2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 ... 67  След.
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 19:34 


10/02/11
6786

(Оффтоп)

mishafromusa в сообщении #874073 писал(а):
Ну как же так, прфессор, ведь функция с ограниченной производной липшицев

Вы, не обращайте внимания. Помните у Гашека в "Швейке":
Цитата:
Полковник Фридрих Краус фон Циллергут (Циллергут-название деревушки в Зальцбурге, которую предки полковника пропили еще в восемнадцатом столетии) был редкостный болван. Рассказывая о самых обыденных вещах, он всегда спрашивал, все ли его хорошо поняли, хотя дело шло о примитивнейших понятиях, например: "Вот это, господа, окно. Да вы знаете, что такое окно?" Или: "Дорога, по обеим сторонам которой тянутся канавы, называется шоссе. Да-с, господа. Знаете ли вы, что такое канава? Канава - это выкопанное значительным числом рабочих углубление. Да-с. Копают канавы при помощи кирок. Известно ли вам, что такое кирка?"
Он страдал манией все объяснять и делал это с воодушевлением, с каким изобретатель рассказывает о своем изобретении.
"Книга, господа, это множество нарезанных в четвертку листов бумаги разного формата, напечатанных и собранных вместе, переплетенных и склеенных клейстером. Да-с. Знаете ли вы, господа, что такое клейстер? Клейстер - это клей".
Полковник был так непроходимо глуп, что офицеры, завидев его издали, сворачивали в сторону, чтобы не выслушивать от него такой истины, что улица состоит из мостовой и тротуара и что тротуар представляет собой приподнятую над мостовой панель вдоль фасада дома. А фасад дома - это та часть, которая видна с мостовой или с тротуара. Заднюю же часть дома с тротуара видеть нельзя, в чем мы легко можем убедиться, сойдя на мостовую.

ну и здесь тоже самое :mrgreen:


-- Вт июн 10, 2014 19:44:22 --

Munin в сообщении #874082 писал(а):
Можете привести физический пример функции, в которой производная не определена нигде, кроме множества меры нуль?

а причем тут мера? Возьмите любую кусочно дифференцируемую функцию и посадите меру на множество, на котором она не дифференцируема.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 19:53 


12/02/14
808
Oleg Zubelevich в сообщении #874076 писал(а):
Проблема в том, что для человека, который изучал анализ вот так , путь в общую нелипшицеву (и негельдерову) науку закрыт.
Ну я же не предлагаю совсем не учить общую непрерывность, я прелагаю просто начать с конкретных модулей непрерывности, а потом хоть целый год заниматься непрерывностью. Посмотрите на мой разговор с g______d, я просто не могу себе представить, чтоб человек, разобравшийся с конкретными модулями непрерывности, не смог бы освоить эпсилоны и дельты, ведь это очень похоже. И потом правда, что следить за модулями непрерывности часто утомительно, да и ни к чему, и это дополнительная причина выучить общую непрерывность тоже. И потом модули непрерывности полезны для УЧП, нет?

-- 10.06.2014, 13:03 --

Oleg Zubelevich в сообщении #874086 писал(а):
Вы, не обращайте внимания. Помните у Гашека в "Швейке":

По крайней мере, у Вас есть чувство юмора :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:07 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #874082 писал(а):
Да вот в том-то и дело, что и вы, и каждый физик всё это помнит и знает, и ощущает интуитивно, и полагает как само собой разумеющееся (только иногда удивляющее, при рефлексии). А вот ewert этого не просто не понимает - он в это не верит, и даже твердит, что этого не существует - не просто в природе, но даже в головах физиков!

Это просто бред какой-то. Все физики под пределами подразумевают ровно пределы -- не более и не менее. И Вы отнюдь не исключение. Только Вы тщательно стесняетесь в этом признаться; а вот зачем стесняетесь -- это уже вопрос не ко мне.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:10 


12/02/14
808
ewert в сообщении #874077 писал(а):
Меня не интересует, о чём Вы там с OZ и где-то там договорились. "Здесь Родос -- здесь и прыгай". Пока же Вы прыгнули крайне неудачно (ну т.е. Ваша аргументация в предпоследнем посте просто тривиально неверна).
А Зубелевич сказал мне, что он понял, спросите у него :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:13 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

mishafromusa в сообщении #874098 писал(а):
спросите у него

это его личное дело, что он лично понял; Вы же -- на публике

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:21 


12/02/14
808
ewert, ну это же обычные итерации Пикара, которые есть в любом ОДУ учебнике, мне лень разжёвывать. А что не понятно-то конкретно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Munin в сообщении #874006 писал(а):
Простите, а вы знаете, что в физическом смысле показывает спидометр? Именно $\Delta s/\Delta t.$


Да, разумеется. Но измеряет-то он производную, просто с погрешностью.

Munin в сообщении #874006 писал(а):
Хорошо. Вопрос: как дать понятие производной, используя понятие непрерывности, но не используя понятие предела?


Производная – это следующий шаг. Я не говорил, что не буду использовать предел. Но я считаю определение с пределом проще, чем с равномерно липшицевой оценкой. Потому что в физике уже есть понятие "мгновенная скорость в точке", а понятия "мгновенная скорость сразу во всех точках, удовлетворяющая липшицевой оценке" нет.

То, что мгновенная скорость в физике – это средняя скорость на достаточно малом интервале, а не на бесконечно малом, – это другой вопрос, к конструкциям mishafromusa не имеющий отношения. Просто с бесконечными величинами проще работать, чем с конечными. С пределами проще работать, чем следить за явными оценками. Это абстракция, упрощающая дело.

Munin в сообщении #874012 писал(а):
Ну вот не надо подменять понятия.

Любой ребёнок отличит график непрерывной функции от графика функции, непрерывной всюду кроме разрыва 1 или 2 рода.


Не понял, в чём подмена понятий. Понятие непрерывности абсолютно интуитивно и приходит в голову значительно раньше, чем человек узнает о пределах.

Munin в сообщении #874012 писал(а):
Всё-таки, это уровень начальных классов для "довольно хороших" примеров. А изучение "патологий" и контрпримеров - уже сложно.

Да, класс "довольно хороших" примеров шире элементарных функций. Но он и у́же того, за что вы ратуете. Формализовать его - задача непростая и неоднозначная. Модуль может как попасть в него, так и не попасть.


Важен тот факт, что можно нарисовать мелом на доске любую кривую (ну, допустим, однозначно проецирующуюся на $x$), и она будет графиком функции. Или наставить любых точек. Я против того, чтобы считать, что, кроме элементарных, других функций нет или что любая функция задается формулой. Этот момент был очень важным в истории и привёл к современному анализу.

Разумеется, функции должны быть "довольно хорошими". И важным моментом также было понимание того, что "довольно хорошая" – это аналитическое свойство, а не алгебраическое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:28 
Заслуженный участник


02/08/11
7003
ewert в сообщении #874097 писал(а):
Все физики под пределами подразумевают ровно пределы -- не более и не менее.
Не знаю насчёт пределов, которые не пределы, но производных, которые не являются пределом отношения двух бесконечно малых много. Например, отношением каких пределов может быть производная количества уровней с энергией, меньшей данной, по энергии $dN/dE$ (а также обратная величина $dE/dN$), если $N$ - целое, а $E$ принимает дискретный ряд значений?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Munin в сообщении #874082 писал(а):
Можете привести физический пример функции, в которой производная не определена нигде, кроме множества меры нуль?


Я подозреваю, что траектория броуновского движения будет с вероятностью 1 обладать таким свойством.

-- Вт, 10 июн 2014 10:33:27 --

warlock66613 в сообщении #874114 писал(а):
Например, отношением каких пределов может быть производная количества уровней с энергией, меньшей данной, по энергии $dN/dE$, если $N$ - целое, а $E$ принимает дискретный ряд значений?


Это обобщённая производная от ступенчатой функции. Получится сумма $\delta$-функций.

Цитата:
а $E$ принимает дискретный ряд значений?


Это вольность речи. Аргумент $E$ пробегает вещественные числа, просто функция $N(E)$ кусочно постоянная.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:35 


12/02/14
808
Oleg Zubelevich в сообщении #874076 писал(а):
А нелипшицевой науки хватает, в том числе в приложениях.
Негёльдеровой, правда, поменьше, но тоже попадается :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Oleg Zubelevich в сообщении #874086 писал(а):
а причем тут мера?

Чёрт, меня подвело желание высказаться по-учёному. Хорошо, физический пример функции от действительной переменной, не дифференцируемой нигде, кроме одной точки.

За цитату из "Швейка" - респект! :-)

Надо "Швейка" перечитать, в свете нонешних российских реалий...

ewert в сообщении #874097 писал(а):
Это просто бред какой-то. Все физики под пределами подразумевают ровно пределы

Угу. Это-то бесспорно. А вот вы, почему-то, заявляете, что они и под другими вещами подразумевают пределы.

Кто тут шизофреники: вы, или все физики вместе взятые?

ewert в сообщении #874097 писал(а):
И Вы отнюдь не исключение. Только Вы тщательно стесняетесь в этом признаться

Я не стесняюсь признаться, что под пределом подразумеваю предел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:38 
Заслуженный участник


02/08/11
7003
g______d в сообщении #874115 писал(а):
Получится сумма $\delta$-функций
Ну у вас возможно и получится :-) , но у физиков как-то получается гладкая кривая. (Здесь можно вспомнить сравнительно недавнюю тему про плотность и её строгое определение.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:42 


12/02/14
808
g______d в сообщении #874111 писал(а):
То, что мгновенная скорость в физике – это средняя скорость на достаточно малом интервале, а не на бесконечно малом, – это другой вопрос, к конструкциям mishafromusa не имеющий отношения.
Вот именно имеющий, неравномерные производные в физике попадаются редко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
g______d в сообщении #874111 писал(а):
Да, разумеется. Но измеряет-то он производную, просто с погрешностью.

Вот именно, что с погрешностью. И эта погрешность приводит к вопросу, а где есть эта производная? В природе, или только у нас в голове? И ответ: только у нас в голове. Потому что в природе её точно нет, это физики выяснили, опустившись на уровень квантовой механики. (Надеюсь, вам достаточно этих отсылок, и вы не будете устраивать безобразную комедию а-ля ewert. По крайней мере, если недостаточно, то можно спокойно спросить, и я разверну.)

g______d в сообщении #874111 писал(а):
Производная – это следующий шаг. Я не говорил, что не буду использовать предел.

Как сделать производную из предела - это-то понятно. Вопрос в другом: как наоборот?

g______d в сообщении #874111 писал(а):
Но я считаю определение с пределом проще, чем с равномерно липшицевой оценкой. Потому что в физике уже есть понятие "мгновенная скорость в точке", а понятия "мгновенная скорость сразу во всех точках, удовлетворяющая липшицевой оценке" нет.

Тут картина такая: в физике есть понятие "мгновенная скорость в точке" в рамках некоторой математической модели. Физик легко заменит её на другую. Если с ней тоже можно будет работать. И почему бы и не на кусочно-липшицеву?

g______d в сообщении #874115 писал(а):
Я подозреваю, что траектория броуновского движения будет с вероятностью 1 обладать таким свойством.

О, это прекрасно! :-)

Потому что как раз траектории-то у броуновского движения и не существует! Существуют траектории, зарисованные с интервалами, скажем, в 5 секунд, в 2 секунды, в 1 секунду - а траектории самой по себе нет! Её можно воображать только как математическую абстракцию.

И потом, ну допустим, вы назвали траекторией броуновского движения некоторый фрактал. И в какой точке у него будет производная?

-- 10.06.2014 21:49:35 --

mishafromusa в сообщении #874123 писал(а):
g______d в сообщении #874111 писал(а):
То, что мгновенная скорость в физике – это средняя скорость на достаточно малом интервале, а не на бесконечно малом, – это другой вопрос, к конструкциям mishafromusa не имеющий отношения.
Вот именно имеющий, неравномерные производные в физике попадаются редко.

+1

 Профиль  
                  
 
 Re: Как упростить преподавание матанализа нематематикам?
Сообщение10.06.2014, 20:59 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
warlock66613 в сообщении #874114 писал(а):
Например, отношением каких пределов может быть производная количества уровней с энергией, меньшей данной, по энергии $dN/dE$ (а также обратная величина $dE/dN$), если $N$ - целое, а $E$ принимает дискретный ряд значений?

А это называется просто вульгаризованным пределом. Физикам простительно. Они прекрасно понимают, что дискретность уровней в данном случае -- не более чем идеализация, просто не считают нужным произносить это.

mishafromusa в сообщении #874105 писал(а):
ewert, ну это же обычные итерации Пикара, которые есть в любом ОДУ учебнике, мне лень разжёвывать. А что не понятно-то конкретно?

Это у Пикара -- итерации. У Вас же -- ничто, т.к. Вы не удосужились привести точных формулировок. А те, что были приведены -- просто формально неверны.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 991 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 ... 67  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group