provincialkaХорошо всё понимаете и хорошо всё объясняете.
На мой взгляд, в этой ветке форума, где некоторым участникам абстрагирование даётся с большим скрипом, не стоит сразу переходить к таким обобщениям, как произвольные системы координат в пространстве-времени и общие преобразования между ними. Мне думается, что здесь хорошо было бы объяснить ребятам хотя бы минимум основных понятий из СТО, причём, по возможности, наглядно. (К ним необходимо привыкнуть, тогда и дальнейшие обобщения будут понятнее).
Поэтому я в своих начальных пояснениях здесь стараюсь избегать терминов, смысл которых выходит за рамки обыденного. Позже мы введём в дело, - с необходимыми пояснениями, - и векторную алгебру, и дифференцирование по времени, и поясним термин "метрика", получим и преобразования Лоренца, а в перспективе мне видится даже возможность "почти элементарного" изложения связи между картиной мировых линий пробных тел и свойствами ЭМ-сил на языке 4-векторов и тензора ЭМ-поля. Но это всё потом.
А пока предлагаю осваиваться с самыми простыми примерами. Поэтому пусть у нас "объектами" будут всё-таки не абстрактные точки в абстрактном пространстве-времени, а обычные тела - зайцы, волки, их наручные часы, - их мы будем считать "маленькими" и называть "материальными точками"; когда потребуется, мы вспомним, что у каждого из них есть масса. Течение их собственного времени можно понимать буквально, как старение тела, как совокупность разных необратимых процессов (химических реакций, диффузии, и т.п.), которые так или иначе, бытро или медленно, но всегда идут в любом материальном объекте.
Ход часов, прикреплённых к телу, можно рассматривать просто как один из таких собственных для данного тела процессов, потому что между состоянием процессов в объекте и показанием часов имеется соответствие. Это один из главных экспериментальных фактов физики: мы способны изучить и описать разные процессы (реакции, диффузию и т.п.) в объекте как функции времени, отсчитанного по рядом лежащим эталонным часам. Все учебники физики этому посвящены: в них полно графиков для всяких разных явлений, как функций времени. Вот и всё. В дальнейших рассуждениях нам просто удобнее сразу говорить о таких локальных собственных часах, надетых на тело, чем каждый раз повторять все эти слова про взаимно однозначное соответствие между показанием собственных часов тела и его внутренним состоянием.
Кроме того, в наших рассуждениях будут обычные школьные линейки - у них есть размер, длина, и поэтому их мы не называем "материальными точками"; но любой маленький кусочек линейки (любая "риска") это материальня точка - объект со своим собственным временем. Для простоты рассуждений будем считать линейки достаточно лёгкими, т.е. влиянием их массы на что либо будем пренебрегать. А длина между разными рисками - это важное свойство линейки.
Само существование таких достаточно твёрдых протяжённых тел, как линейка, пригодных для измерения всяких других расстояний, есть ещё один важнейший факт экспериментальной физики. В теории он будет выражен понятием
собственная длина линейки (или отрезка линейки между той или иной парой рисок). Собственная длина линейки это её длина "в системе покоя этой линейки", в условиях отсутствия всяких внешних сил и ускорения. Теоретическое понятие "интервал в пространстве-времени", которое мы будем обсуждать потом, охватывает ("улавливает", отражает, включает) оба упомянутых фундаметальных понятия экспериментальной физики - собственное время тел и собственную длину протяжённых объектов вроде линеек, твёрдых стержней и т.п.
Plotnik и
YodineМне видится, что ваши вопросы связаны с отсутствием тренировки применять хотя бы простейшие школьные знания к количественному анализу явлений, как того требует наука Физика. Здесь вам уже правильно подсказывали: мировые линии в наших примерах это просто немножко иначе начерченные
графики движения. Поэтому, прежде, чем я смогу в ответах вам стронуться с мёртвой точки, сделайте всё-таки сами простейшее домашнее задание: изобразите хоть как нибудь, лишь бы правильно, графики двух движений - равномерного прямолинейного движения материальных точек с двумя разными скоростями, а именно изобразите графики таких двух функций:
и
.
А затем постройте их же на нашем прежнем листке из тетради в клеточку (на "карте событий"). Тем самым это будут два примера мировых линий. Опишите хотя бы словами, что у вас получается.
(P.S. до свидания, до выходных :)