Freude
Сначала разрешите наши впечатления о приведенных высказываниях Бердяева, а потом - обсуждение Ваших разъяснений.
1)
Цитата:
Цитата:
Земной дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой идеей прогресса и грядущего в конце прогресса земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего рая. Прогресс цветет на кладбище, и вся культура совершенствующегося человечества отравлена трупным ядом.
Идея прогресса оказывается неизбежной, если встать на точку зрения, что мир существует и исполняет свое предназначение (пока никому не понятное) благодаря жизни - разумной созидательной деятельности цивилизаций, которая противостоит, во-первых, хаотизирующим процессам, во-вторых, сознательной деятельности (такая возможность есть) по его уничтожению (скажем, в задаче сатаны - руками самих же её удерживателей).
Обещание же "грядущего рая" в конце прогресса - является пришлым, наносным, пристегнутым извне. Во-первых, с целью дискредитации самой идеи прогресса (путем её примитивизации (идея рая примитивна), идеализации и увода идеала в асимптотическую бесконечность (хотя сам прогресс - это каждодневный тяжелый труд). Во-вторых, с целью легитимизации зла - разрушительных действий в обществе, чье наличие обосновывается несовершенством общества, идеал которого либо не достигнут, либо вообще недостижим.
Исказив понятие прогресса, внедрив в его модель чуждые ему идеи, адепты данной контридеи, в том числе Бердяев, обвиняют (несуществующих) последователей этого фантома в "обольщении" и "безумии". Ничего себе, как говорится. шуточки.
Вторая сторона искажения идеи прогресса, уже на почве первой (связанной с внедрением рая и понятия несовершенства общества, следовательно, естественности зла в нём), связана с навязыванием антинравственной идеи, что жизнь возникает из смерти и благодаря смерти (под которой к тому же понимается отнюдь не естественная смерть, а убийство : "прогресс цветет на кладбище", "культура отравлена трупным ядом". Т.к. если бы речь шла о естественном отмирании израсходовавших свой потенциал организмов, то эта смерть - следствие - никак уж не могла бы служить причиной прогресса. А вот убийство -- да, оно предшествует и естественному умиранию, и решению стоящих перед цивилизацией задач - поэтому требует дополнительного напряжения сил людей для борьбы со злом и для восстановления порушенного. Что внешне и предлагается воспринимать как положительную роль смерти = убийства, как его равноправие с рождением. Так сказать, закон отрицания отрицания в действии.
Но при более аккуратном изучении данных высказываний, их спекулятивный характер, как раз рассчитанный на нехватку времени и возможностей у людей проверить их на логичность, вскрывается.
2)
Цитата:
Цитата:
В природном порядке, в жизни человеческого рода все подчинено закону тления; каждое поколение съедается поколением последующим, унавоживает своими трупами почву для цветения молодой жизни
Легитимизировав убийство как одно из проявлений зла, нетрудно было перейти и к следующей спекуляции : "предыдущее поколение съедается последующим", Трупами устилает дорогу молодым. Вот такой, извините, фашизм и мазохизм. Неужели и тут надо пояснять психическую патологичность этого высказывания, его диверсионный характер?
Во-первых, предыдущее поколение рожает последующее. Желательно по любви. Во-вторых, воспитывает его, обучает и передает ему свои знания и опыт. Причем тут трупы и тление? А живущие ставят ему памятники, называют его именами города, улицы и дома.
3)
Цитата:
Цитата:
Грехопадение совершилось предвечно и предмирно, и из него родилось время - дитя греха и данный нам мир - результат греховности.
Чтобы не касаться религиозного понятия греха и оставаться в рамках светской дискуссии, вовсе не обязательно отождествлять прогресс с "научно-техническим", отделять его от прогресса духовного (нравственного). А вот подумать на тему : а мог ли существовать мир без нашей созидательной и охранительной деятельности, - вот это крайне необходимо. Мы это попытались сделать и пришли к нетривиальному результату : мир существует благодаря созидательной деятельности, взаимодействию цивилизаций, плотно распределенных по пространству-времени вселенных. Кто бы, как бы, для чего бы наш мир ни создавал. Поэтому в светском понимании греховности как стремления к знаниям, к прогрессу ничего греховного в нем нет.
С одним лишь можно согласиться : да, время появилось и течет только благодаря жизни - разумной созидательной деятельности - как четвертое измерение в минимальном подпространстве, в котором возможно существование далеких звёзд и передача взаимодействия через вакуум (в трехмерном мире это было бы невозможно).
(продолжение следует)
Добавлено спустя 1 час 9 минут 45 секунд:Цитата:
Это очень старая и сложная тема. Бердяев ее раскрыл оригинально. ... многое было на эту тему написано и сложно придумать что-то новое), да и к теме топика это не очень то относится.
Ничего страшного, если высказать и другое суждение : Бердяев тему раскрыл традиционно с русле осуждения греха - даже в понимании его как тяги к знаниям. Как раз новое понимание смысла и задачи прогресса жизненно необходимо (в условиях кризиса, в который затягивается человечество) и возможно. Одно из решений мы попытались осветить в данной теме : не было бы стремления к расширению зоны своей ответственности, что без прогресса невозможно, мир бы перестал существовать из-за хаотизации - перехода его в максимально неупорядоченное состояние термодинамического равновесия (с максимумом энтропии).
Цитата:
Речь идет о том, являетcя ли научно-технический прогресс бесспорным благом. Есть такая точка зрения. Бердяев придерживался другой
Бердяев придерживается того, что грехопадение есть зло, но не обосновывает это научно.
Цитата:
Я оцениваю положительно, сам факт сомнения, которое он сеит.
Не скажете ли, почему Вы так оцениваете его сомнения.
Цитата:
Ибо грехопадение стало результатом вкушения от плода познания. "Родилось время", т.е. родилось наше ощущение времени.
Как мы предлагаем понимать наличие времени, было отмечено выше. Не кажется ли Вам, что обычное представление об отсутствии времени как-то коррелирует с "бессмертием"?
Цитата:
Вторую цитату тоже, пожалуй, следует пояснить: в западной культуре, для того, чтобы обеспечить прогресс, следующее поколение, должно превосходить предыдущее по знаниям и пр.
Нет, почему бы не понимать сказанное Бердяевым буквально : новые поколения цветут на трупах прошлых. В таком случае мысль антинравственна, аномальна.
Цитата:
Цитата:
близко к самоликвидации, соглашается на оправдание убийства и разврата (из-за чего нас, как прокаженных, другие обходят стороной), да ещё и научную базу под это подводит, то это означает, что все наши теории неверны
Бердяев говорит в Ваших цитатах приблизительно то же.
Нет, очевидно, акцент другой : Бердяев выступает против прогресса, против тяги к знаниям, против веры в знания, отрицает достижения разума на пути прогресса, обвиняет его в "хождении по трупам". Мы же аномалию видим в том, что люди соглашаются на внушения несовершенства, греховности человечества, на естественность, неизбежность и даже полезность убийств и разврата.
Цитата:
Цитата:
внутреннее
внешнему.
Это привычно в восточной философии (символ уроборос), но опастно, если задевает других. Думаю в "скрижалях" имеется в виду личность, а не социум.
Всё же отличия есть. В философиях, использующих в качестве символа уроборос, утверждается либо то, с чем мы не согласны : возникновение жизни из смерти, созидания из уничтожения - это змея, кусающая себя за хвост. Либо утверждается цикличность жизни - это змея, обвившая своим хвостом земной шар. Хоть это и так, с нашей точки зрения (жизнь - это повторение циклов, воспроизводство себе подобного), но всё же это другая идея. В данном случае речь идет о том, что
часть равна целому,
единичное равно всеобщему,
внутреннее равно внешнему.
Это несколько другое, но очень близкое к мысли Гермеса Трисмегиста в "Изумрудных скрижалях" : "что вверху, то и внизу". Данная весьма плодотворная мысль высказана вне разделения мира на личность и социум - это уже следующая проблема. В отношении которой также можно сказать, что личность, на приоритете прав которой по сравнению с обществом настаивает либерализм, была бы невозможна без общества, а разделение её составляющих на "внутреннее" и "внешнее" весьма условно ...