В СССР повсеместно была распространена малая колода (36 карт), а колоды в 54 карты (+2 джокера) появились в продаже только в Перестройку. Так что, для старшего поколения смысл слов отличается. Кстати, это вошло даже в язык, низших членов преступных банд называют "шестёрками" (а не "двойками" или "тузами").
Ну не надо так уж оговаривать СССР, которого давно нет!
Просто удивительно, что чем больше времени проходит - тем больше выдумок появляется! Прекрасно помню, как в августе 1968 г. моя матушка взяла меня и решила отдохнуть на колесном пароходике Ф.М. Достоевский по маршруту "Московская кругосветка": 2 недели до Нижнего Новгорода и обратно. И там мы познакомились с одинокой скучающей дамой, которая научила нас игре Джокер. Для игры нужна колода 52+2 джокера. Нам игра так понравилась, что вернувшись, побежали в магазин и купили колоду в 56 карт: 52+2 джокера+2 пустышки. Пустые карты мы тоже использовали как джокеры - получалось еще интереснее. А еще в то время продавались наборы так называемых пасьянсных карт - карты уменьшенного размера, две полные колоды по 52 карты. Документальным доказательством тому, что в СССР периода Пражской весны и далее были распространены полные колоды карт, могут служить периодические публикации журнала Наука и Жизнь, где из номера в номер публиковались описания пасьянсов, использовавших одну или две полных колоды.
Конечно же, так называемый "Совок" был немыслим без дефицита. Но анекдот был в другом: часто из продажи пропадали колоды в 36 карт для "подкидного дурака" и для "девятки", в которые играло большинство народонаселения, им приходилось покупать либо так называемые преферансные карты 32 шт. (без шестерок), либо полные колоды и выбрасывать лишнее. И "шестерками" называли потому, что наиболее распространенные игры были с неполной колодой, где шестерка - младшая карта.
И вообще, где можно почитать про все карточные игры в подробностях?
Прежде всего, я бы посоветовал поднять номера упомянутого журнала Наука и Жизнь с конца 60х, там приведено много фактического материала и часто обсуждаются вероятностные задачки, с ним связанные. Вообще карточные игры можно подразделить на три вида:
1) игры нескольких игроков (преферанс, подкидной дурак, пьяница, девятка, покер и т.д.);
2) игры на одного - пасьянсы;
3) карточные фокусы (отмечу, что кроме фокусов, основанных на ловкости рук, есть фокусы, основанные на закономерностях, так, в Науке и Жизни разбирались фокусы типа разложить колоду в последовательности 4 карты 4 масти , потом ее можно тасовать разными, но не всеми возможными спсособами, и в результате, раскладывая карты подряд, получим 4 масти в каждой последующей четверке карт).
Есть очень тупые игры, где от игрока мало что зависит, а почти все определяет случай, а есть игры (Преферанс, нпр.), которые заслуженно сравнивают с шахматами. При этом многие карточные игры в отличие от шахмат - это игры с неполной информацией. В этом большая принципиальная разница с точки зрения математической теории игр.
А еще про карты написано много книг. Нпр.,
Н.Ю. Розалиев, Пасьянсы, М.: ФАИР, 1998.
Преферанс в теории и задачах, М.: ГОЗА, 1990.
David Parlett, The Oxford Guide to Card Games, Oxford University Press, 1990.
Есть The International Playing-Card Society и они издают журнал,
И т.д.
С картами связан большой круг сопутствующих проблем, которые также можно рассматривать как интересные абстрактные задачи. Нпр., пресловутый "туз в рукаве" осуществить крайне непросто: подумайте, как сделать, чтобы партнеры не заметили, что в игре появился лишний туз?
В 1920х зеки Соловецких лагерей особого назначения с ведома начальства совершенно легально издавали журнал СЛОН. В одном из номеров была статья будущего академика Лихачева (в то время зека) о игре уголовников в карты. Брать на понт (т.е. мухлевать) не возбранялось, но проигравший, заплатив проигрыш, был вправе потребовать, чтобы выигрывший раскрыл секрет. Такая вот интересная этика, связанная с картами.