Вы лучше скажите, когда разрабатываете математический аппарат, каковы критерии? Т.е. как выбираете темы, как оцениваете результат, и т.д. ? И можете ли ответить о критериях развития математики вообще? Желательно не общефилософски….
Можно я попробую ответить? (но я не спец, могу чушь ляпнуть).
Есть 2 источника полезности: разные реальные факторы и рекурсивность.
Первое: есть куча разных источников, прежде всего практика (физика (самый важный источник, наверное)), производство, военное дело, Computer Science и еще многое понемногу. Есть также необходимость поддерживать маткультуру среди людей - преподавание. Вообще, математик всегда должен в принципе мочь понять, чем занимается прикладник. Есть и субъективные источники: интерес, желание познать, желание решить проблему.
Второе: если некая маттеория
полезна и маттеория
как-то связана с
, то
полезна (возможно, полезна в меньшей степени). Связи могут быть самые разнообразные и неожиданные: желание аксиоматизации, обобщения, желание решить все задачи в рамках данной теории, уточнение понятий и их связей, выделение понятий и исследование их, упрощение формулировок, формализация, поиск общего языка и еще всякая всячина - все это друг на друга опирается и сильно отрывается от реальности, но потенциально может возвращаться в реальность (исторический пример: арифметика вычетов и простые числа изучались ради интереса, а потом, спустя 100 лет, были применены в криптографии. Или ВТФ: простая формулировка, но при попытке ее решить были придуманы несколько довольно сложных теорий, которые в конце-концов где-то в математике тоже применяются. Или теория групп).
И в конце концов, люди ведь не про... (не знаю, как тут культурно выразиться) какие-то бюджетные средства диким образом. Развитие математики стоит все равно немного.
Или Вам не это нужно?