2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 ... 67  След.
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
    Цитата:
    ПЕРВООБРАЗНАЯ, п е р в о о б р а з н а я   (п р и м и т и в н а я)   ф у н к ц и я, для конечной функции $f(x)$ — такая функция $F(x),$ что всюду $F'(x)=f(x).$ Это определение является наиболее распространенным...

    (Математическая Энциклопедия, автор статьи Лукашенко Т. П., ссылки на Кудрявцева и Никольского.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:18 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #876769 писал(а):
(Математическая Энциклопедия, автор статьи Лукашенко Т. П., ссылки на Кудрявцева и Никольского.)

Ну пусть будет Кудрявцев. Прочитайте у него определение первообразной (это самое начало 18-го параграфа).

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:21 
Заслуженный участник


25/02/08
2961
Munin
Запись $\[\int {f(x)dx}  = F(x) + C\]$ корректна на промежутках, где $\[F(x)\]$ дифференцируема. Поэтому вообще говоря
$\[\int {\frac{{dx}}{x}}  = \left\{ \begin{array}{l}
\ln x + {C_1},x > 0\\
\ln ( - x) + {C_2},x < 0
\end{array} \right.\]$
(константы слева и справа могут быть разные).
Хотя где то я уже высказывал своё ИМХО, что запись "$\[ + C\]$" это лишь символизм, который нужен что бы показать множество значений, поэтому такие тонкости вряд ли интересны кому-то кроме математиков. Так что в принципе я не вижу проблем называть $\[\ln \left| x \right| + C\]$ первообразной. Ну сшита она из двух "настоящих", что в прочем ни на что не влияет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:22 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
Munin в сообщении #876766 писал(а):
В Математической Энциклопедии не так.
Хм, любопытно. И странно: зачем нужна первообразная на непромежутке?

Заглянул в "Курс мат. анализа" Кудрявцева: там первообразная определяется именно на промежутке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:28 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Ms-dos4 в сообщении #876771 писал(а):
(константы слева и справа могут быть разные).

Они и только справа могут быть разными. Поэтому помечать их слева и справа разными индексами вполне бессмысленно.

Ms-dos4 в сообщении #876771 писал(а):
запись "\[ + C\]" это лишь символизм, который нужен что бы показать множество значений

И нужен этот символизм в точности для решения дифуров.

nnosipov в сообщении #876772 писал(а):
Хм, любопытно.

Ну просто небрежность. В принципе, для энциклопедии её даже и понять можно.

nnosipov в сообщении #876772 писал(а):
Заглянул в "Курс мат. анализа" Кудрявцева: там первообразная определяется именно на промежутке.

Дело даже не в Кудрявцеве конкретно -- так приходится определять в любом учебнике. Иначе просто невозможно будет произнести мантру "любые две первообразные различаются на константу".

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #876768 писал(а):
Первообразная есть не что иное, как решение дифференциального уравнения.

Ну у вас всё с ног на голову поставлено. Верно только то, что первообразная удовлетворяет уравнению $F'(x)=f(x).$ Но понятие решения дифференциального уравнения у́же:
    Цитата:
    $$\dot{x}=f(x,t),\eqno(2)$$ где $f(x,t)$ — известная функция, определенная в нек-рой области $D$ плоскости $t,x.$ ...
    Р е ш е н и е м д(ифференциального) у(равнения) о(быкновенного) (2) наз. функция $x=x(t),$ определенная и дифференцируемая на нек-ром интервале $I$ и удовлетворяющая условиям:
    $$(t,x(t))\in D,\quad t\in I,$$ $$\dot{x}(t)=f(t,x(t)),\quad t\in I.$$ Решение д(ифференциального) у(равнения) о(быкновенного) (2) геометрически можно изобразить на плоскости $t,x$ в виде кривой с уравнением $x=x(t),\quad t\in I.$
Как видно, даже $F'(x)=f(x)$ может удовлетворять понятию дифференциального уравнения не всегда. В данном случае, оно имеет вид (2) только в случае, если допускать, что область $D$ может быть неодносвязной. Очевидно, решениями этого дифференциального уравнения будут не первообразные, а только сужения первообразных на интервалы, целиком лежащие в области определения $1/x.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:35 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
ewert в сообщении #876773 писал(а):
Ну просто небрежность. В принципе, для энциклопедии её даже и понять можно.
Видимо, да. Главное, ссылки на учебники есть.

Кстати, мне вспоминается один фрик, который здесь был как раз с этой темой --- про первообразную для $1/x$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:38 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #876774 писал(а):
Но понятие решения дифференциального уравнения у́же:

Уже в том смысле, что шире, да? Тогда согласен.

Munin в сообщении #876774 писал(а):
В данном случае, оно имеет вид (2) только в случае, если допускать, что область $D$ может быть неодносвязной.

Естественно, область подразумевается именно односвязной: решения на несвязанных компонентах никакого отношения друг к другу не имеют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Ms-dos4 в сообщении #876771 писал(а):
Запись $\[\int {f(x)dx}  = F(x) + C\]$ корректна на промежутках, где $\[F(x)\]$ дифференцируема. Поэтому вообще говоря
$\[\int {\frac{{dx}}{x}} = \left\{ \begin{array}{l}
\ln x + {C_1},x > 0\\
\ln ( - x) + {C_2},x < 0
\end{array} \right.\]$
(константы слева и справа могут быть разные).

Вы это не мне говорите (я с этим полностью согласен), а ewert-у, который после многих лет преподавания почему-то определения забыл.

nnosipov в сообщении #876772 писал(а):
Хм, любопытно. И странно: зачем нужна первообразная на непромежутке?

Может, для общности?

Как, например, быть с первообразной от функции на $\mathbb{C}\setminus\{z_0\}$? Тоже считать, что она низачем не нужна?

ewert в сообщении #876773 писал(а):
Они и только справа могут быть разными. Поэтому помечать их слева и справа разными индексами вполне бессмысленно.

Только справа они могут быть разными только для разных первообразных. А справа и слева - они могут быть разными и для одной первообразной.

ewert в сообщении #876773 писал(а):
Ну просто небрежность. В принципе, для энциклопедии её даже и понять можно.

Ну-ну. Началось "все неправы, один я Д'Артаньян".

ewert в сообщении #876773 писал(а):
Иначе просто невозможно будет произнести мантру "любые две первообразные различаются на константу".

Бессмысленные мантры произносить не стоит. А осмысленное утверждение в Математической Энциклопедии звучит так:
    Цитата:
    У заданной на отрезке функции любые две п(ервообразные) отличаются на постоянную.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:45 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #876779 писал(а):
Как, например, быть с первообразной от функции на $\mathbb{C}\setminus\{z_0\}$?

Между прочим, хороший пример. Если понимать, что он означает. А означает он в т.ч. и то, что в комплексной плоскости запись

Ms-dos4 в сообщении #876771 писал(а):
$\int {\frac{{dx}}{x}}  = \left\{ \begin{array}{l}\ln x + {C_1},x > 0\\\ln ( - x) + {C_2},x < 0\end{array} \right.$

-- не только бессмысленна, но ещё и неверна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #876778 писал(а):
Естественно, область подразумевается именно односвязной

Этого в Математической Энциклопедии не произнесено.

ewert в сообщении #876778 писал(а):
решения на несвязанных компонентах никакого отношения друг к другу не имеют.

Даже и на одном связном компоненте могут никакого отношения друг к другу не иметь. Понятие решения дано вместе с интервалом решения. При этом, интервал решения и область задания уравнения соотносятся между собой через условие
$$(t,x(t))\in D,\quad t\in I.$$ Его не зря отдельно выписали.

-- 18.06.2014 16:48:51 --

ewert в сообщении #876780 писал(а):
А означает он в т.ч. и то, что в комплексной плоскости запись

Ms-dos4 в сообщении #876771 писал(а):
$\int {\frac{{dx}}{x}}  = \left\{ \begin{array}{l}\ln x + {C_1},x > 0\\\ln ( - x) + {C_2},x < 0\end{array} \right.$

-- не только бессмысленна, но ещё и неверна.

Разумеется. И что?

-- 18.06.2014 16:51:59 --

(Бессмысленность связана с тем, что на комплексных числах нет отношения порядка $<.$ А неверность - с тем, что две области, неодносвязные на действительной прямой, становятся частью одной односвязной области определения на комплексной плоскости.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 15:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #876783 писал(а):
Разумеется. И что?

Ровно то, что на вещественной оси первая строчка не имеет никакого отношения ко второй, и поэтому запись бессмысленна. При попытке же придать ей смысл выходом в комплексную плоскость она становится неверной.

Вообще обобщать можно что угодно и как угодно. Однако если такое обобщение бесполезно, то оно никому и не нужно. С попыткой определения первообразной на произвольном множестве дело ровно так и обстоит.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 16:13 


10/02/11
6786
Зорич:
Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 16:23 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Oleg Zubelevich в сообщении #876789 писал(а):
Зорич:

А ещё Ильин-Позняк, Пискунов, Фихтенгольц... Короче, все, кому это приходится преподавать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение18.06.2014, 16:28 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
Munin в сообщении #876779 писал(а):
Как, например, быть с первообразной от функции на $\mathbb{C}\setminus\{z_0\}$? Тоже считать, что она низачем не нужна?
Ну, не валите всё в одну кучу. Первообразная для функции комплексной переменной, заданной в области --- известное понятие. Но речь шла о вещественном случае.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 991 ]  На страницу Пред.  1 ... 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 ... 67  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group