2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1 ... 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 ... 67  След.

Философия vs естествознание?
Естественным наукам необходима философия 37%  37%  [ 29 ]
Естественным наукам не нужна философия 33%  33%  [ 26 ]
Естественным наукам вредна философия 17%  17%  [ 13 ]
Имею другое мнение 13%  13%  [ 10 ]
Всего голосов : 78
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение06.03.2015, 18:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11348
Hogtown
bin в сообщении #986556 писал(а):
Где студент должен изучать методологию? Основы научного метода, нпр., требование воспроизводимости эксперимента, принципы моделирования и т.д. На факультативе?


Заведомо не у философов. Лучше всего—у тех кто этой наукок занимается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение06.03.2015, 22:44 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Red_Herring в сообщении #986577 писал(а):
bin в сообщении #986556 писал(а):
Где студент должен изучать методологию? Основы научного метода, нпр., требование воспроизводимости эксперимента, принципы моделирования и т.д. На факультативе?


Заведомо не у философов. Лучше всего—у тех кто этой наукок занимается.
У физ-химиков младших курсов, нпр., могут быть следующие профильные предметы: 1) основы мат.анализа; 2) физика; 3) общая и неорганическая химия; 4) вычислительные методы и языки программирования. И кто из четырех лекторов должен прочитать им еще и методологию? При этом физику и общ. и неорг. химию могут слушать еще и биологи, и геологи и т.д. Т.е. будет ситуация "у семи нянек дитя без глаза": либо никто из лекторов не скажет про методологию, понадеявшись на другого, либо все скажут, и для бедных студентов это будет явный overflow :-) На старших курсах и в аспирантуре много спец.курсов, в которые методологию вписать еще сложнее. Тем более, что многие узкие специалисты не любят говорить на общеметодологические темы, считая их философскими. Т.о. нет гарантии, что кто-то на своем спецкурсе не забудет это сделать, а отследить по всем спецкурсам, некоторые из которых посещает всего три человека, нереально. Гораздо проще, надежнее и экономичнее, чтобы пара-тройка общих лекций по методологии была прочитана для всех студентов естественников. Подходящая форма контроля – зачет. С такой работой любой философ должен справиться, если он не теолог и если действительно специалист по философии и методологии естествознания.

-- Пт мар 06, 2015 22:55:03 --

Лекторов тоже нужно контролировать, как и студентов. На общей лекции это сделать просто и ненавязчиво: пусть лекторы анализа, химии, физики и программирования зайдут в большую аудиторию и послушают, не привлекая к себе внимания (в аудитории на 200 человек это сделать очень просто). И потом они смогут подкорректировать коллегу философа, указав ему на недочеты в узком кругу заседания преподавательского состава факультета, нпр.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение06.03.2015, 23:04 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
bin в сообщении #986715 писал(а):
У физ-химиков младших курсов, нпр., могут быть следующие профильные предметы: 1) основы мат.анализа; 2) физика; 3) общая и неорганическая химия; 4) вычислительные методы и языки программирования. И кто из четырех лекторов должен прочитать им еще и методологию?
Так ведь тут будет как минимум две разных методологии, а то и все три. К тому же согласовывать программы курсов никому не запрещено.

bin в сообщении #986715 писал(а):
Гораздо проще, надежнее и экономичнее, чтобы пара-тройка общих лекций по методологии была прочитана для всех студентов естественников.
Без конкретных примеров это делать менее удобно, но можно и так. Возложить на одного из "естественников", он и прочитает.

bin в сообщении #986715 писал(а):
С такой работой любой философ должен справиться, если он не теолог и если действительно специалист по философии и методологии естествознания.
Это будет в лучшем случае детский лепет, в худшем - бред.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение06.03.2015, 23:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11348
Hogtown
bin в сообщении #986715 писал(а):
Гораздо проще, надежнее и экономичнее, чтобы пара-тройка общих лекций по методологии была прочитана для всех студентов естественников. Подходящая форма контроля – зачет. С такой работой любой философ должен справиться, если он не теолог и если действительно специалист по философии и методологии естествознания.

С.Я.Маршак в «Сказка о глупом мышонке» писал(а):
Приходи к нам, тётя Кошка
Нашу Мышку покачать

bin писал(а):
пусть лекторы анализа, химии, физики и программирования зайдут в большую аудиторию и послушают, не привлекая к себе внимания (в аудитории на 200 человек это сделать очень просто). И потом они смогут подкорректировать коллегу философа, указав ему на недочеты в узком кругу заседания преподавательского состава факультета, нпр.

Мы с большим интересом выслушали лекцию коллеги-философа. Нас больше всего интересует вопрос «Где Вы берёте столь высококачественную дурь?»

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 00:16 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Pphantom в сообщении #986726 писал(а):
Так ведь тут будет как минимум две разных методологии, а то и все три.
Разве методология физики сильно отличается от методологий химии и вычислит. методов? Есть, конечно, специфика вычислительного эксперимента по сравнению с натурным, ее стоит отметить в лекции, но и только. Мой пример про физ-химиков, так, в Москве два НИИ РАН: один - физ-химии, другой хим-физики. Любимая шутка многих гостей этих институтов: чем физ-химия отлична от хим-физики? В нашей теме: чем одна методология отлична от другой? ;-)
Pphantom в сообщении #986726 писал(а):
Без конкретных примеров это делать менее удобно, но можно и так. Возложить на одного из "естественников", он и прочитает.
Вот именно, что нужны примеры. Узкий специалист сможет приводить очень специальные примеры, полностью понятные только специалистам в той же области. Вы не сталкивались с таким явлением в личных беседах? Ведь очень часто два специалиста в смежных областях с трудом понимают друг друга. Какого же понимания требовать от студентов?
Pphantom в сообщении #986726 писал(а):
Это будет в лучшем случае детский лепет, в худшем - бред.
Распространено мнение, что специалистами не рождаются и на них не учатся, а ими становятся. Выпускник лучшего университета мира - еще не специалист, вот когда поработает и сделает что-то сколь-нибудь заметное - тогда начинает становиться специалистом в своей области. Чем философ-выпускуник хуже другого выпускника? Если поручить ему не от случая к случаю затыкать дыру в лекциях по методологии, а если это будет его постоянная работа, то он соберет достаточный материал и отберет из него наиболее содержательное, систематизирует и т.д. Такую работу не сможет (просто не успеет) проделать один из естественников, на которого ситуативно возложено. К тому же современная методология естествознания не на пустом месте возникла. Человечество долго шло к ней ценой многих ошибок и неудач. Краткий историко-философский экскурс необходим для понимания и осмысления проблематики. Хотя бы для того, чтобы понять, что нынешняя методология - результат тысячелетних усилий, а не чья-то сиюминутная прихоть. Здесь знания философа будут совершенно необходимы.

-- Сб мар 07, 2015 00:32:49 --

Red_Herring в сообщении #986746 писал(а):
Мы с большим интересом выслушали лекцию коллеги-философа. Нас больше всего интересует вопрос «Где Вы берёте столь высококачественную дурь?»
Почти уверен, что он ответит: "в ваших лекциях, докладах, статьях и книгах". И каждому персонально предоставит точные ссылки на его творения. В не совсем тривиальных случаях свежий взгляд бывает очень полезен. Частично эту пользу приносят взгляды редакторов и рецензентов, но они зачастую слишком не нейтральны ;-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 00:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Пару дней не открывал писанину bin-а. Не до него было. Щас открыл, почитал - всё то же самое: враньё, демагогия, пустословие.

Red_Herring в сообщении #986746 писал(а):
Мы с большим интересом выслушали лекцию коллеги-философа. Нас больше всего интересует вопрос «Где Вы берёте столь высококачественную дурь?»

+1.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 00:57 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
bin в сообщении #986760 писал(а):
Разве методология физики сильно отличается от методологий химии и вычислит. методов?
От методологии химии - нет (ну, точнее, лично я не вижу принципиальных различий). От методологии вычислительного моделирования - уже есть отличия (это как раз случай "а то и все три"). Наконец, она принципиально отличается от методологии математики. Так что повторяться придется максимум "физику" и "химику", да и то некоторые нюансы будут различаться.

Кстати, замечу, что Вы изящно проигнорировали самые крупные различия, сосредоточившись на минимальных. Какое это там по счету правило демагога? :wink:

bin в сообщении #986760 писал(а):
Вот именно, что нужны примеры. Узкий специалист сможет приводить очень специальные примеры, полностью понятные только специалистам в той же области.
Это в большинстве случае не так, но пусть будут хотя бы узкие примеры. Философ, увы, никаких привести не сможет.

bin в сообщении #986760 писал(а):
Чем философ-выпускуник хуже другого выпускника?
Тем, что его ничему содержательному не учили.

bin в сообщении #986760 писал(а):
Если поручить ему не от случая к случаю затыкать дыру в лекциях по методологии, а если это будет его постоянная работа, то он соберет достаточный материал и отберет из него наиболее содержательное, систематизирует и т.д.
Знаете, это все абстрактные рассуждения. А я, к сожалению, по должности вынужден регулярно смотреть на то, как это происходит на практике. В СПбГУ (вроде не самый последний ВУЗ, нет?) есть целый философский факультет (вернее, теперь институт), а на нем есть кафедры онтологии и теории познания, а также философии науки и техники. Казалось бы, те самые "специалисты", которые соберут, отберут и систематизируют... Увы, они традиционно ведут занятия по философии у естественников, и без мата это неописуемо. В самом лучшем случае это безобидные дилетанты. В куда более распространенном - воинствующая серость.

bin в сообщении #986760 писал(а):
Краткий историко-философский экскурс необходим для понимания и осмысления проблематики. Хотя бы для того, чтобы понять, что нынешняя методология - результат тысячелетних усилий, а не чья-то сиюминутная прихоть.
Безусловно. Но профессиональных философов к этому делу нельзя подпускать на пушечный выстрел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 01:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11348
Hogtown
bin в сообщении #986760 писал(а):
Почти уверен, что он ответит: "в ваших лекциях, докладах, статьях и книгах". И каждому персонально предоставит точные ссылки на его творения.

На что ему укажут
Александр Пушкин притче «Сапожник» писал(а):
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"....
Тут Апеллес прервал нетерпеливо;
"Суди, дружок, не свыше сапога!"

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но чорт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 01:30 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Pphantom в сообщении #986778 писал(а):
От методологии химии - нет (ну, точнее, лично я не вижу принципиальных различий). От методологии вычислительного моделирования - уже есть отличия (это как раз случай "а то и все три"). Наконец, она принципиально отличается от методологии математики. Так что повторяться придется максимум "физику" и "химику", да и то некоторые нюансы будут различаться.

Кстати, замечу, что Вы изящно проигнорировали самые крупные различия, сосредоточившись на минимальных.

Скажите, пожалуйста, конкретно, что я проигнорировал упустил (т.к. умышленно ничего не игнорировал). В чем основные отличия методологии вычислительного моделирования от методологии химии? Я занимаюсь мат.химией (т.е. вычислительным моделированием в химии), и мне было бы особенно интересно это узнать, как и принципиальные различия между методологией мат.химии (или просто химии) и методологией математики (т.е. еще занимаюсь теоретической CS и алгоритмами теории графов).

Pphantom в сообщении #986778 писал(а):
Казалось бы, те самые "специалисты", которые соберут, отберут и систематизируют... Увы, они традиционно ведут занятия по философии у естественников, и без мата это неописуемо. В самом лучшем случае это безобидные дилетанты. В куда более распространенном - воинствующая серость.
Это показывает только недопустимо низкий уровень данного философского заведения. За эпоху "торжества" идеологии диамата многие философы привыкли халтурить, и что они могли передать своим ученикам, кроме этой привычки? Тем более, что у нас что-то не наблюдлюдается расцвета науки (и не только в философии).
Pphantom в сообщении #986778 писал(а):
Но профессиональных философов к этому делу нельзя подпускать на пушечный выстрел.
Откуда такой вывод? Ведь до того Вы говорили только о непрофессиональных (т.е. недопустимо низкой квалификации) "философах" ;-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 01:35 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
bin в сообщении #986788 писал(а):
Скажите, пожалуйста, конкретно, что я проигнорировал упустил (т.к. умышленно ничего не игнорировал)
Методологию математики ("основы матанализа").

bin в сообщении #986788 писал(а):
Это показывает только недопустимо низкий уровень данного философского заведения.
У Вас есть на примете философские заведения существенно более высокого уровня?

bin в сообщении #986788 писал(а):
Откуда такой вывод? Ведь до того Вы говорили только о непрофессиональных (т.е. недопустимо низкой квалификации) "философах"
Почему же? Все положенные атрибуты "профессиональности" присутствуют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 01:39 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Red_Herring в сообщении #986781 писал(а):
На что ему укажут
Т.е. если философ (м.б. не сам, а с помощью стороннего математика) найдет у кого-то из Ваших коллег математиков ошибку уровня "дважды два пять" и предъявит ее, ответить нужно только Пушкиным? И это верная методология? Чем тогда Ваши коллеги будут лучше этого философа? ;-)

-- Сб мар 07, 2015 01:48:44 --

Pphantom в сообщении #986791 писал(а):
Методологию математики ("основы матанализа").
Не понял. Основы матанализа это методология математики? А как быть с дискретной математикой и CS, нпр.?
Pphantom в сообщении #986791 писал(а):
У Вас есть на примете философские заведения существенно более высокого уровня?
Нет. Но это другая проблема.
Pphantom в сообщении #986791 писал(а):
Все положенные атрибуты "профессиональности" присутствуют.
Профессионал с недопустимо низкой квалификацией фактически не является профессионалом (юридическую сторону вопроса мы здесь не обсуждаем).

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 01:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11348
Hogtown
bin в сообщении #986794 писал(а):
Т.е. если философ (м.б. не сам, а с помощью стороннего математика) найдет у кого-то из Ваших коллег математиков ошибку уровня "дважды два пять"
Пусть найдет, тогда и поговорим. Только это д.б. действительно математическая ошибка и философу придётся показать, что это ошибка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 01:56 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
bin в сообщении #986794 писал(а):
Не понял. Основы матанализа это методология математики? А как быть с дискретной математикой и CS, нпр.?
При обсуждении даже основ матанализа придется в том или ином виде изложить методологию математики. Хотя бы для того, чтобы было понятно, зачем все это излагается именно в таком виде, а не в каком-то другом. Без дискретной математики и CS тут вполне можно обойтись.

bin в сообщении #986794 писал(а):
Нет. Но это другая проблема.
Так, может быть, философам стоит сначала попробовать решить ее? А когда эта мелкая промежуточная цель будет достигнута, заняться решением проблем естественных наук...

bin в сообщении #986794 писал(а):
Профессионал с недопустимо низкой квалификацией фактически не является профессионалом (юридическую сторону вопроса мы здесь не обсуждаем).
Нет, обсуждаем.

Да, в большинстве случаев дипломированные философы имеют к философии то же отношение, что и морские свинки - к морю. Однако как только начинаются разговоры о том, как какой-нибудь философ что-то хорошо бы рассказал кому-то, тот факт, что рассказывать придется именно дипломированному философу, следует иметь в виду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 02:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11348
Hogtown

(Оффтоп)

Pphantom в сообщении #986799 писал(а):
Да, в большинстве случаев дипломированные философы имеют к философии то же отношение, что и морские свинки - к морю

Или к свиньям. Сала от них не будет :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Философия и естествознание
Сообщение07.03.2015, 03:43 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Pphantom в сообщении #986799 писал(а):
При обсуждении даже основ матанализа придется в том или ином виде изложить методологию математики. Хотя бы для того, чтобы было понятно, зачем все это излагается именно в таком виде, а не в каком-то другом. Без дискретной математики и CS тут вполне можно обойтись.
Ok. Придется изложить методологию математики, но можно очень примитивно. Однако математика входит в каждую естественную науку: в физику, в химию и т.д., поэтому методология естественных наук должна учитывать методологию математики. Наиболее это заметно в теоретических областях естествознания: в теор. химии, в теор. физике и т.д. Поэтому при изучении естествознания придется изучать и методологию математики (и шире: для дискретной математики и CS).
Pphantom в сообщении #986799 писал(а):
Так, может быть, философам стоит сначала попробовать решить ее? А когда эта мелкая промежуточная цель будет достигнута, заняться решением проблем естественных наук...
Может, и химикам, физикам, биологам и т.д. стоит сначала попробовать повысить уровень своих работ? А когда эта мелкая промежуточная цель будет достигнута, потребовать и от философов повышения уровня ;-) Говоря серьезно: когда наука в глубоком кризисе, валить с одной больной головы на не менее больную неконструктивно.
Pphantom в сообщении #986799 писал(а):
Нет, обсуждаем.

Да, в большинстве случаев дипломированные философы имеют к философии то же отношение, что и морские свинки - к морю. Однако как только начинаются разговоры о том, как какой-нибудь философ что-то хорошо бы рассказал кому-то, тот факт, что рассказывать придется именно дипломированному философу, следует иметь в виду.
Ok. Факт, что такая проблема есть. Как и факт, что мало хороших врачей и школьных учителей. Но из второго факта не следует, что надо отказаться от школ и больниц. Аналогично не следует отказ от философии. Видимо, это вопрос к государству: больше хороших врачей, учителей и ... философов, слесарей, сантехников, ... ;-)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 998 ]  На страницу Пред.  1 ... 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 ... 67  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group