Цитата:
КРИТИКА ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Я преподаю физику. При изучении физики проводятся лекции, семинары (по решению задач) и лабораторные занятия. У каждой формы преподавания свои цели. Лекции - изложение базового материала, семинары - применение этого материала для решения задач (как теория соприкасается с практикой). Это групповые занятия, почти без индивидуального подхода. И лабораторные работы, где по результатам проделанных работ ведётся индивидуальное собеседование по физике. И вот на последних занятиях, на базе первых двух форм и ведётся та работа о которой идёт речь в данной теме (вернее к этому обсуждение свелось в последних сообщениях). Когда я учился в университете, то лекции у нас вели одни преподаватели, а практические и лабораторные другие, лекций не читавшие (в основном, бывали исключения). И связи между этими формами обучения прослеживались слабо. Доходило до того, что для сдачи лабораторных адо было изучать одну теорию, а для экзамена другую. У нас в ВУЗе, каждый лектор ведёт свой поток с механики и заканчивая квантовой механикой. По возможности (зависит от расписания - увы не всегда можно его выправить под себя) мы забираем практические и лабораторные занятия в группах своего потока себе. Это позволяет строить лекционный курс, проведение семинарских и лабораторных занятий связанными в единую цельную систему. Ну а степень индивидуальности работы со студентами и качества этой работы зависит от конкретных людей (преподавателей). Как и всё в этом мире всё упирается в человеческий фактор.
Цитата:
Кто что может сказать о стилях педагогического общения?
Какими они бывают?
Какой из стилей вы считаете наиболее продуктивным?
Мой стиль требовать много, полной проработки вопросов, которые мы изучаем. Поэтому спрашиваю сос студентов очень строго. Но к самим студентам отношусь скорее мягко. Могу позволить и шутки и прибаутки, но всегда слежу, что бы не перегнуть палку - чуть расслабились и далее за работу. Если кто либо что-то не понимает объясняю, но при этом это объяснение студент должен хоть своиими словами хоть по учебнику, хоть по лекциям, неважно как но объяснить в следующий раз. Должен быть результат. Так уж вышло, но мои студенты выполняют раза в два больше заданий чем у других преподавателей с нашей кафедры. Но при этом нормальные студенты (не двоишники) не жалуются а понимают, что это просто мои требования и если они их выполняют, то проблем у них не будет и не бывает. Бывает я иду им навстречу, немного облегчая задания или на спрашивая до конца, если вижу что студент подготовился и РАЗОБРАЛСЯ в материале а не вызубрил его.
А вообще, стиль должен быть тот в котором ты чуствуешь себя комфортно. Тогда и результат будет лучше. Но конечно без крайностей.
Насчет экзаменов. Если студент грамотный, способный, весь семестр занимался отлично, а к экзамену подготовился никак, то максимум могу поставить тройку (если совсем не готовился) или натянуть на четвёрку, если что-либо осталось в памяти от зучения в течении всего семестра. Честно говоря обычно бывает только второй вариант, потому что при том режиме работы который я задаю, трудно всё забыть к экзамену. Но при этом я вставляю ему по первое число ни от кого не скрываясь и честно предупреждаю что если такое повторится, то в следующем семестре он получит то, на что сдаст. Самое главное при этом правильно мотивировать эту оценку именно работой в течении всего семестра и исполнить это обещание на следующем экзамене и тогда ни у кого не будет никаких вопросов.
Насчёт дистанции.
Конечно по имени называть это уже слишком, толко по имени-отчеству. Обсуждать можно любые вопросы - главное честно и без всякого: "я преподаватель, поэтому как я сказал так и правильно". Но когда дело касается обсуждения во время ответов на лабораторных или на практических занятиях по теме предмета - тогда конечно дистанция преподаватель-студент. Никаких вольностей. Вот когда устаём все тогда можно расслабиться. На пару минут. Не больше.
Если чего то не знаю или не могу сразу ответить - честно говорю "я не знаю" или "сейчас не готов ответить, давай те тогда-то", но при этом всё же немного насколько можно хоть в общих словах но пояснив суть вопроса. Хотя честно говоря такое бывает довольно редко.
Цитата:
И ещё:" вы объясняете новый материал, а один студент спрашивает: а заме нам это нужно, скорей всего это в жизни нам никак не пригодится, зам нам терять время на это?"
1) - Вы Бог, что бы знать что вам в жизни пригодиться, а что нет?
2) - Выходя из стен ВУЗа Вы получаете диплом, который подтверждает, что вы специалист и ориентируетесь в том-то и том-то. И если вы хотите его получить, то вы обязаны в этом действительно если не разбираться, то хотя бы ориентироваться. А иначе поступили бы в техникум или училище или шли бы сразу работать и вся недолга.