Даже в утробе матери ребенок в общем то не стеснен в движеиях. А после рождения его вдруг начинают полностью обездвиживать. Думаю это достаточно сильный стресс.
Кстати, шутки шутками, но я думаю что сам момент рождения я каким-то образом тоже зафиксировал в памяти. И скорее эта память пробуждалась в сновидениях. Фактически сновидения и ощущения в них это те первые моменты, которые моя память сохранила в виде некоей производной памяти. Я бы сформулировал это так, что я помню, что я помнил, что я помнил свои ощущения при рождении. Собственно и остальные воспоминания о раннем детстве так и остались. Я ведь помню, что я очень долго помнил детали того, как я ходил с бабушкой в лениградский зоопарк. Начал я туда ходить еще до двухлетнего возраста и прекрасно помнил терпкие запахи его обитателей. Их внешний вид. Сейчас я , конечно, деталей никаких вообще не помню. Я даже не помню, как выглядела конкретно моя мать или отец в моем раннем возрасте. Но я помню свои эмоции от общения с ними. Помню, как я всегда боготворил отца и какая для меня была трагедия, когда в мои 4 года он окончательно ушел из семьи. Прекрасно помню, как завидовал своим приятелем, у которых были живые деды. Мои оба погибли в 1945 году. Но я этих деталей тогда конечно не знал. Я знал, что у меня должен был быть дед и поэтому самостоятельно назначил одного деда со двора своим дедом. И помню, какую я истерику закатил, конда мне в те же 4 года сказали, что у меня нет живых дедов. Отдельная тема, это всякие интеллектуальные игры, с которыми меня знакомили взрослые. Наверное самая первая игра была шахматы. В 3.5 года я наблюдал, как во дворе играют моя тетя с моим двоюродным дядей. Я тогда во дворе сломал ногу и даже в деталях помню, как это произошло. Как потом лежал в гипсе и было ужасно обидно что остальные дети бегают вокруг. Собственно, дядя с тетей старше меня были всего на 10 лет, но шахматы в их исполнении меня завораживали. Я очень быстро понял, как ходят фигуры, кроме пешек. Мне казалось, что пешка должна ходить только на одно поле вперед, и что меня просто пытаются задурить. То что пешка рубит наискосок, мне тоже казалось очень нелогично. Ну а уж когда мне показали, что пешка может рубить на проходе, это мне казалось верхом издевательства над правилами. Отдельная тема мат. Я помню, что очень долго не мог понять, что у игры есть цель заматовать короля. Я вообще не понимал, что это такое. Для меня игра состояла просто в передвижении фигур и их битвах между собой. И когда мне ставили мат, я очень обижался и плакал, что игра закончилась, не успев даже толком начаться. Основным моим учителем в настольные игры была бабушка. Она научила играть меня в шашки, уголки, 4 волка и козленок, массу карточных игр типа дурака, пьяницы, окулины (пиковая дама). Все это уже примерно в 4-хлетнем возрасте. Ну а в домино меня как и положено научил играть двоюродный дед. - отставной полковник дядя Саша. Когда я примерно в 5 лет научился читать, первым делом откопал его старые огоньки и принялся разгадывать кроссворды в них. А уже в 6-летнм возрасте пытался разгадывать словацкие кроссворды, вооружившись словацко-русскими словарями. Мне кажтся, поправьте меня, если я неправ, что первые опыты с какими то такими вещами, первые воспоминания о них, тоже достойны обсуждения в этой ветке. Я прекрасно помню, что читать я научился с помощью детских кубиков с буквами и картинками и книжки Приключения Буратино. Кубики у меня появились примерно в двухлетнам возрасте, но толтко в 5 лет я понял их реальное применение, когда на руках была интересная книжка с картинками, а читать мне ее никто не хотел.
|