Я переписал введение с учётом нашего обсуждения.
Введение в теорию множеств.
Теория множеств, также как математическая логика, является фундаментом, на котором основана вся современная математика.
В ней рассматриваются совокупности или коллекции объектов.
Нельзя образовывать любые совокупности из любых объектов, потому что это ведёт к противоречиям.
В связи с этим, существуют различные варианты теории множеств, которые можно разделить на две группы:
1. Теории, которые позволяют образовывать совокупности из любых объектов, но не разрешают образовывать любые совокупности.
2. Теории, которые позволяют образовывать любые совокупности объектов, но не разрешает образовывать их из любых объектов.
К первой группе теорий относится теория множеств Цермело-Френкеля (
).
Эта теория является самой популярной и наиболее распространённой в математике теорией множеств.
Совокупности, которые она позволяет образовывать называются множествами.
В теории Цермело-Френкеля нельзя говорить о произвольных совокупностях множеств.
В некоторых областях математики, таких, например, как топология, это является неудобством.
Эта проблема решается следующим образом.
В теории Цермело-Френкеля все объекты являются множествами, и никаких других объектов нет.
В расширении этой теории вводятся дополнительные объекты, которые называются собственными классами.
Собственные классы являются совокупностями множеств, но сами не принадлежат никакой совокупности.
Недостатком этой теории является то, что каждое утверждение о классах приходится переводить в утверждение, не
содержащее классов.
Близкой теорией является теория множеств
Неймана — Бернайса — Гёделя, которая относится ко второй группе теорий.
В ней можно более свободно говорить о классах, но нельзя связывать их выражениями "существует" и "для любого".
Эта теория равносильна с теорией множеств Цермело-Френкеля, в том смысле, что любое утверждение о множествах,
которое можно доказать в одной теории, можно доказать в другой.
Ещё одна близкая теория называется теорией множеств Морза-Келли и относится ко второй группе теорий.
В этой теории можно говорить о классах свободно и связывать их выражениями "существует" и "для любого".
Теория Морза-Келли сильнее и в то же время проще
, поскольку не накладывает ограничений на свойства,
объединяющие элементы класса.
В теории Морза-Келли все совокупности образуются из элементов, которые принадлежат универсальному классу.
Универсальный класс не является совокупностью всех объектов - такой совокупности в этой теории не существует.
В качестве универсального класса можно было бы взять достаточно большое множество объектов теории Цермело-Френкеля.
Поскольку теория Морза-Келли сильнее теории Цермело-Френкеля, то множества такой величины в последней не существует.
Но в расширении теории Цермело-Френкеля такое множество
существует.
Назовём множества этого расширения классами, а элементы класса
множествами.
В такой теории и классы и множества удовлетворяют стандартным аксиомам Цермело-Френкеля, о классах можно говорить
свободно, и эта теория не менее удобна, чем теория Морза-Келли.
Идея этой теории принадлежит Someone, поэтому назовём её теорией множеств Цермело-Френкеля-Someone.
Из нестандартных теорий отметим теорию множеств
, которая относится к первой группе теорий.
В ней нет таких ограничений на образование совокупностей, как в теории множеств Цермело-Френкеля.
В теории
существует множество всех объектов и другие совокупности, которых нет в теории Цермело-Френкеля.
Эти совокупности обладают в
нестандартными свойствами, которые не согласуются с интуицией.
Тем не менее, доказано, что теория
непротиворечива, при условии, что непротиворечива теория Цермело-Френкеля.
Недостатком теории
является то, что она накладывает ограничения на выражения свойств, объединяющих объекты в множества.
Прежде чем образовать множество, приходится решать, удовлетворяет ли выражение свойства этим ограничениям или нет, что может быть непросто.
Приступим к изложению теории множеств Цермело-Френкеля-Someone.