2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 13:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
EvgenyGR в сообщении #771823 писал(а):
provincialka в сообщении #771818 писал(а):
Математический подход по своей сути очень ограниченный и переносить структуру математического рассуждения на реальность не есть хорошо. Это изначально обедняет выводы.

Математика это всего лишь инструмент, позволяющий любой выверт нашего сознания, любую "жеребятину" облечь в форму понятную другому сознанию. Вне математики мы обречены разговаривать, исключительно сами с собой.

Нет, это не так. Математика, может, и передает смыслы достаточно точно, но за счет того, что она их жутко упрощает. Возьмите любое хорошее стихотворение и передайте его математически. Все, стих погиб!

Так что человечеству приходится как-то договариваться, пользуясь хоть и не таком строгим, но гораздо более мощным естественным языком.

-- 07.10.2013, 13:38 --

Munin в сообщении #771828 писал(а):
provincialka в сообщении #771818
писал(а):
Математический подход по своей сути очень ограниченный
Этой глупости вас в философском кружке научили?

Зачем, я и раньше это знала. Сколько уже было мыслителей - не нам чета, - которые пытались внести логику в гуманитарные вопросы. Вот, Спиноза например, хотел аксиоматически построить этику. Ну и как, получилось? Munin, я вас уважаю как специалиста, но когда вы начинаете говорить о философских вопросах - извините, выглядит бледно.
Хотя ТС-у вы все правильно ответили, я с вами согласна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:07 


15/11/09
1489
provincialka в сообщении #771916 писал(а):
Нет, это не так. Математика, может, и передает смыслы достаточно точно, но за счет того, что она их жутко упрощает. Возьмите любое хорошее стихотворение и передайте его математически. Все, стих погиб!

Так что человечеству приходится как-то договариваться, пользуясь хоть и не таком строгим, но гораздо более мощным естественным языком.



Ну вот "как-то договариваться" и есть предмет математики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
EvgenyGR в сообщении #771928 писал(а):
Ну вот "как-то договариваться" и есть предмет математики.

Да с чего вы взяли? Совсем другой предмет! Вы, наверное, и в любви признаетесь с помощью теорем-аксиом?
Я, например, когда веду курс математики у естественников и гуманитариев, строго предупреждаю их, что математика может решить только небольшой круг специфических задач. На философские вопросы ей замахиваться не надо.

Я, пожалуй, уйду из темы. У нас нет общей базы для дискуссии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:34 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
provincialka в сообщении #771916 писал(а):
Возьмите любое хорошее стихотворение и передайте его математически. Все, стих погиб!
Как передать стих математически, интересно? Теряюсь в догадках.

(может быть так?)

Пушкин:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

Маяковский:
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Есенин:
14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83

170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Веселые:
2 15 42
42 15
37 08 5

20 20 20!
7 14 100
02 00 13
37 08 5
20 20 20!

Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2000047

Или как?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:41 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
provincialka в сообщении #771916 писал(а):
Математика, может, и передает смыслы достаточно точно, но за счет того, что она их жутко упрощает.
Ну уж нет, не математика упрощает, а её пользователь. Иначе обычно просто не выходит ничего вывести. Но математика-то не против сколь угодно сложных построений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:42 


15/11/09
1489
provincialka в сообщении #771931 писал(а):
Да с чего вы взяли? Совсем другой предмет! Вы, наверное, и в любви признаетесь с помощью теорем-аксиом?


Я пытаюсь передать свое состояние объекту любви, чтобы он понял меня. В чем проблема?

provincialka в сообщении #771931 писал(а):
Я, например, когда веду курс математики у естественников и гуманитариев, строго предупреждаю их, что математика может решить только небольшой круг специфических задач. На философские вопросы ей замахиваться не надо.


А почему не надо? В чем проблема-то.

provincialka в сообщении #771931 писал(а):
Я, пожалуй, уйду из темы. У нас нет общей базы для дискуссии.


Ну это Вы просто уходите от неудобных вопросов.

-- Пн окт 07, 2013 14:45:36 --

rockclimber в сообщении #771939 писал(а):
Как передать стих математически, интересно? Теряюсь в догадках.


Выделите из стихов познавательную часть и эту часть уже передадите математически.

-- Пн окт 07, 2013 14:47:57 --

arseniiv в сообщении #771944 писал(а):
Ну уж нет, не математика упрощает, а её пользователь. Иначе обычно просто не выходит ничего вывести. Но математика-то не против сколь угодно сложных построений.


Да народ просто не понимает, что математика связывает абстракции, а сами эти абстракции определяемы только в нашем сознании.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:50 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
EvgenyGR в сообщении #771814 писал(а):
Вся современная математика стоит на интуитивном понятии множеств и отображении множеств в себя и другие множества.
Как уже было сказано, это неверно. Например, есть теория категорий, которая множествами не оперирует. К тому же, понятие множества не «интуитивно», что бы вы под этим ни понимали, — свойства множеств описываются аксиомами теории множеств.

EvgenyGR в сообщении #771814 писал(а):
В математике понятие множество не имеет четкого определения, это интуитивное понятие, это приводит некоторым парадоксам в теории множеств, но каким-то удивительным образом эти парадоксы на математике не сказываются.
Это в наивной теории множеств возникают парадоксы, в аксиоматической же их нет.

EvgenyGR в сообщении #771814 писал(а):
Реальный мир не статичен он постоянно переходит из состояния в состояние. В математике совокупность всех таких переходов т.е. из какого состояния в какое состояние можно перейти, называется отображением множества в себя.
1. «Реальный мир не статичен и постоянно переходит из состояния в состояние» — куча не определённых понятий. Если вы заявляете, что используете математику, определяйте всё.
2. Отображение множества в себя — это кое-что другое. Конечно, можно притянуть его сюда, но у вас ничего не определено, сюда можно притянуть что угодно, а не только отображения.

То, что дальше, ещё менее математично.

-- Пн окт 07, 2013 17:51:49 --

EvgenyGR в сообщении #771945 писал(а):
Да народ просто не понимает, что математика связывает абстракции, а сами эти абстракции определяемы только в нашем сознании.
Увы, именно вы в этой теме неправильно используете математику. Народ тут ни при чём.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 14:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Не пользователь упрощает, а именно математика. Сама идея множества (ну, пусть, категории) - уже упрощение. Нет в мире никаких "элементов", это просто удобная абстракция.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:10 


15/11/09
1489
arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Как уже было сказано, это неверно. Например, есть теория категорий, которая множествами не оперирует



А чем?

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
К тому же, понятие множества не «интуитивно», что бы вы под этим ни понимали, — свойства множеств описываются аксиомами теории множеств.



Свойства, да. Само понятие множества интуитивно.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Это в наивной теории множеств возникают парадоксы, в аксиоматической же их нет.



За счет ограничения общности.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
. «Реальный мир не статичен и постоянно переходит из состояния в состояние»


Ну и я так говорю.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
куча не определённых понятий. Если вы заявляете, что используете математику, определяйте всё.



Ну все же некие понятия придется таки понимать интуитивно. :).

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
2. Отображение множества в себя — это кое-что другое. Конечно, можно притянуть его сюда, но у вас ничего не определено, сюда можно притянуть что угодно, а не только отображения.


Что еще не сводимое к отображению можно притянуть, интересно? Ну можно одному элементу из прообраза сопоставить два из образа. Вы об этом?




arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
То, что дальше, ещё менее математично.


Почему? Для решения прикладных задач такого подхода достаточно.

arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Увы, именно вы в этой теме неправильно используете математику. Народ тут ни при чём.


Вы этого не объяснили, не мне о вообще не объяснили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
EvgenyGR в сообщении #771955 писал(а):
arseniiv в сообщении #771948 писал(а):
Как уже было сказано, это неверно. Например, есть теория категорий, которая множествами не оперирует



А чем?
Стрелками.

А есть еще теория типов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:24 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
EvgenyGR

Вы снова ставите лишние Enter после цитат. Зачем Вы это делаете? :) Хотите заставить собеседников плакать кровавыми слезами?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 15:31 


13/01/12
317
Петербург
EvgenyGR в сообщении #771945 писал(а):
Я пытаюсь передать свое состояние объекту любви, чтобы он понял меня. В чем проблема?
Я уже что-то об этом читал, кажется в Scientific Armenian... за 70-е годы...

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 16:06 


15/11/09
1489
Xaositect в сообщении #771960 писал(а):
Стрелками.

Над чем срелками? :).
Xaositect в сообщении #771960 писал(а):
А есть еще теория типов.

Да ради бога. :).

-- Пн окт 07, 2013 16:07:04 --

Denis Russkih в сообщении #771961 писал(а):
Вы снова ставите лишние Enter после цитат. Зачем Вы это делаете? :) Хотите заставить собеседников плакать кровавыми слезами?

Просто забываю. Ну тяжело за всем уследить. Построюсь так не делать.

-- Пн окт 07, 2013 16:11:29 --

Продолжу, так как интерес вроде есть. И так на всякий случай, то, что я пишу это смесь из признанных знаний, моих домыслов, и даже переиначиваней уже признанных подходов. Так что воспринимайте все критично и осторожно.
Поговорим немного об операторе понимания. Каким образом мы сопоставляем различные состояния нашего мозга? В общем случае вопрос сложный. Очень большая часть такого сопоставления идет интуитивно, какими-то заложенными в нас эволюцией способностями, очень сильна часть такого сопоставления - эмоциональная (чувственная), позволяющая нам на интуитивном чувственном уровне отделить многие понятия друг от друга, связать события, предсказать будущие. Мы чаще чувствуем разницу и только потом, анализируя наши чувства, пытаемся дать объяснение этой разницы, мы чувствуем связи и только потом ищем этим связям какие-то объяснения. Вообще-то это самое интересное, что есть в операторе понимания. Но прояснить этот вопрос мы можем только на основе описания одного специфического оператора понимания – научного понимания.
Разберем его подробнее. Есть специфические состояния нашего мозга, которые я буду называть характеристиками. Характеристика это подмножество таких состояний, которые в нутрии этого подмножества можно идентифицировать числом. Поясню на примере обычного градусника. Среди множества его мыслимых состояний (разбитый, целый) есть подмножество состояний, которое можно охарактеризовать числом – температурой, которую этот градусник и показывает. Если таких характеристик в нашем мозге достаточно много, то можно попробовать отразить реальность только в этом подмножестве всех состояний мозга, состоящим из множества характеристик. А значит реальность отразит некий вектор (множество чисел, где каждое число идентифицирует состояние каждой характеристики). Нам потребуется так же способ разделение образа реальности в этом подмножестве по каждой характеристике. Способ разделения по конечному числу характеристик, приводит нас к идее Евклидова пространства. В чем идея пространства вообще? В том что мы идентифицируем состояние в нутрии характеристики числом, т.е. положением на некой оси. А разделения образа в подмножестве характеристик, на характеристики делаем с помощью некой абстракции скалярного произведения, смысл которого построить такое отображение на характеристику в каким-то смысле наилучшим образом. Про линейность я помню, но не все сразу.
Примером такого отображения может служить обычное пространство координат и импульсов (фазовое пространство). Это пространство характеристик – координат частиц и их импульсов. Такой подход позволяет нам формализовать посторенние оператора понимания, каким образом не столь важно, некими манипуляциями с числовым вектором идентифицирующим состояние, мы из существующего состояния поучаем последующие. Что тут принципиально? Принципиально тут конечность числа характеристик. Даже если мы извернемся и придумаем некую конструкцию оператора понимания с бесконечным числом характеристик, мы никогда не сможем собрать для него все числовые значения характеристик в данный момент. Вот на этом тонком, а возможно спорном моменте я пока и остановлюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 16:57 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
EvgenyGR в сообщении #771976 писал(а):
Над чем срелками? :).
Не «над», а между. Стрелками (морфизмами) между объектами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методология научного познания, взгляд из математики.
Сообщение07.10.2013, 17:01 


15/11/09
1489
Aritaborian в сообщении #771991 писал(а):
Не «над», а между. Стрелками (морфизмами) между объектами.

Т.е. есть множество объектов? Каждый объект стрелкой переводиться в другой объект, все стрелки вместе задают отображение множества объектов в себя? Кроме конечно случая когда из одного объекта можно попасть в два - ветвление. Тут мы выходим за рамки определения отображения, ну так его легко расширить. :).

Я ничего не упустил? Если нет Вы пока никуда не ушли от множеств и их отображений.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 61 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: DimaM


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group