Заслуженный участник |
|
30/01/06 72407
|
Вот бы гг. естествоиспытатели написали что-нибудь под названием «Краткая инструкция по дóбыче нового знания» или типа того :roll:. А чо, мысль интересная. 0. Общий шаблон. 1. Поставь проблему. 2. Поделись постановкой с другими. 3. Реши проблему. 4. Поделись решением с другими. I. Ранние этапы. I.i. Обнаружение объекта исследования.
1. Увидь что-нибудь в окружающем мире. 2. Покажи другому. Убедись, что он тоже это видит. 3. Поставь это что-нибудь в один ряд с другими что-нибудь. 4. Покажи этот ряд другому. Убедись, что он согласен считать это однородными объектами. 5. (В дальнейшем, после других исследований) Добавь в ряд новые члены, или объедини ряды. 6. Покажи результат другому. Обсудите его. I.ii. Классификация и систематизация.
1. Возьми какой-нибудь признак объекта, разложи объекты по коробкам по этому признаку. 2. Покажи результат другому. Обсудите его. 3. Повторяй пп. 1, 2, либо с исходным множеством объектов, либо с содержимым отдельных коробок. 4. Собери вместе различные классификации. Сделай выводы о соотношении признаков и о взаимосвязи разных коробок. 5. Покажи результат другому. Обсудите его. II. Эмпирическое исследование. II.i. Разработка методики исследования.
1. Придумай, чем можно охарактеризовать объект: описание, сравнения, числовой параметр. 2. Разработай способ, как выяснять эту характеристику для конкретного объекта: эталоны, процедуру. Создай необходимое оборудование. 3. Проверь работоспособность этого способа. (В том числе, воспроизводимость, отсутствие помех.) 4. Покажи результат другому. Обсудите его. II.ii. Собственно исследование.
1. Продумай, в каком порядке будешь брать объекты, когда остановишься. 2. Бери объекты, и измеряй их характеристики. Записывай все результаты. (Измерять стоит как можно больше, фиксировать дополнительные обстоятельства.) 3. Опубликуй результаты (до или после обработки), позаботься об их сохранности. II.iii. Обработка результатов исследования.
1. Возьми исходный массив данных, собери его в таком виде, чтобы охватить взглядом: сделай таблицу, посчитай объекты, нарисуй график или карту. (Можно много графиков и т. п.) 2. Подумай, на что это похоже. Какие графики и т. п. в итоге оказались самыми "говорящими"? 3. Обрати внимание на объекты или измерения, выбивающиеся из общего ряда. Как их можно охарактеризовать? Чем может быть вызвано такое отклонение, важно ли это? 4. Покажи результат другому. Обсудите его. Опубликуй результаты. III. Теоретическое исследование. III.i. Построение теории.
1. Возьми любой экспериментальный график (или набор графиков), классификацию и т. п. Придумай, на что это похоже. 2. Придумай логическую цепочку (в частности, математические выкладки), приводящие от чего-то известного и чего-то неизвестного к тому, что получается. Назови неизвестное "гипотезой". 3. Покажи логическую цепочку другому. Убедись, что он не видит в ней ошибок. Покажи начальные посылки логической цепочки другому. Проверь, получается ли у него та же цепочка и тот же результат. Если нет - чего-то не учтено.
Примечание: если логическая цепочка полагается на какой-то случайный фактор, приведший к нужному результату, надо, чтобы другой исследователь, допуская случайный фактор, нашёл такой список результатов, в котором содержится и нужный результат. 4. Опубликуй логическую цепочку. III.ii. Связь с эмпирикой (a). Предсказание.
1. Взяв ту же логическую цепочку и гипотезу, сделай выводы о других объектах, ещё не исследованных. 2. Опубликуй эти выводы. 3. (Эмпирическому исследователю) Прочитав теоретическое предсказание, придумай такое исследование, которое могло бы его проверить. 4. Проведи такое исследование. (См. II.) 5. Опубликуй результаты. III.iii. Связь с эмпирикой (б). Учёт новых данных.
1. Прочитай о новых эмпирических данных, которые затрагивают теорию. 2. Приложи теорию к данным. Проверь, работает она или не работает. Если не работает - опубликуй это. 3. Если не работает - придумай такую модификацию теории, которая работает и на старых, и на новых данных, вместе взятых. (См. III.i.) Опубликуй её. Работа над ошибками.
1. Если где-то в твоей предыдушей работе, результаты которой были уже опубликованы, ты или кто-то другой нашёл ошибку - опубликуй это (если другой ещё этого не сделал). 2. Чтобы исправить ошибку, следует сделать с нуля ошибочный шаг и все последующие. IV. Образование и практическое применение. IV.i. Образование.
1. Отбери те сведения, которые уже проверены. 2. Придумай, в каком порядке всё это надо рассказать. Напиши учебник, лекционный курс. 2. Пусть один расскажет другому, а другой третьему: учёные преподавателям, преподаватели студентам и друг другу. IV.ii. Практическое применение.
1. Расскажи практику, что ты знаешь о том, что ему близко. 2. Пусть практик придумает, как это можно использовать. Объясни ему детали, предоставь запрошенные данные и расчёты. 3. Если практик задаёт вопросы, на которые ты не знаешь ответа - начни новые исследования. 4. Опубликуй результаты новых исследований. 5. Обязательно объясни практику, в какой степени ты уверен в том, что ты говоришь, а в какой - это ещё сомнительно. Пусть практик полагается на сомнительные вещи с осторожностью, или не полагается вовсе. IV.iii. Финансирование.
1. Найди человека (или группу людей), готового тратить деньги на науку. 2. Объясни ему, как здорово то, что ты будешь делать. Попроси денег. 3. Потрать деньги. Можно на другое, но всё равно на науку :-) 4. Отчитайся о результате. Постарайся продолжить сотрудничество.
|
|