми дверями! Именно из-за того, что в науке много мотивированных людей, эта тактика наиболее оправдана.
г) Если все студенты будут учиться только по видеолекциям, откуда будут возникать новые видеолекции? Если их количество будет постоянным и фиксированным - это плохо, не будет никакого развития в подходах к преподаванию. Но чтобы появлялись новые хорошие видеолекции, нужно чтобы появлялись новые хорошие лекторы. А откуда они появятся, если у них не будет возможности набираться опыта в чтении лекций перед студентами? Ведь так не бывает - взял и сразу записал хороший лекционный курс. Это получается не с первой попытки, и тут важно получать от студентов обратную связь.

5) Наконец. "Живое" преподавание предмета - лучший способ для самого лектора изучить этот предмет всецело, заинтересоваться его смежными областями и уяснить для себя те моменты, которые он считал маловажными, когда изучал этот курс сам. Преподавание повышает научную эрудицию лектора, что важно для его научной работы.

-- 29.09.2018, 15:25 --

fred1996 в сообщении #1342272 писал(а):
Ну а преподавание свести например к практическим занятиям (семинарам)
Я бы вот скорее усомнился в необходимости практических занятий.
Любое занятие, в т.ч. практическое, продолжается ограниченное время.
Поэтому на таких занятиях у студентов имеются урезанные возможности поразмыслить над сложным заданием.

Везде, где возможно, я бы заменил практические занятия на самостоятельную работу студентов над заданиями в удобное для них время с получением обратной связи от преподавателя через интернет (при помощи обучающих систем, таких как Moodle - их сейчас активно внедряют в образование, и, по-моему, правильно делают).
Если студент не может решить задание полностью - пусть подумает над ним сколько сможет, и напишет преподавателю свои попытки решения, как на форуме dxdy. А потом получит от него - дистанционно по интернету - обратную связь, замечания об ошибках и наводящие вопросы.
Понятно, что у преподавателя нет возможности работать с каждым студентом индивидуально. Но можно разбить группы на подгруппы, и пусть каждая подгруппа работает над каждым заданием совместно, а потом посылает преподавателю получившиеся попытки решения.
И пусть сильные студенты объясняют слабым то, что они поняли и в чём разобрались - повышая при этом и собственное понимание. Тем самым, часть работы преподавателя по объяснению материала должна делегироваться сильным студентам. Ясно, что в каждой подгруппе какие-то студенты-лентяи могут уклониться от выполнения заданий - но это тоже не страшно, их знания будут проверяться на контрольных работах.

Разумеется, какие-то первые примеры по каждой теме должен разбирать преподаватель. Но для этого не нужны какие-то отдельные от лекций "практические занятия".

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение05.10.2018, 15:47 


16/10/14

667
Mikhail_K в сообщении #1342333 писал(а):
их знания будут проверяться на контрольных работах

Вот была сегодня поточная контрольная, я справился с ней хорошо в той части материала который успел разобрать, но учитывая часть которую не успел разобрать - не очень. А кто то взял и переписал теорию с телефона и этого хватит на то чтобы получить более высокий балл чем мой и в случае успеха подобной процедуры на следующих контрольных на автомат с оценкой "хорошо" по предмету. Я из кожи вон лезу, а кто то просто списывать умеет

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение05.10.2018, 15:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
SpiderHulk в сообщении #1343811 писал(а):
Я из кожи вон лезу, а кто то просто списывать умеет

Это вечная проблема.

Успокаивайте себя тем, что:
- вы разберётесь, а он останется дураком;
- на следующих курсах хорошее знание основ сильно окупается, а списывальщики - отстают и отваливаются, не в силах промямлить вообще ничего.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение05.10.2018, 15:56 


07/08/14
4231
SpiderHulk в сообщении #1343811 писал(а):
А кто то взял и переписал теорию с телефона и этого хватит на то чтобы получить более высокий балл
Для серьезного ВУЗа не хватит, не питайтесь иллюзиями и росказнями о том, что кто-то где-то когда-то только и делал, что гулял да списывал и так доехал до диплома.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение05.10.2018, 21:38 
Аватара пользователя


29/05/17
791
SpiderHulk в сообщении #1343811 писал(а):
Вот была сегодня поточная контрольная, я справился с ней хорошо в той части материала который успел разобрать, но учитывая часть которую не успел разобрать - не очень. А кто то взял и переписал теорию с телефона и этого хватит на то чтобы получить более высокий балл чем мой и в случае успеха подобной процедуры на следующих контрольных на автомат с оценкой "хорошо" по предмету. Я из кожи вон лезу, а кто то просто списывать умеет

У нас на курсе парочка уникумов была, просто слушая преподавателя могли полностью лекцию запомнить. Закончив учёбу, один из них в саму Канаду уехал, тамошнею математику на мировой уровень выводить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение06.10.2018, 22:49 
Аватара пользователя


02/03/16
128
SpiderHulk, что это за контрольная на которой только теорию надо переписать? Учитесь усерднее, зря что ли говорят про отсутствие личной жизни на таких специальностях? Таким списывальщикам дальше будет только хуже, а Вам лучше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение07.10.2018, 09:41 


16/10/14

667
Atmosfera в сообщении #1344051 писал(а):
что это за контрольная на которой только теорию надо переписать?

Половина - теория, половина - задачи

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение08.10.2018, 09:45 


06/04/18

323
SpiderHulk в сообщении #1340699 писал(а):
Очень быстро я обнаружил что учебник содержит материал не рассказываемый на лекциях, но и лекции содержат материал не рассматриваемый в учебнике.
SpiderHulk в сообщении #1340915 писал(а):
Программистом
SpiderHulk в сообщении #1340915 писал(а):
Информатика и вычислительная техника
Прежде всего, материал, не рассказываемый на лекциях, не будет включен в список экзаменационных вопросов, так что эта ситуация вам ничем не грозит. Во-вторых, учебник Беклемишева предназначен для физиков. В-третьих, математика вам не нужна и не является профильным предметом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение08.10.2018, 11:00 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
Qlin в сообщении #1344373 писал(а):
SpiderHulk в сообщении #1340915 писал(а):
Программистом
SpiderHulk в сообщении #1340915 писал(а):
Информатика и вычислительная техника
В-третьих, математика вам не нужна и не является профильным предметом.
Бред сивой кобылы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение08.10.2018, 12:39 


06/04/18

323
rockclimber в сообщении #1344393 писал(а):
Бред сивой кобылы.
Жаль, что ничего более содержательного вы сообщить не смогли.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение08.10.2018, 15:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Qlin
Будь вы профессиональным программистом, ваше мнение звучало бы более веско. Но достаточно взглянуть на задаваемые вами на форуме вопросы, как моментально становится ясно, что вы сами изучаете программирование пока ещё с азов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение09.10.2018, 00:44 


06/04/18

323
Munin в сообщении #1344447 писал(а):
вы сами изучаете программирование пока ещё с азов.
На уровне азов математика и программирование никак не связаны. За более продвинутый уровень сам не ручаюсь, но друзья, работающие программистами, говорят, что им математические знания абсолютно никак не пригодились. Да и в сети на эту тему тоже написано немало.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 444 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 30  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group