Доброго Времени Суток!
При решении уравнений движения ракеты возникли сложности с решением системы.
Для начала привожу необходимые формулы и уравнения.
В переделах активного участка
![$i$ $i$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/7/a/77a3b857d53fb44e33b53e4c8b68351a82.png)
-ой ступени пакеты интегрирование системы уравнений удобнее производить по аргументу
![$\mu_i$ $\mu_i$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/e/9/ce9c41bf6906ffd46ac330f09cacc47f82.png)
, который связан со временем полета ракеты следующим соотношением:
![$$\mu_i = \frac {\dot m_i(t - t_{ei-1})} {m_{0i}}$$ $$\mu_i = \frac {\dot m_i(t - t_{ei-1})} {m_{0i}}$$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/3/c/43c4625ad83097246a7d730b3bf8f47382.png)
где:
![$\dot m_i$ $\dot m_i$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/f/c/1fcb5d09b374f2a086a0cb3d71762e2482.png)
- средний секундный расход топлива при работе двигателей
![$i$ $i$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/7/a/77a3b857d53fb44e33b53e4c8b68351a82.png)
-ой ступени;
![$t$ $t$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/f/4/4f4f4e395762a3af4575de74c019ebb582.png)
- текущее значение времени с момента старта (есть величина шага интегрирования);
![$t_{ei-1}$ $t_{ei-1}$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/f/3/9f3f2abbcf8552fb2d1283c47ac7c10982.png)
- момент выключения двигателей
![$(i - 1)$ $(i - 1)$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/5/9/7592475c856229db5422c6ae6c6f170c82.png)
-й ступени. Для первой ступени
![$t_{ei-1} = 0$ $t_{ei-1} = 0$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/3/2/432b0864fb2e71eb2ed11d423f50b29d82.png)
;
![$m_{0i}$ $m_{0i}$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/7/6/d76be037d906ac7aabdfed6a0824189982.png)
- начальная масса
![$i$ $i$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/7/a/77a3b857d53fb44e33b53e4c8b68351a82.png)
-й ступени.
Приведем уравнения движения на активном участке траектории для первой ступени.
Зададимся вспомогательными коэффициентами:
![$$A_1 = \frac {g_0} {1-\mu_1}(P_{sp}^{sl} + (P_{sp}^v - P_{sp}^{sl})[1-\frac {p_h}{101360}])$$ $$A_1 = \frac {g_0} {1-\mu_1}(P_{sp}^{sl} + (P_{sp}^v - P_{sp}^{sl})[1-\frac {p_h}{101360}])$$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/0/9/7093aaf3557cbb757deae7778db8ede982.png)
![$$A_2 = g_0\frac {70952} {P_{m1}}(\lambda_{01}P_{sp}^{sl})\frac {M^2\frac {p_h}{101360}} {1-\mu_1}$$ $$A_2 = g_0\frac {70952} {P_{m1}}(\lambda_{01}P_{sp}^{sl})\frac {M^2\frac {p_h}{101360}} {1-\mu_1}$$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/4/1/2413d87c9f2fa5d1b8256278b72f4fb182.png)
![$$A_3 = \lambda_{01}P_{sp}^{sl}$$ $$A_3 = \lambda_{01}P_{sp}^{sl}$$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/9/6/996f8b30f5cde06e099a3398191c385c82.png)
где:
![$g_0$ $g_0$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/a/4/ca4277553ce1dfd86b9f9ccbd4ada2c282.png)
- ускорение свободного падения;
![$P_{sp}^{sl}$ $P_{sp}^{sl}$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/d/2/bd28c281aedad4e557c42f7e5514061f82.png)
- Удельный импульс двигателя на уровне земли;
![$P_{sp}^v$ $P_{sp}^v$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/e/2/1e26db2e6085b907364768887803d42482.png)
- Удельный импульс двигателя в вакууме;
![$p_h$ $p_h$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/1/5/f15e63ff2b13537e286fa6f3de0c0ab182.png)
- плотнось воздуха на высоте
![$h$ $h$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/a/d/2ad9d098b937e46f9f58968551adac5782.png)
;
![$101360$ $101360$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/4/7/f479df3648128a23f1bd8b4a8e0da8a982.png)
- плотность воздуха на уровне земли [н/м2].
![$P_{m1}$ $P_{m1}$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/9/d/09dda0c9d13f086be28fdaf99d12aa7d82.png)
- начальная нагрузка на мидель ракеты;
![$M$ $M$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/b/9/fb97d38bcc19230b0acd442e17db879c82.png)
- число Маха.
![$M =V/343.2$ $M =V/343.2$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/f/8/4f8e6ffd77a8789fd1a58d9dacbb093c82.png)
, где
![$V$ $V$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/9/a/a9a3a4a202d80326bda413b5562d5cd182.png)
- текущая скорость,
![$343.2$ $343.2$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/2/6/b26dbbfd4c231c28f8947a87b57f798682.png)
- скорость звука [м/с];
![$\lambda_{01}$ $\lambda_{01}$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/3/8/c38c66211b895b3f14f9d3da4de8619182.png)
- начальная тяговооруженность первой ступени.
Тогда система уравнений движения первой ступени примет вид:
![$$\begin{cases}
\frac {dV_x}{d\mu_1} = A_1\cos\varphi - A_2C_x(M)\frac {Vx} V - A_2C_y^\alpha(M)\alpha\frac {Vy} V - A_3\frac {g_0R^2} {r^3}x\\
\frac {dV_y}{d\mu_1} = A_1\sin\varphi - A_2C_x(M)\frac {Vy} V + A_2C_y^\alpha(M)\alpha\frac {Vx} V - A_3\frac {g_0R^2} {r^3}(R + y)\\
\frac {dx}{d\mu_1} = A_3V_x\\
\frac {dy}{d\mu_1} = A_3V_y\\
V^2 = V_x^2 + V_y^2\\
h = r - R\\
\alpha = \varphi - \arccos\frac {Vx} V\\
\varphi = \varphi_{program}(t)\\
\end{cases} $$ $$\begin{cases}
\frac {dV_x}{d\mu_1} = A_1\cos\varphi - A_2C_x(M)\frac {Vx} V - A_2C_y^\alpha(M)\alpha\frac {Vy} V - A_3\frac {g_0R^2} {r^3}x\\
\frac {dV_y}{d\mu_1} = A_1\sin\varphi - A_2C_x(M)\frac {Vy} V + A_2C_y^\alpha(M)\alpha\frac {Vx} V - A_3\frac {g_0R^2} {r^3}(R + y)\\
\frac {dx}{d\mu_1} = A_3V_x\\
\frac {dy}{d\mu_1} = A_3V_y\\
V^2 = V_x^2 + V_y^2\\
h = r - R\\
\alpha = \varphi - \arccos\frac {Vx} V\\
\varphi = \varphi_{program}(t)\\
\end{cases} $$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/9/4/c94582243817312a6a3bf5e37a691cb782.png)
где:
![$V_x$ $V_x$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/c/c/7cc21750397fe667df9083b51eea9f8282.png)
- приращение горизонтальной составляющей скорости;
![$V_y$ $V_y$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/9/6/396f8a0454f1a0d01a42dbf193797f8582.png)
- приращение вертикальной составляющей скорости;
![$x$ $x$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/3/2/332cc365a4987aacce0ead01b8bdcc0b82.png)
- приращение дальности полета;
![$y$ $y$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/e/c/deceeaf6940a8c7a5a02373728002b0f82.png)
- приращение высоты полета;
![$V$ $V$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/9/a/a9a3a4a202d80326bda413b5562d5cd182.png)
- скорость полета;
![$R$ $R$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/e/4/1e438235ef9ec72fc51ac5025516017c82.png)
- радиус Земного шара;
![$r$ $r$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/9/f/89f2e0d2d24bcf44db73aab8fc03252c82.png)
- радиус-вектор;
![$h$ $h$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/a/d/2ad9d098b937e46f9f58968551adac5782.png)
- высота полета;
![$\alpha$ $\alpha$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/7/4/c745b9b57c145ec5577b82542b2df54682.png)
- угол атаки;
![$\varphi$ $\varphi$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/1/7/417a5301693b60807fa658e5ef9f953582.png)
- угол тангажа;
![$\varphi_{program}(t)$ $\varphi_{program}(t)$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/8/2/e825a3af633a0aad279432c799db39e582.png)
- программа изменения угла тангажа.
Программа изменения угла тангажа следующаяя:
![$$
\varphi=\begin{cases}
10 sec \qquad 0.3833^0/sec \qquad до 49^0\\
120 sec \qquad 0.4167^0/sec \qquad до 30^0\\
185 sec \qquad 0.15^0/sec \qquad до 15^0\\
295 sec \qquad 2.1667^0/sec \qquad до 0^0\\
\end{cases}
$$ $$
\varphi=\begin{cases}
10 sec \qquad 0.3833^0/sec \qquad до 49^0\\
120 sec \qquad 0.4167^0/sec \qquad до 30^0\\
185 sec \qquad 0.15^0/sec \qquad до 15^0\\
295 sec \qquad 2.1667^0/sec \qquad до 0^0\\
\end{cases}
$$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/d/9/4d9f74f1f384aa1ff8dc14fd2ef4040782.png)
где первый столбец - начало времени, с которой начинается данная строка (секунды с момента старта);
второй столбец - угловая скорость изменения угла тангажа (градусов/сек);
третий столбец - предельный угол тангажа, до которого продолжается изменения в данной строке.
![$C_x(M)$ $C_x(M)$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/0/9/609be1e97513ad37fe85a39d1a75b7cb82.png)
и
![$C_y^\alpha(M)$ $C_y^\alpha(M)$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/4/8/f48de3ef20eccd47a794fcaa8575f7e082.png)
- аэродинамические коэффициенты. Задаются зависимостью от числа Маха (т.е. Скорости деленной на скорость звука):
![$$ C_x = \begin{cases}
0.29\qquad\qquad 0 \leqslant M < 0.8\\
M - 0.51\qquad\qquad 0.8\leqslant M < 1.068\\
0.091 + 0.5M^{-1}\qquad\qquad M\geqslant1.068\\
\end{cases} $$ $$ C_x = \begin{cases}
0.29\qquad\qquad 0 \leqslant M < 0.8\\
M - 0.51\qquad\qquad 0.8\leqslant M < 1.068\\
0.091 + 0.5M^{-1}\qquad\qquad M\geqslant1.068\\
\end{cases} $$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/7/d/b7d198eef266ea50112b60d01ff30c9e82.png)
![$$ C_y^\alpha = \begin{cases}
2.8\qquad\qquad 0 \leqslant M < 0.25\\
2.8 + 0.447(M - 0.25)\qquad\qquad 0.25\leqslant M < 1.1\\
3.18 - 0.660(M - 1.1)\qquad\qquad 1.1\leqslant M < 1.6\\
2.85 - 0.35(M - 1.6)\qquad\qquad 1.6\leqslant M < 3.6\\
3.55\qquad\qquad M\geqslant3.6\\
\end{cases} $$ $$ C_y^\alpha = \begin{cases}
2.8\qquad\qquad 0 \leqslant M < 0.25\\
2.8 + 0.447(M - 0.25)\qquad\qquad 0.25\leqslant M < 1.1\\
3.18 - 0.660(M - 1.1)\qquad\qquad 1.1\leqslant M < 1.6\\
2.85 - 0.35(M - 1.6)\qquad\qquad 1.6\leqslant M < 3.6\\
3.55\qquad\qquad M\geqslant3.6\\
\end{cases} $$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/f/5/3f50250dbc38295bf3e96e8d0de032f082.png)
Итак, известна начальная и конечная массы ракеты, удельные импульсы в пустоте и на уровне земли,
массовый расход топлива, зависимости плотности воздуха от высоты, коэффициентов лобового и
бокового сопротивления от скорости, закон изменения угла тангажа.
Вопрос: как мне организовать решение данной системы через EXCEL (задав шаг ингегрирования допустим 0.1 сек)? Возникли сложности с численным решением данной системы. С какого преобразования стоит начать ее решать численно?
Заранее благодарен за ответ!