Мое мнение об образовании. Можете не соглашаться, можете спорить.
...
По сути школа и даже вуз в какой-то мере, нужен в основном как "концентрационный лагерь для детей". Надо же где-то концентрировать детей, чтобы они не шлялись где попало, пока родители на работе. Детский труд нынче запрещен, надо чем-то занять, да причем до совершеннолетия.
...
В вузы идут, чтобы попить, покурить и повеселиться. Ну и диплом. Не знания, повторяю, а диплом. Если бы корочки не требовали на работе, или если бы диплом не давали - никто бы почти 4 года не поступал в университеты.
Вот и все. Знаний на выходе мало, проще тогда закончить курсы полугодовые и знаний будет столько же, даже больше, потому что не растянуто во времени.
Сразу оговорюсь, бывают исключения. Но на то они и исключения, что их мало.
Смотрите, какая вещь. Вы говорите, что многие идут в вуз для корочки. Что ж, соглашусь, это так. Это прискорбный факт.
Но зачем Вам смотреть на многих? Вопрос не в том, зачем многие идут в вуз; вопрос в том, зачем туда идёте Вы.
Мне кажется невероятно пустой, скучной, серой, бессмысленной жизнь, проведённая в пьянке и веселье. Без стремления к каким-то высоким целям, к каким-то знаниям, к тому, чтобы принести пользу своей работой. Такую жизнь я врагу не пожелаю. Если никакая другая жизнь неизвестна, то, конечно, сравнивать не с чем и пустое веселье можно считать идеалом; но никто, кому известна жизнь иная, творческая, с этим не согласится.
Точно так же я искренне жалею всех студентов, кто учится "ради корочки", кому неинтересно учиться. Отбывать срок в "концентрационном лагере" - сначала в школе, потом в вузе - весёлого мало. Но эти люди сами выбрали свой путь, и если они обрекли себя на такую жизнь, то, наверное, сами виноваты.
Дело в том, что есть школьники и студенты, для которых школа и вуз - не концентрационный лагерь. Я хотел бы, чтобы таких было подавляющее большинство.
Цитата:
11 лет это бессмысленно, лет за 7-8 можно все пройти.
В вузе 4 года вполне достаточно. Выкинуть половину предметов вроде психологии, социологии (тех. вуз) и... и все. Оставшееся время пусть свободным будет. Лучше меньше пар, но качественней и больше внимания уделять нужным предметам. Практику тоже убрать, обычно это "принеси-подай".
А рабочие специальности - достаточно курсов, самое то. Учить тебя индивидуально никто не будет все равно, хоть 10 лет затрать, конвеерный метод.
...
А сэкономленные деньги на образовании, можно было бы пустить на медицину. Здоровье это главное, а диплом это просто грязная синяя (красная) бумажка.
Я согласен, что тех, кому что-то устойчиво неинтересно, не надо этому учить. Кому достаточно курсов, пусть проходят курсы. Я тоже против нашей системы, когда высшее образование нужно на большинстве работ, даже если фактически оно там не нужно.
Но также я считаю, что любознательность - естественное качество человека, и знания, даже которые не пригодятся впредь - это пища для ума. Без такой пищи что-то важное в человеке голодает и умирает. Я математик; но я никогда не пожалел, что изучал в школе химию и биологию, а в университете философию. Более того, я изучал их и самостоятельно, дополнительно, эти знания стали частью моего культурного багажа, и было бы жалко, если бы всего этого я не узнал. И до сих пор я изучаю в том числе и то, что мне напрямую не пригодится, хотя вуз я уже закончил.
Цитата:
Вообще, диплом часто без проблем получают как раз дураки, которые особо не думают, списывают, тупо заучивают или участвуют во всяких массовых мероприятиях, а учится их зачетка.
А умные люди слишком много думают и их отчисляют.
По моим наблюдениям, сомнительное утверждение. Очень сомнительное. Но ведь Вы сами сказали, что диплом - "грязная бумажка", так какая Вам разница, кто легче получает диплом? Мне интереснее, получил ли человек радость от обучения, вынес ли какую-то пользу.
Польза может быть не только прямая. Мне нравится высказывание академика В.А.Васильева, что математика (в школе, в вузе; наверное, и не только математика) учит отличать осмысленное от бессмысленного, отличать бредовое от разумного, правдоподобное от неправдоподобного, ориентироваться в море информации, и в наш век интернета это очень полезно. Это именно навык, который не приобретёшь быстро на курсах.
Когда я был школьником, мне попала в руки книжка. Это была научная фантастика, там говорилось о высокоразвитой цивилизации, посылающей свои корабли к далёким звёздам и планетам. Чтобы человек за свою короткую жизнь мог слетать в космос несколько раз, космонавтами там становятся уже в детском возрасте. Начиная с самого раннего возраста, детям доверяют ответственную работу, они изучают сложные науки. В полёте они тоже должны выполнять определённые работы, чтобы с кораблём ничего не случилось, и продолжать образование: у них на компьютерах установлены курсы видеолекций, иногда даже посылаются с родной планеты обновления этих курсов. Но у взрослых, которые остались на планете, нет возможности проконтролировать, что там дети делают: то ли учатся и работают, то ли баклуши бьют. Поэтому дети контролируют себя сами. Если что-то непонятно в лекциях - обсуждают их, и рано или поздно один догадывается, в чём дело, и рассказывает остальным. Почему им не нужен внешний контроль? Потому что это и их мечта тоже - летать к звёздам, узнавать каждый день что-то новое, знакомиться с новейшими достижениями науки. Это не навязанная обязанность, это их собственная мечта.
Мне кажется, это идеал, к которому надо стремиться. То, что образование - это скучно и никто не пошёл бы учиться, если бы не требовалось - очень вредный стереотип, засевший в головах многих людей и мешающий им жить по-настоящему творческой, интересной жизнью. Естественная любознательность есть у человека в детстве: он сам задаёт бесконечные вопросы "почему", ему не приходится вдалбливать знания насильно. Прискорбно, что многие теряют эту естественную любознательность в процессе взросления. Почему это происходит - интересный вопрос, и его надо решать. Вот что действительно надо, а не экономить на образовании ради медицины (которая без образования тоже быстро зачахнет кстати).
И здоровье - не самое главное; здоровой может быть и свинья. Мне кажется, человек всё же должен ориентироваться прежде всего на развитие всего человеческого в себе.
-- 24.10.2015, 11:31 ------------
Остальным участникам дискуссии. Я не думаю, что ТС - тролль. Вопрос, зачем нужно образование, разумный и осмысленный. Я учился на специальности "Математика"; некоторые мои знакомые, учившиеся там же, будучи на первом курсе очень заинтересованными и мотивированными студентами, к концу обучения теряли всю мотивацию. К сожалению, я не могу сказать, что я их не понимаю; многие предметы, такие как топология и функциональный анализ, нам преподавали так, что и я сам бы возненавидел математику, если бы параллельно не учился сам по учебникам. Бесконечная и бессмысленная череда формул и теорем без какой-то мотивации; ни про одно понятие не было понятно, зачем оно вводится, зачем понадобилось его определять именно так; ни про одну теорему не было объяснено, почему это вообще было интересно формулировать и доказывать. От таких курсов оставалось отчётливое впечатление, что все определения взяты с потолка какой-то случайной комбинацией прошлых определений, чтобы было о чём доказывать теоремы, столь же малоосмысленные.
В таком стиле преподавания мне видится одна из причин умирания естественной любознательности школьника и студента.