Моё понимание буквальное: зачем говорить палец и пальцы, ребёнок и дети...
Это правильное понимание.
К тому же, часто она и смысл несёт.
Например?..
Вероятнее всего, для обозначения или указания на множество каких-либо объектов...
Вопрос именно в том, чем так принципиально один предмет отличается от любого другого их количества?
несчётным, соотвественно без образования множественного числа
Но при этом единицы измерения этого одного и того же слова ставятся либо во множественное, либо в двойственное число (если я правильно понимаю это конструкцию: корень из двух микрометра или корень из двух микрометров?).
А самое удивительное - это двойственное число, которое когда-то употреблялось наравне с множественным.
Вот именно. По той же логиге, следовало бы придумать счётное количество "чисел" (грамматических), что потеряло бы всякий смысл. Вместо этого для количества объектов, отличного от единицы (или двух) используют просто число (математическое) перед словом. Почему единственное число должно быть чем-то особенным?