2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение12.05.2013, 22:39 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Shtorm в сообщении #713208 писал(а):
GAA в сообщении #713132 писал(а):
Я отношусь к тем, кто считает, что по умолчанию [т.е. если специально не оговорено] полярный радиус неотрицательный…И я считаю, что если специально не оговорено, то кривая $r=\sin 2\varphi$ имеет два лепестка.
Тогда скажите, в каких уважаемых книгах или справочниках, было бы сказано, что кривая$$r=a\sin 2\varphi$$является 2-ух лепестковой розой???
GAA в сообщении #713684 писал(а):
Думаю, что ни в каких. На мой взгляд, такие слишком частные и очевидные «задачи» не могут «как таковые» рассматриваться в приличных учебниках или сборниках задач.
Покопался в сборниках задач для начинающих. Как я и писал, в учебных курсах основ математического анализа приняты ограничения $0 \le r < +\infty$, $0 \le \varphi < 2\pi$. И розы не исключение. Например
1. Кудрявцев Л.Д., Кутасов А.Д., Чехлов В.И., Шабунин М.И. Сборник задач по математическому анализу. Т.2 — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003 (djvu), гл. 2. Определенный интеграл и его приложения, §7. Вычисление площадей плоских фигур и длин кривых,
упр. 33.8 Найти площадь фигуры, ограниченной кривой, заданной в полярных координатах $r =  a\sin n \varphi$, $n \in \mathbb N$. Ответ: $\pi a^2/4$.
2. Берман Г.Н. Сборник задач по курсу математического анализа. — М.: Наука, 1985 (djvu),
упр. 2496. Найти площадь фигуры, ограниченной линией $\rho = a \sin 2\varphi$ (двулепестковая роза). Ответ: $\pi a^2/4$.

И в жизни, и в учебной работе для исследования кривой, заданной в полярной системе координат, я обычно переходил к параметрическому заданию [кривой в декартовой системе координат], и уже потом исследовал кривую. На мой взгляд, было бы поучительно, если бы участники привели примеры (если таковые существуют), когда исследование удобнее (менее громоздко) выполнять в полярной системе координат (без перехода к параметрическому заданию в соответствующей декартовой системе координат, напрмер $x(\varphi), y(\varphi)$). Возможно, не полное. Допустим нахождение асимптот, или критических точек, в частности, точек перегиба.

Upd. Добавил в тексте [кривой в декартовой системе координат]. Спасибо Алексей К. за замечание, сделанное в следующем сообщении.
Upd. 2 «Критические» точки или «характерные» точки — иногда используемый сленг для студентов, учащихся на специальностях без углубленного изучения математики. Грамотно писать, в данном случае, не вижу смысла. Стилизация под тему.

-= Добавлено 13.05.13=-
Upd 3. К слову, в старых учебниках (например, в книге Лузин Н.Н. Дифференциальное исчисление. — М. Высшая школа, 1961) $\rho = a\sin 2\varphi$ — четырехлепестковая роза.
Да и у Фихтенгольца в первом томе трехтомного курса «Дифференциального и интегрального исчисления» допускаются отрицательные $\rho$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение12.05.2013, 23:21 


29/09/06
4552
GAA в сообщении #723052 писал(а):
для исследования кривой, заданной в полярной системе координат, я обычно переходил к параметрическому заданию
На мой взгляд, не особо удачное сопоставление полярности и параметричности (как было бы и в случае декартовости и параметричности).

Есть весьма ограниченный класс кривых, которые можно задать функцией $y=f(x)$. Но любую кривую можно представить параметрически в виде $[x(t),y(t)]$.

Есть весьма ограниченный класс кривых, которые можно задать функцией $\rho=f(\varphi)$. Но любую кривую можно представить параметрически в виде $[\rho(t),\varphi(t)]$.

Впрочем, если определить класс кривых как "кривые, часто встречающиеся в учебных задачах", то можно ещё помудрить... :-)

-- 13 май 2013, 00:29:16 --

GAA в сообщении #723052 писал(а):
Допустим нахождение асимптот, или критических точек, в частности, точек перегиба.
Не понимаю, чего "критичного" находят в точке перегиба (в CAD-приложениях это очень принято). Это, согласен, интересная точка, но не "особая", не "критическая".

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 12:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Алексей К. в сообщении #723076 писал(а):
Есть весьма ограниченный класс кривых, которые можно задать функцией $\rho=f(\varphi)$. Но любую кривую можно представить параметрически в виде $[\rho(t),\varphi(t)]$.

Причём, $\varphi(t)$ может иметь "неестественные" разрывы, отсутствующие в самой кривой, если ограничивать $\varphi$ полуинтервалом длиной $2\pi.$ Для $\rho(t)$ разрывов всегда можно избежать.

-- 13.05.2013 13:44:08 --

(о перегибах)

Алексей К. в сообщении #723076 писал(а):
Не понимаю, чего "критичного" находят в точке перегиба (в CAD-приложениях это очень принято). Это, согласен, интересная точка, но не "особая", не "критическая".

Может, это как-то связано с упругими и деформационными свойствами тонких стержней и оболочек? Скажем, наличие или перемещение точки перегиба может вывести упругую систему из равновесия, привести к её разрушению и т. п.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 14:08 


29/09/06
4552

(о перегибах)

Munin в сообщении #723163 писал(а):
Может, это как-то связано с упругими и деформационными свойствами тонких стержней и оболочек? Скажем, наличие или перемещение точки перегиба может вывести упругую систему из равновесия, привести к её разрушению и т. п.
Вряд ли. Упругости-деформации --- это обычно 3D-задачи, а я о задачах с плоскими кривыми.
Это, скорее всего, связано с тем, что многие факты доказывались (111 лет назад) с применением эволют (эвольвент), а они рушатся в точке перегиба. Вот и разбивали кривую на куски знакопостоянной кривизны, и саму формулу кривизны модулями окружали. (От эволют и требование непрерывности кривизны, для ряда утверждений избыточное.)
Ещё один пример --- интерполяция с помощью кривых Безье второго порядка, рациональных либо полиномиальных: ни те, ни другие не реализуют перегиб, и точку перегиба непременно надо выделять.
Кубические кривые Безье легко справились бы с перегибом, но, по традиции...

Также замечу, что при дробно-линейном преобразовании кривой перегибы могут появиться или исчезнуть, тогда как настоящие особенности таковыми и останутся.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 20:51 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
GAA, спасибо за Ваш обзор по задачникам и учебникам. Я тоже хотел что-то подобное написать, но Вы меня опередили. Также спасибо за ссылку на "Аналитическую геометрию" Ильин, Позняк. Теперь у меня есть хорошая точка опоры в подобных дискуссиях.
GAA в сообщении #723052 писал(а):
в учебных курсах основ математического анализа приняты ограничения $0 \le r < +\infty$, $0 \le \varphi < 2\pi$. И розы не исключение. Например
1. Кудрявцев Л.Д., Кутасов А.Д., Чехлов В.И., Шабунин М.И. Сборник задач....
2. Берман Г.Н. Сборник задач ...


Если говорить о задачниках, то например в книге Минорский В.П. Сборник задач по высшей математике принято использовать полярный радиус любых знаков. Об этом сначала говорится в разделе аналитической геометрии и в задаче № 339 написано, что $r=a\sin 2\varphi$ - четырёхлепестковая роза, а затем в матанализе в задачках, где требуется найти площадь, ограниченную линиями № 1647 $r=a\cos 2\varphi$ и № 1664, $r=a\sin 2\varphi$ даны ответы $\frac{\pi a^2}{2}$.
Конечно, это не чисто сборник задач по матанализу, но тем не менее в рассмотрении данного вопроса мы не можем игнорировать этот задачник.

GAA в сообщении #723052 писал(а):
Upd 3. К слову, в старых учебниках (например, в книге Лузин Н.Н. Дифференциальное исчисление. — М. Высшая школа, 1961) $\rho = a\sin 2\varphi$ — четырехлепестковая роза.
Да и у Фихтенгольца в первом томе трехтомного курса «Дифференциального и интегрального исчисления» допускаются отрицательные $\rho$.

В двухтомнике Пискунова "Дифференциальное и интегральное исчисление" в розах опять таки используется только положительный $r$ и соответствующее количество лепестков.
Можно ли подвести такую базу, что во всех старых учебниках по матанализу используется отрицательный полярный радиус и соответственно $2k$-лепестковость или же есть и старые учебники, в которых наоборот?
В современных задачниках мы видим разные подходы, видимо авторы и лекции читают соответственно по разному. Ну не может же такого быть, что математик читает лекцию и говорит студентам о использовании разных знаков $r$ и о $2k$-лепестковости, а потом издаёт задачник или учебник в котором $r$ строго положителен. Или и такое может быть?
Ну хорошо, два разных подхода к полярному радиусу - как говорится, сколько людей, столько и мнений (студентам только плохо). Но как быть с кинематическим описанием кривых Гвидо Гранди? То есть учёный написал целый труд, где исследовал данные кривые, дал кинематическое описание - из которого ясно следует сколько должно быть лепестков и в каком порядке по четвертям они появляются. А мы раз - и демонстрируем два разных подхода! Если мы выкинем лепестки, соответсвующие отрицательному $r$ - то кинематическая модель перестанет действовать. Как с этим быть?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 21:08 
Заслуженный участник


11/11/07
1198
Москва
Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
Но как быть с кинематическим описанием кривых Гвидо Гранди? То есть учёный написал целый труд, где исследовал данные кривые, дал кинематическое описание - из которого ясно следует сколько должно быть лепестков и в каком порядке по четвертям они появляются. А мы раз - и демонстрируем два разных подхода! Если мы выкинем лепестки, соответсвующие отрицательному - то кинематическая модель перестанет действовать. Как с этим быть?

Чего вы к этим розам прицепились? По мне, так это далеко не самая важная и нужная тема. Когда понадобится, то студент/аспирант/и т.д., будучи математиком, разберется и с отрицательным и с положительным радиусами. Благо это не настолько сложно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 21:36 


29/09/06
4552
Shtorm,

Вы неисправимы, Ваше упрямство граничит не скажу с чем, и Вы, по-моему, напрашиваетесь на второй "несправедливый" бан.

Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
Теперь у меня есть хорошая точка опоры в подобных дискуссиях.
В дискуссиях о пустяках "точка опоры" не нужна.
Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
но тем не менее в рассмотрении данного вопроса мы не можем игнорировать этот задачник.
Если мы умны и разбираемся в предмете дискуссии, мы можем игнорировать и оспаривать что угодно.
Сколько можно цитировать одно и то же, настаивать на одном и том же:
Someone в сообщении #3819 писал(а):
Читатель умный, он сам поймёт.
Речь о пустяке, и Вы один не хотите понять, что это пустяк.
Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
Можно ли подвести такую базу, что...
В математике не принято "подводить базу" под пустяки.
Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
... как говорится, сколько людей, столько и мнений.
Мало ли что где говорится. Здесь же людей упомянуто до хрена, а мнений только 2 (два).
Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
Ну хорошо, два разных подхода к полярному радиусу - как говорится, сколько людей, столько и мнений (студентам только плохо).
С хреновыми преподавателями им плохо, а не с "двумя подходами к полярному радиусу".
Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
Но как быть с кинематическим описанием кривых Гвидо Гранди? То есть учёный написал целый труд, где исследовал данные кривые,
Сей труд, написанный в 1728 году, должен быть за час повторен современным студентом без всяких исторических ссылок. Мысль не придёт в голову ковырять тот факт, что кто-то до нашей эры описал простую задачу в виде учёного труда. Не историей же развития математики вы там занимаетесь. А кинематическая модель --- ну, Вам она не пришла в голову до известного озарения --- но она же очевидна, банальна (и только поэтому не бросается в глаза): увидел периодическую функцию (полярный радиус) в простом выражении и наделил её "физическим смыслом". Банальность, но студентам, конечно, полезно её замечать.

(Оффтоп)

А здесь я кривизну сделал периодической. Ну и что? Труд писать по пустякам? Кинематику через ускорения, вроде, тоже можно притянуть.

Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
Если мы выкинем лепестки, соответсвующие отрицательному $r$ - то кинематическая модель перестанет действовать.
Кому важна кинематическая модель --- тот не будет выкидывать. Кому нужна какая-то другая, например, методологическая-1, тот выкинет. Кому нужна методологическая-2, тот оставит.
Shtorm в сообщении #723447 писал(а):
Как с этим быть?
Не париться по пустякам. Не заниматься не своим делом. Да мало ли людей как-то с этим были до Вашего извержения? Так же они будут быть и дальше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 22:43 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
AV_77 в сообщении #723456 писал(а):
Чего вы к этим розам прицепились?


Просто на розах вся эта ситуация очень наглядно просматривается, как и доказали GAA и я, рассмотрев разные задачники и учебники.

AV_77 в сообщении #723456 писал(а):
По мне, так это далеко не самая важная и нужная тема.


Может оно и так - с Вашей точки зрения, а вот мне эта ситуация просто режет глаз. И я уже обосновывал почему именно режет. Хотя я, конечно согласен, что есть и другие темы, где можно найти за что зацепиться.
AV_77 в сообщении #723456 писал(а):
Когда понадобится, то студент/аспирант/и т.д., будучи математиком, разберется и с отрицательным и с положительным радиусами. Благо это не настолько сложно.


В этой теме я сугубо вёл речь о студентах. Уж аспирантам полярную систему никто не преподаёт по причине, что им её преподали, когда они были студентами. И все задачки вышеописанные сугубо рассчитаны на студентов. И дело вовсе не в сложности. Не хочу повторяться, всё описано выше.

-- Пн май 13, 2013 22:48:14 --

В дополнение хочу сказать, что преподавание математики очень продуктивно, если напрямую прослеживается связь с физикой. Частота колебания - как коэффициент перед $\varphi$ в синусе и косинусе - играет ту связующую роль с физикой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 23:24 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #723509 писал(а):
Частота колебания - как коэффициент перед $\varphi$ в синусе и косинусе

Частота колебания не есть коэффициент перед $\varphi$.

AV_77 в сообщении #723456 писал(а):
Чего вы к этим розам прицепились?

Т.к. читатель ждёт уж рифмы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение13.05.2013, 23:43 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
ewert, этот коэффициент показывает, сколько колебаний совершит точка за один полный оборот стержня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение14.05.2013, 00:11 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Показывать-то показывает, но только не перед фи. Фи -- это вообще-то фаза.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение14.05.2013, 06:44 
Заслуженный участник


11/11/07
1198
Москва
Shtorm в сообщении #723509 писал(а):
Просто на розах вся эта ситуация очень наглядно просматривается

Какая ситуация? Высосанная из пальца неопределенность со знаком радиуса?

Shtorm в сообщении #723509 писал(а):
В этой теме я сугубо вёл речь о студентах. Уж аспирантам полярную систему никто не преподаёт по причине, что им её преподали, когда они были студентами.

Напишу понятнее. Как бы не преподавали полярную систему, если встретится новый взгляд, то студент/аспирант/и т.д. разберется когда ему это понадобится. В разных задачах могут оказаться удобнее разные подходы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение14.05.2013, 15:26 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
ewert в сообщении #723538 писал(а):
Показывать-то показывает, но только не перед фи. Фи -- это вообще-то фаза.


Я как раз планирую в лекции про кривые, заданные в полярной системе координат - использовать для некоторых кривых кинематический подход в частности для кривых Гвидо Гранди, спирали Архимеда и логарифмической, а также улитки Паскаля. Наглядность данного подхода будет обеспечиваться яркими презентациями, демонстрируемыми на большом экране. Анимация будет показывать движения, в результате которых и образуются замечательные кривые. И чтобы была связь с физикой, несомненно нужно будет рассказать и о гармонических колебаниях, применительно к розам.
Итак, берём стержень и совмещаем его середину с началом координат. Плавающая точка начинает движение из начала координат и двигается по стержню по синусоидальному закону:
$$x(t)=A\sin(\omega t +\varphi_0)$$
где $x$ - координата точки на стержне или смещение точки вдоль стержня, в момент времени $t$. $A$ - амплитуда колебаний - равна половине длины стержня, $\omega$ - циклическая частота, величина, показывающая число полных колебаний, происходящих в течении $2\pi$ секунд, $\varphi_0$ - начальная фаза равна нулю, поскольку движение точки начинается из начала координат. Таким образом точка колеблется вдоль стержня по синусоидальному закону, совершая за $2\pi$ секунд $\omega$ колебаний. А стержень вращается относительно своего центра. На один полный оборот стержня затрачивается $2\pi$ секунд. Значит за один полный оборот стержня, точка совершает ровно $\omega$ раз полных колебаний.
Если полный поворот стержня происходит за $2\pi$ секунд, значит на 1 радиан стержень поворачивается за 1 секунду. Поэтому переходя к полярным координатам - в уравнении гармонических колебаний можно подставить $t=\varphi$. То есть время смещения точки вдоль стержня выразили через угол, на который поворачивается стержень и получили:
$$r(\varphi)=A\sin(\omega \varphi)$$
где $\varphi$ имеет размерность времени в секундах, а абстрагируясь от времени и от фазы колебаний, получаем:
$$r(\varphi)=a\sin(k \varphi)$$
где уже $\varphi$ - в радианах, а $k$ - просто безразмерный коэффициеннт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение14.05.2013, 16:18 


19/05/10

3940
Россия
Shtorm в сообщении #723752 писал(а):
...Я как раз планирую в лекции про кривые, заданные в полярной системе координат ...

Какой специальности читаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение14.05.2013, 16:48 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Я бы хуже спросил: для кого?...

В наше время прогресс дошёл до того, что улитки уже интересна лишь биологам, математикам же -- лишь методы вычислений.

Нет, не так. Для всех интересны лишь методы вычислений, разве что математикам -- ещё и их обоснования (коими все и пользуются). Но улитки не относятся ни к тому, ни к другому разряду; они -- всё-таки лишь для иологов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 137 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group