Прояснить бы принципиальные различия марксистской модели и существующей, и последствия этих отличий.
Не существует как таковой марксистской модели, или существующей модели. В настоящее время это горячий топик, существуют многообразие моделей и подходов. Пока проблемы далеки от их решений.
1) управляют собственники / наемные управляющие
1. Нет сомнений, что, управлять должны профессионалы, т.е. надо нанимать управляющих. Другое дело, как стимулировать управляющих работать в интересах собственников (акционеров). Вопрос также в чем состоит этот интерес – максимизировать стоимость фирмы? стоимость акций фирмы?
У управляющих имеется излишняя склонность к риску, поскольку они рискуют не своими деньгами, а собственника. Т.е. управляющие склонны выбирать более рискованные проекты, которые в случае успеха принесут им бонусы от прибыли, а в случае провала они ничего не потеряют, в худшем случае найдут работы в другой фирме. Поэтому часто вознаграждения менеджерам выплачиваются в виде опционов на акции фирмы – если результат работы фирмы будет хороший, то цены на ее акцию будут высокий, значит управляющий сможет купить эти акции подешевле.
Финансовый кризис 2008 г. показал, что и у владельцев и менеджеров крупных банков существуют мотивы излишне рисковать, рассчитывая, что в случае краха налогоплательщик все оплатит, так называемая проблема too big to fail.
2) выпуск продукции планируется / регулируется рынком.
2. Здесь нет антагонизма. Ни одна фирма не желает обанкротиться, поэтому планирует выпуск своей продукции в соответствии с прогнозируемым спросом на свою продукцию, действиями конкурентов, изменениями в экономической среде – валютные курсу, процентные ставки, налоги, доступ к рабочей силе и т.д.
Опыт централизованного планирования показал его неэффективность. Невозможно планировать в масштабах всей страны – в чем-то всегда выходит дефицит, а в чем-то избыток, обычно низкокачественные товары с низким спросом. Издержки ошибок планирования получаются намного выше в централизованном случае. Тогда как, если отдельная фирма ошиблась в своем планировании, то потери будут только у этой фирмы, а не у всего общества в целом.
Задача государства регулировать правила игры - создание условий для честной конкуренции; стимулирование предприимчивости, возможности быстрого создания нового бизнеса, налогобложение, законодательство, обеспечение в целом стабильной экономической среды, поддержка инфраструктуры, подготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.