А что им помешает это сделать в других вузах или самостоятельно?
Вообще-то филфаки (филологические) прямо к этому приглашают.
"В других вузах" - имелось в виду "на других факультетах"? Может быть, то, что на других факультетах изучают совсем другие предметы?
Вообще-то филфаки (филологические) прямо к этому приглашают.
Это для меня новость. Я знаком и в чем-то согласен с Вашим утверждением "философия - это жанр литературы", но составители программы филфаков, кажется, с ним не согласны. Тамошние студенты читают много Салтыкова-Щедрина и Золя, кое-где в списках для дополнительного чтения даже Стивен Кинг фигурирует, но чтобы их заставляли читать Гегеля, Канта или Шопенгауэра - такого я не слышал. Возможно, я чего-то не знаю о филологических факультетах.
Но в любом случае, даже если заставить всех студентов-филологов поголовно их читать, никакого рационального анализа тезисов и аргументов философов они выдать не смогут - вот уж кто-кто, а литературоведы точно не сдают экзаменов по логике (и если заставить их их сдать, результаты, боюсь, будут ужасающие). Вот анализ в стиле "синие занавески означают тоску героя по Родине" - это да, это их хлеб, только зачем нужен
такой анализ Канта... Да таких его анализов и так не счесть, ибо выпускники
нынешних философских факультетов недалеко ушли от тех филологов.
Это было бы такое позорище для титульных философов, что на это просто не пойдут.
На что только не шли в последние сто лет. В нашей стране особенно. Да и не только в нашей. В середине XX века в США можно было попасть в тюрьму за сожительство с женщиной вне брака - легко ли сейчас в это поверить? Ценности иногда переоцениваются.
никому не интересно писать "а вот тут ещё 100 страниц мусора", копаясь в этом мусоре подробно и дотошно.
Вам не интересно совсем. У меня какие-то крохи интереса есть. За 140 миллионов человек я бы говорить не отважился.
Ну, или почему те же писатели, поэты, музыканты, певцы, художники и скульпторы почему-то пробиваются в жизни сами, по многу лет живя на заработки от других занятий, обречённые творить в свободное время, - и ничего, не жалуются?
Т.е. Вы предлагаете приравнять философию к искусству. Что ж, это мысль интересная. Разогнать Институт философии РАН, запретить РГНФ выделять философам гранты. Пусть кто хочет, тот и спонсирует. Нельзя сказать, что я с этим согласен, но я понимаю эту позицию. Но уж высшее образование в области искусства у нас существует. Консерватории, театральные институты, художественно-графические факультеты. Даже если приравнять философию к искусству и сказать, что она удовлетворяет лишь эстетические потребности, два философских факультета на страну не будут смотреться в этом ряду дико.
И какую роль он должен выполнять в общем цикле вузовских курсов?
Знакомить подрастающее и задающееся философскими вопросами поколение с теми зернами (отделенными от плевел), которые человечество накопало в своих попытках ответить на эти же самые вопросы. Вопросы ведь те же самые. В чем смысл жизни, если он есть, и что вообще такое "смысл жизни"? Чем знание отличается от веры, мнения и т.д.? Можно ли доказать существование Бога? А если Бога нет, то правда ли, что все дозволено? Существуют ли объективно добро и зло? Если да, то в чем они и как их различить? Вопросы старые как мир, и снова и снова в студенческих курилках звучат старые как мир мнения, переизобретаются уже звучавшие аргументы и контраргументы, делаются уже известные и описанные логические ошибки... По-моему, познакомить восемнадцатилетнего человека с тем, какие варианты ответов на его вопросы уже высказывались, как они аргументировались и чем оспаривались, есть дело благое. Во-первых, это поможет ему осознаннее подойти к выбору своей позиции. Во-вторых, познакомит с важной (хотя бы в историческом смысле) частью культуры человечества. В-третьих, чем больше взглядов и аргументов за них и против них человек слышал, тем, как правило, он спокойнее относится к тем, кто с ним не согласен. "Ок, у тебя своя недоказуемая позиция, у меня своя". Проливающие кровь фанатики получаются из тех, кто никогда не пытался понять, как можно думать как-то иначе.
Ага, а то у нас денег некуда девать.
Да бросьте. Уж какие великие траты - прокормить десяток-сотню человек (я имею в виду число исследователей, а не "чистых преподавателей"). Конечно, если считать, что никаких философских исследований быть не может, потому что философия - жанр литературы, то зачем же кормить дармоедов. Вопрос в том, надо ли так считать, принимая управленческие решения.
Или, внезапно, задуматься, а был ли мальчик.
Т.е. - накоплено ли за двадцать пять веков (считаем от греков, Веды - это все-таки нечто иное) существования философии столько внятных тезисов, аргументов и контраргументов к ним, чтобы их хватило на один учебник?
Если подумать хорошенько, то в этом утверждении содержания не больше, чем в более точном:
Люди никогда не перестанут задаваться вопросами, ответы на которые они не в силах найти, и даже сами вопросы не могут внятно сформулировать. И заметьте - никакого упоминания "философии". И никакого мистического преклонения перед такими "вопросами".
Ну да, Вы не упоминаете философию, потому что заменили термин на его определение. Философия - это именно и есть попытка подступиться к вопросам, ответы на которые мы не в силах найти, и даже сами вопросы не можем внятно сформулировать. Это определение. Я его полностью разделяю. Когда мы ставим вопрос достаточно ясно, то это математика или там когнитивная лингвистика. А философия - скопище клубящихся смутных идей и вопросов, одни из которых еще не созрели (а когда созреют, из них вылупится новая наука), а другие никогда не созреют - например, потому что представляют собой попытку объять необъятное.
Философия - странная пограничная область. С одной стороны, она пытается оперировать логикой, т.е. делать из посылок неизбежные выводы, от которых нельзя отмахнуться, сказав "я художник, я так вижу". С другой - в силу расплывчатости ее идей и вопросов получаются не доказательства, а слабое их подобие. Все мы слышали словосочетание "убедительный аргумент". А ведь оно интересно. В математике не может быть "убедительных аргументов" - либо доказано, либо не доказано. В экспериментальных науках можно сказать, что одни результаты "убедительнее" других в том смысле, что выборка больше, приборы лучше и т.д., но это все-таки другое. А вот когда нас
убеждают (или не убеждают) аргументы, которые не являются ни экспериментальными данными, ни математически строгим доказательством - это область обыденного познания, философии и гуманитарных наук типа культурологии, о которых спорят, надо ли их считать науками. Но это все-таки должны быть аргументы, а не красивый образ, демагогический прием или фотография плачущего ребенка. Честный философ пытается честно рассуждать. Там, где он не может дать определения своим понятиям, он хотя бы приведет репрезентативный список примеров.
Заслуживает ли эта странная область того, чтобы отвести ей один-два-три факультета на страну? Чтобы поддержать в ней логический, а не литературный элемент? Чтобы создать на деньги налогоплательщиков книги с хорошим, внятным изложением накопленных за двадцать пять веков идей, аргументов и контраргументов? Мое категорическое "да". Это личное мнение, обосновывать не буду. Можно игнорировать.