Поэтому я бы продолжил беседу по теме "Философия и естествознание", а не "Философия и образование".
Вот я бы тоже. Философией конечно должны заниматься философы. И вот они, наблюдая работу естествоиспытателей как бы со стороны, сделали ряд выводов о некоторых общих методологических принципах естествознания.
Кризис физики в начале XX века привёл не только к резкой смене научной парадигмы, но и к смене базовых методологических принципов, то есть это был методологический кризис. Но философы до сих пор не могут даже его чётко обозначить. Базовые методологические принципы перечислены в учебниках по КСЕ и философии науки. Как вы считаете какие из них сегодня используются физиками ?
Предыдущее обсуждение показало, что у нас (участников этого обсуждения) нет единого понимания методологии. Поэтому начну с того, что предложу простое определение, взятое из Википедии - сейчас такое нам будет достаточным, но позднее не исключаю, что придется его уточнить и м.б. сильно изменить:
Цитата:
Методология - учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.
С пояснением:
Цитата:
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания [...], практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
Рассмотрим следующую последовательность методологий:
методология философии естествознания, методология математики, методология физики, методология химии,...Предположу, что каждый член этой последовательности включает в себя предыдущие и добавляет еще что-то свое.
Не разделяю высказанного выше мнения, что методологию математики возможно достаточно полно изложить всего в нескольких тезисах. Тем более это невозможно сделать для методологии физики. Поэтому ограничусь примерами.
Принцип неопределенности Гейзенберга поставил окончательный крест на идее Лапласовского детерминизма. Отметим BTW, что это очень не понравилось Эйнштейну, который заявил "Бог не играет в кости", на что Нильс Бор ответил "Эйнштейн, не говорите Богу, что делать". (Яркий пример философского спора двух великих физиков об актуальных проблемах физики). Несмотря на скептицизм Эйнштейна, в физике утвердился вероятностный подход (
сегодня используется физиками), который расширил ассортимент базовых моделей. В частности, для теоретической физики открылась возможность развития теории строения вещества: физика твердого тела (в частности, теория полупроводников -
сегодня используется физиками), строение молекул (в частности, упомянутая теория резонанса, ароматичность, мезомерный эффект -
сегодня используется физиками). Для экспериментальной физики появились новые методы исследования, один из них ЯМР. Этот метод (
сегодня используется физиками), в частности, оказал значительное влияние и на методологию химии - предложив новый эффективный подход к решению одной из важнейших проблем органического синтеза - доказательство молекулярной структуры полученного в результате синтеза вещества.
В современной физике - см. "
Свет впервые сфотографировали как волну и частицу одновременно". Т.е. методологическая концепция корпускулярно-волнового дуализма
сегодня используется физиками.