2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 13:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
EvgenyGR в сообщении #771823 писал(а):
provincialka в сообщении #771818 писал(а):
Математический подход по своей сути очень ограниченный и переносить структуру математического рассуждения на реальность не есть хорошо. Это изначально обедняет выводы.

Математика это всего лишь инструмент, позволяющий любой выверт нашего сознания, любую "жеребятину" облечь в форму понятную другому сознанию. Вне математики мы обречены разговаривать, исключительно сами с собой.

Нет, это не так. Математика, может, и передает смыслы достаточно точно, но за счет того, что она их жутко упрощает. Возьмите любое хорошее стихотворение и передайте его математически. Все, стих погиб!

Так что человечеству приходится как-то договариваться, пользуясь хоть и не таком строгим, но гораздо более мощным естественным языком.

-- 07.10.2013, 13:38 --

Munin в сообщении #771828 писал(а):
provincialka в сообщении #771818
писал(а):
Математический подход по своей сути очень ограниченный
Этой глупости вас в философском кружке научили?

Зачем, я и раньше это знала. Сколько уже было мыслителей - не нам чета, - которые пытались внести логику в гуманитарные вопросы. Вот, Спиноза например, хотел аксиоматически построить этику. Ну и как, получилось? Munin, я вас уважаю как специалиста, но когда вы начинаете говорить о философских вопросах - извините, выглядит бледно.
Хотя ТС-у вы все правильно ответили, я с вами согласна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:07 


15/11/09
1489
provincialka в сообщении #771916 писал(а):
Нет, это не так. Математика, может, и передает смыслы достаточно точно, но за счет того, что она их жутко упрощает. Возьмите любое хорошее стихотворение и передайте его математически. Все, стих погиб!

Так что человечеству приходится как-то договариваться, пользуясь хоть и не таком строгим, но гораздо более мощным естественным языком.



Ну вот "как-то договариваться" и есть предмет математики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
EvgenyGR в сообщении #771928 писал(а):
Ну вот "как-то договариваться" и есть предмет математики.

Да с чего вы взяли? Совсем другой предмет! Вы, наверное, и в любви признаетесь с помощью теорем-аксиом?
Я, например, когда веду курс математики у естественников и гуманитариев, строго предупреждаю их, что математика может решить только небольшой круг специфических задач. На философские вопросы ей замахиваться не надо.

Я, пожалуй, уйду из темы. У нас нет общей базы для дискуссии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:34 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
provincialka в сообщении #771916 писал(а):
Возьмите любое хорошее стихотворение и передайте его математически. Все, стих погиб!
Как передать стих математически, интересно? Теряюсь в догадках.

(может быть так?)

Пушкин:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

Маяковский:
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Есенин:
14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83

170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Веселые:
2 15 42
42 15
37 08 5

20 20 20!
7 14 100
02 00 13
37 08 5
20 20 20!

Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2000047

Или как?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:41 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
provincialka в сообщении #771916 писал(а):
Математика, может, и передает смыслы достаточно точно, но за счет того, что она их жутко упрощает.
Ну уж нет, не математика упрощает, а её пользователь. Иначе обычно просто не выходит ничего вывести. Но математика-то не против сколь угодно сложных построений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:42 


15/11/09
1489
provincialka в сообщении #771931 писал(а):
Да с чего вы взяли? Совсем другой предмет! Вы, наверное, и в любви признаетесь с помощью теорем-аксиом?


Я пытаюсь передать свое состояние объекту любви, чтобы он понял меня. В чем проблема?

provincialka в сообщении #771931 писал(а):
Я, например, когда веду курс математики у естественников и гуманитариев, строго предупреждаю их, что математика может решить только небольшой круг специфических задач. На философские вопросы ей замахиваться не надо.


А почему не надо? В чем проблема-то.

provincialka в сообщении #771931 писал(а):
Я, пожалуй, уйду из темы. У нас нет общей базы для дискуссии.


Ну это Вы просто уходите от неудобных вопросов.

-- Пн окт 07, 2013 14:45:36 --

rockclimber в сообщении #771939 писал(а):
Как передать стих математически, интересно? Теряюсь в догадках.


Выделите из стихов познавательную часть и эту часть уже передадите математически.

-- Пн окт 07, 2013 14:47:57 --

arseniiv в сообщении #771944 писал(а):
Ну уж нет, не математика упрощает, а её пользователь. Иначе обычно просто не выходит ничего вывести. Но математика-то не против сколь угодно сложных построений.


Да народ просто не понимает, что математика связывает абстракции, а сами эти абстракции определяемы только в нашем сознании.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:50 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
EvgenyGR в сообщении #771814 писал(а):
Вся современная математика стоит на интуитивном понятии множеств и отображении множеств в себя и другие множества.
Как уже было сказано, это неверно. Например, есть теория категорий, которая множествами не оперирует. К тому же, понятие множества не «интуитивно», что бы вы под этим ни понимали, — свойства множеств описываются аксиомами теории множеств.

EvgenyGR в сообщении #771814 писал(а):
В математике понятие множество не имеет четкого определения, это интуитивное понятие, это приводит некоторым парадоксам в теории множеств, но каким-то удивительным образом эти парадоксы на математике не сказываются.
Это в наивной теории множеств возникают парадоксы, в аксиоматической же их нет.

EvgenyGR в сообщении #771814 писал(а):
Реальный мир не статичен он постоянно переходит из состояния в состояние. В математике совокупность всех таких переходов т.е. из какого состояния в какое состояние можно перейти, называется отображением множества в себя.
1. «Реальный мир не статичен и постоянно переходит из состояния в состояние» — куча не определённых понятий. Если вы заявляете, что используете математику, определяйте всё.
2. Отображение множества в себя — это кое-что другое. Конечно, можно притянуть его сюда, но у вас ничего не определено, сюда можно притянуть что угодно, а не только отображения.

То, что дальше, ещё менее математично.

-- Пн окт 07, 2013 17:51:49 --

EvgenyGR в сообщении #771945 писал(а):
Да народ просто не понимает, что математика связывает абстракции, а сами эти абстракции определяемы только в нашем сознании.
Увы, именно вы в этой теме неправильно используете математику. Народ тут ни при чём.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Не пользователь упрощает, а именно математика. Сама идея множества (ну, пусть, категории) - уже упрощение. Нет в мире никаких "элементов", это просто удобная абстракция.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:10 


15/11/09
1489
arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Как уже было сказано, это неверно. Например, есть теория категорий, которая множествами не оперирует



А чем?

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
К тому же, понятие множества не «интуитивно», что бы вы под этим ни понимали, — свойства множеств описываются аксиомами теории множеств.



Свойства, да. Само понятие множества интуитивно.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Это в наивной теории множеств возникают парадоксы, в аксиоматической же их нет.



За счет ограничения общности.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
. «Реальный мир не статичен и постоянно переходит из состояния в состояние»


Ну и я так говорю.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
куча не определённых понятий. Если вы заявляете, что используете математику, определяйте всё.



Ну все же некие понятия придется таки понимать интуитивно. :).

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
2. Отображение множества в себя — это кое-что другое. Конечно, можно притянуть его сюда, но у вас ничего не определено, сюда можно притянуть что угодно, а не только отображения.


Что еще не сводимое к отображению можно притянуть, интересно? Ну можно одному элементу из прообраза сопоставить два из образа. Вы об этом?




arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
То, что дальше, ещё менее математично.


Почему? Для решения прикладных задач такого подхода достаточно.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Увы, именно вы в этой теме неправильно используете математику. Народ тут ни при чём.


Вы этого не объяснили, не мне о вообще не объяснили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
EvgenyGR в сообщении #771955 писал(а):
arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Как уже было сказано, это неверно. Например, есть теория категорий, которая множествами не оперирует



А чем?
Стрелками.

А есть еще теория типов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:24 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
EvgenyGR

Вы снова ставите лишние Enter после цитат. Зачем Вы это делаете? :) Хотите заставить собеседников плакать кровавыми слезами?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:31 


13/01/12
317
Петербург
EvgenyGR в сообщении #771945 писал(а):
Я пытаюсь передать свое состояние объекту любви, чтобы он понял меня. В чем проблема?
Я уже что-то об этом читал, кажется в Scientific Armenian... за 70-е годы...

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 16:06 


15/11/09
1489
Xaositect в сообщении #771960 писал(а):
Стрелками.

Над чем срелками? :).
Xaositect в сообщении #771960 писал(а):
А есть еще теория типов.

Да ради бога. :).

-- Пн окт 07, 2013 16:07:04 --

Denis Russkih в сообщении #771961 писал(а):
Вы снова ставите лишние Enter после цитат. Зачем Вы это делаете? :) Хотите заставить собеседников плакать кровавыми слезами?

Просто забываю. Ну тяжело за всем уследить. Построюсь так не делать.

-- Пн окт 07, 2013 16:11:29 --

Продолжу, так как интерес вроде есть. И так на всякий случай, то, что я пишу это смесь из признанных знаний, моих домыслов, и даже переиначиваней уже признанных подходов. Так что воспринимайте все критично и осторожно.
Поговорим немного об операторе понимания. Каким образом мы сопоставляем различные состояния нашего мозга? В общем случае вопрос сложный. Очень большая часть такого сопоставления идет интуитивно, какими-то заложенными в нас эволюцией способностями, очень сильна часть такого сопоставления - эмоциональная (чувственная), позволяющая нам на интуитивном чувственном уровне отделить многие понятия друг от друга, связать события, предсказать будущие. Мы чаще чувствуем разницу и только потом, анализируя наши чувства, пытаемся дать объяснение этой разницы, мы чувствуем связи и только потом ищем этим связям какие-то объяснения. Вообще-то это самое интересное, что есть в операторе понимания. Но прояснить этот вопрос мы можем только на основе описания одного специфического оператора понимания – научного понимания.
Разберем его подробнее. Есть специфические состояния нашего мозга, которые я буду называть характеристиками. Характеристика это подмножество таких состояний, которые в нутрии этого подмножества можно идентифицировать числом. Поясню на примере обычного градусника. Среди множества его мыслимых состояний (разбитый, целый) есть подмножество состояний, которое можно охарактеризовать числом – температурой, которую этот градусник и показывает. Если таких характеристик в нашем мозге достаточно много, то можно попробовать отразить реальность только в этом подмножестве всех состояний мозга, состоящим из множества характеристик. А значит реальность отразит некий вектор (множество чисел, где каждое число идентифицирует состояние каждой характеристики). Нам потребуется так же способ разделение образа реальности в этом подмножестве по каждой характеристике. Способ разделения по конечному числу характеристик, приводит нас к идее Евклидова пространства. В чем идея пространства вообще? В том что мы идентифицируем состояние в нутрии характеристики числом, т.е. положением на некой оси. А разделения образа в подмножестве характеристик, на характеристики делаем с помощью некой абстракции скалярного произведения, смысл которого построить такое отображение на характеристику в каким-то смысле наилучшим образом. Про линейность я помню, но не все сразу.
Примером такого отображения может служить обычное пространство координат и импульсов (фазовое пространство). Это пространство характеристик – координат частиц и их импульсов. Такой подход позволяет нам формализовать посторенние оператора понимания, каким образом не столь важно, некими манипуляциями с числовым вектором идентифицирующим состояние, мы из существующего состояния поучаем последующие. Что тут принципиально? Принципиально тут конечность числа характеристик. Даже если мы извернемся и придумаем некую конструкцию оператора понимания с бесконечным числом характеристик, мы никогда не сможем собрать для него все числовые значения характеристик в данный момент. Вот на этом тонком, а возможно спорном моменте я пока и остановлюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 16:57 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
EvgenyGR в сообщении #771976 писал(а):
Над чем срелками? :).
Не «над», а между. Стрелками (морфизмами) между объектами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 17:01 


15/11/09
1489
Aritaborian в сообщении #771991 писал(а):
Не «над», а между. Стрелками (морфизмами) между объектами.

Т.е. есть множество объектов? Каждый объект стрелкой переводиться в другой объект, все стрелки вместе задают отображение множества объектов в себя? Кроме конечно случая когда из одного объекта можно попасть в два - ветвление. Тут мы выходим за рамки определения отображения, ну так его легко расширить. :).

Я ничего не упустил? Если нет Вы пока никуда не ушли от множеств и их отображений.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 61 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group