Тезис 7.4. Реформа философского образования by Anton_PeplovНу, совсем упразднять не обязательно. Оставить два-три философских факультета на страну - скажем, в Москве, Питере и Новосибирске. И в качестве вступительного испытания устраивать экзамен на умение логически мыслить - в частности, оперировать понятиями "посылка", "следствие", "необходимое и достаточное" и т.д., чтобы отсеивать "гуманитариев". Вот где еще взять для этих факультетов преподавателей, которые и сами умеют ими оперировать, и при этом еще Канта с Гегелем прочитали... Но - можно набрать. У меня есть знакомые, написавшие диссертации по философии после обучения на естественно-научных факультетах, с логикой у них все хорошо.
Если же ставить задачу готовить философов, владеющих логикой и отказывающихся принимать бред за текст, то:
- вступительными экзаменами следует сделать решение логических задач, причем таких, которые демонстрируют, что человек не ловится на паралогизмы и не согласен принимать бред за текст. А также отличает необходимое от достаточного, понимает, что такое обратная теорема, и т.д.
- на всю страну придется оставить один-два философских факультета, потому что абитуриентов, умеющих логически мыслить и при этом желающих быть философами, вряд ли наберется больше.
- тем же самым экзаменам придется подвергнуть и преподавательский состав. И окопавшихся там болтунов и бредогенераторов разогнать к дифференциальной матери (это, впрочем, хорошо бы проделать на всех гуманитарных факультетах).
- на философских факультетах ввести курсы "примыкающих к философии" естественно-научных и математических дисциплин. Из математики:
а) элементарное знакомство с теорвером (урны и кубики)
б) основные понятия теории множеств (множество, бесконечность, мощность)
в) основные понятия теории алгоритмов (алгоритм, универсальный алгоритм, неразрешимые проблемы)
г) математическая логика (логика высказываний, логика предикатов первого порядка, формальные теории, теоремы Геделя)
Тех, кто не справится - отчислять к дифференциальной матери. Человек, не сумевший разобраться с такими простыми вещами, для философии профессионально непригоден. Он может быть лишь генератором текстов, имитирующих осмысленность, что не только бесполезно, но и вредно.
Также нужны обзорные курсы по когнитивным наукам и "рассказ о физике". Последнее сложнее всего, ибо нужно не углубляться в детали, для которых у студентов-философов не будет ни времени, ни математической подготовки, акцентировать именно философские аспекты и при этом не наврать ни в чем принципиально важном. Это штучный курс для штучных преподавателей. Но, если на всю страну останется два философских факультета, то уж найдутся два штучных преподавателя:)
Возражения на тезис 7.4Возражение 7.4.1. В эпоху ЕГЭ это маниловские мечтанияЕсли бы ВУЗы могли проводить свои экзамены по тому, что нужно, а не по тому, что велят, ситуация с образованием бы резко изменилась не только в философии.
Если на всю страну останется три философских факультета, то конкурс, наверное, будет совсем другим.
В условиях приема по ЕГЭ - не слишком. Сейчас потенциальный абитуриент может выбрать пять ВУЗов и разложить по ним заявления, среди этих ВУЗов почти всегда есть хотя один-два "центральных". В такой ситуации ликвидация провинциальных конкурентов почти ничего для центральных ВУЗов не улучшит (и, возможно, даже немного ухудшит).
Возражение 7.4.2. А работать кем?Вообще, в какой области Вы предполагаете трудоустраивать данных специалистов? То бишь, кто по-Вашему захочет (или должен быть обязан) платить им деньги за их уникальные знания и навыки?
Возражение 7.4.3. А чем философ лучше дрессировщика утконосов, чтобы его готовить за государственный счет?Почему вы предлагаете защищать подобных "гениев", но не выступаете с аналогичными инициативами по защите права на образование будущих гениальных художников-граффитистов и музыкантов, играющих на подмышке?
Возражение 7.4.4. Это не то, что дается образованиемНо уж высшее образование в области искусства у нас существует.
Но вот выпускники этого высшего образования крайне мало коррелируют с реальными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, которые известны, фигурируют в нашем искусстве, вносят какой-то вклад в него. Если вы это признаете, то вы должны будете признать и беспочвенность ваших предложений по организации какого-то правильного философского образования - оно всё равно будет попадать мимо цели.