Я повторю свою позицию: я не против того, что это определение, может быть, плохое. Но меня интересует ваше объяснение, чем же именно оно плохое, и как именно оно привело к указанному пагубному влиянию. Вот по этому поводу вы ничего внятного не произносите.
По-видимому, я зря прибил часть цитаты, спрятанную под offtop. Там были подходящие слова
Ладно, попробую еще раз. Я же препод, мне не привыкать
Цитата:
Я боюсь, что пагубное влияние может быть обусловлено иными причинами (полной заменой курса школьной геометрии, например). А ваше мнение - это ошибка "post hoc ergo propter hoc" и "корреляция есть причинно-следственная связь".
Я вполне отдаю себе отчет, что "после того" не обязательно означает "вследствие того". Более того, я вполне согласен с тем, что на определении векторов клин светом не сошелся. Как-то мне попалось на глаза школьное определение многогранника (сейчас уже не помню в каком, но в действующем учебнике"). Так оно вызвало у меня значительно большую идиосинкразию, чем определение векторов в том же учебнике.
Но это идиотское определение не мешает (нормальным) школьникам и студентам правильно представлять многогранники и успешно работать с ними. И это несмотря на то, что в целом школьная стереометрия в глубоком упадке.
Почему не мешает? Понятно почему. Школьник еще в раннем детстве видел деревянные кубики, а затем в школьном кабинете пыльные картонные модели призм и пирамид. В такой ситуации ему вообще не особенно нужно определение многогранника. Вполне хватает интуитивного представления о том, что это за зверь.
Ведь определение нужно только для того, чтобы в сознании возник адекватный образ определяемого объекта. А мыслим мы все (ну или почти все) образами, а не цепочками подставленных друг в друга определений.
Школьное определение вектора как направленного отрезка очень быстро создает в головах учеников именно образ. Беда в том, что он не адекватен понятию. У направленного отрезка есть начало и конец. Если взять другие начало и конец, это будет другой направленный отрезок, даже если у него та же длина и направление. (Пишу об этом, наверное, раз десятый, но Вы утверждаете, что я так и сообщил, что именно не нравится мне в школьном определении. Сообщаю.) Последующий параграф, про равенство векторов опоздал: простой (но дефективный) образ уже сформировался.
Сотни раз проводил такой мини-эксперимент . Рисую студентам две картинки. На одной - пара неколлинеарных векторов, представленных направленными отрезками с общим началом. На другой - направленные отрезки, представляющие те же векторы (по клеточкам рисую), но не имеющие общих точек. Так вот, 95% процентов студентов убеждены, что на первом рисунке линейно зависимые векторы (они же из одной точки выходят), а на втором линейно независимые.
При этом 30% способны воспроизвести определение линейной зависимости. Остальные произносят заученный текст, похожий на определение. (Подумаешь, сказал "все не равны нулю" вместо "не все равны нулю". Ясно же, что этот козел просто придирается.)
Еще раз резюмирую. Для создания образа вектора, позволяющего без ломки стереотипов перейти от векторов в школьной геометрии к векторам - элементам линейного пространства, нужно представление о векторах, как о классах эквивалентных направленных отрезков, а не одиночных отрезках. Я не утверждаю, что нужно определение, через классы эквивалентности. Я утверждаю, что нужно формировать такое представление. И "5 км на запад" (при временном допущении того, что Земля плоская
) гораздо лучше подходят для формирования такого представления, чем пресловутый "направленный отрезок".
Упреждаю вопрос.
Почему подобных проблем нет в других случаях, когда мы "контрабандой" протаскиваем переход к классам эквивалентности? Например, треугольники, равные по признакам равенства, не равны как множества точек. Недаром в колмогоровском учебнике заморачивались с понятием "конгруэнтность". А теперь не заморачиваются. И ничего. К каким-либо проблемам с пониманием это не приводит. А для векторов приводит.
Полагаю, все просто. На треугольниках, трапециях и тех же многогранниках мы не строим никакой алгебры. А на векторах строим. И проблемы вылезают именно в этот момент.
Фу-у-ух! Готов к дальнейшим разъяснениям своей позиции. Обращайтесь!
-- 21 сен 2016, 22:09 --PS:
Пришло в голову сравнение.
При отыскании кратчайшего пути во взвешенном графе не всегда годится жадный алгоритм.
То же самое происходит с введением векторов в школьном курсе. Определение их через направленные отрезки - это, по сути, выбор ребра наименьшего веса на первом шаге. Только вот дальнейший путь к формированию основных понятий линейной алгебры при этом выборе оказывается не кратчайшим.