2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение06.03.2013, 00:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
JMH в сообщении #691582 писал(а):
Так, как это делаете Вы... я читаю только те очень немногие разделы, которые для меня принципиально важны и наиболее мне интересны...
Однако жизнь коротка и наполнена малоинтересной но необходимой деятельностью - читать весь нужный материал вышеописанным образом невозможно.

Хорошее замечание, но тут загвоздка. Пока человек студент, он в целом в своей (будущей) области ещё не ориентируется, и не знает, что для него принципиально важно, а что "в нагрузку". На уровне аспиранта уже начинает более-менее понимать, на уровне кандидата/постдока - уже может разбираться самостоятельно (хотя советы научрука всё равно не помешают). Конечно, в этом лучше начать разбираться как можно раньше, но всё равно, пока не получен некоторый минимум базовых знаний, и не появился хотя бы начальный опыт практического применения этих знаний и навыков, нельзя надеяться на адекватность своих суждений. На адекватность суждений научрука - чаще можно :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение06.03.2013, 00:59 


05/09/11
364
Петербург
longstreet в сообщении #691589 писал(а):
xmaister, не знаю как у вас, но мой (впрочем, маленький) опыт доказательств теорем показывает, что, или идея доказательства приходит мне в течение 20 минут, или не приходит вообще и приходится смотреть ход доказательства в книге.
А вот я могу и люблю биться над одним препятствием с бараньим упорством очень долго и я таки убедился в том, что это всё не зря на многих примерах. При этом мне далеко не всегда требуется ручка и бумага. Впрочем, это не всегда оправданно: если проблема не слишком важна и интересна, лучше, наверное, просто сразу подсмотреть или, если негде, попросить помощи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение06.03.2013, 09:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Разумеется, не зря! Чем больше у вас будет опыта пробиваться через проблему, тем больше это пригодится вам в будущем - с теми проблемами, которые ещё никто до вас не решил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение28.03.2013, 10:23 
Аватара пользователя


23/03/13
147
xmaister писал(а):
Я лично читаю литературу с листочком и ручкой, при этом проделывать доказательства всех утверждений, приведенных в книги стараюсь сам, в "доказательства" не заглядывая. Пообщался с коллегами и стало мне думаться, что этот способ далеко не самый лучший. Слишком много сил и времени отнимает, при этом я почти не продвигаюсь вперед. Хотелось бы услышать вашего мнения по этому вопросу.

Лично я, при чтении математической литературы, во-первых, следую общим рекомендациям С.И. Поварнина для чтения книг.

Во-вторых, я считаю, что самостоятельно доказывать все утверждения из читаемой книги очень громоздко и утомительно (а, при чтении advanced литературы, может быть просто нереально), и думаю, что с такими затратами сил можно решать открытые проблемы, хотя бы уровня рабочего семинара (конечно, здесь я не имею ввиду затраты сил на доказательство утверждений уровня метризуемости ТВП со второй аксиомой счетности (где, с моей топологической точки зрения, вообще нечего доказывать, ибо все регулярные пространства со счетной базой метризуемы) :-) ).

Поэтому я считаю достаточным понимание доказательства на достаточно детальном идейном уровне (что, впрочем, тоже удается далеко не всегда). Листочек с ручкой и вспомогательная литература, конечно, помогают в разборе доказательства и достижении этого понимания. Этого принципа я придерживаюсь даже при чтении сборников задач (хотя, конечно, к задачам, читаемым специально ради практики их решения это не относится) и рецензируемых мною статей, хотя и считаюсь очень дотошным рецензентом.

Также я отмечу, что если в древние математические времена классик мог писать своему корреспонденту: «пришли мне только теоремы, а доказательства я уже найду сам», :-) то сейчас, наоборот, обычно, доказательства и являются основным содержанием статьи (и отнюдь не всегда понятны даже при попытке их разбора, а, порой, и просто ошибочны :-( ).

xmaister писал(а):
Не знаю почему так, но когда доказываю самостоятельно то уже не забываю.

Возможно, так происходит потому, что самостоятельное доказательство становится своим, привычным способом мышления или/и запоминается как занявшее больше времени и труда и более эмоционально значимое, чем авторское. :-)

Меня лично, вообще, не удовлетворяет моя память, поэтому для меня существенным преимуществом занятия математикой, по сравнению, например, с историей, является то, что в первой, в отличии от второй, забытые факты (и доказательства) можно реконструировать. Например, я до сих пор не зазубрил таблицы умножения, но это вызывает у меня гораздо меньше затруднений, чем вопрос: «в каком году произошло Ледовое побоище?». :-)

Однако, мой опыт показывает, что со временем может забыться даже само наличие доказательства. А с моим научным консультантом, профессором Б., однажды произошел просто анекдотический случай. Однажды Б. начал решать какую-то проблему, и тут у него, как водится, поперли результаты. На радостях он их быстренько набросал в статью. Однако, через некоторое время Б. неожиданно обнаружил, что еще раньше он уже писал такую статью. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение02.04.2013, 19:54 
Заблокирован


03/01/13

115
Последнее сообщение понравилось. Когда родителям стало под 70 мы спросили у своих друзей-медиков: какие препараты им лучше принимать для улучшения памяти? Ответ был такой: им уже поздно принимать препараты, надо вам начинать этим заниматься.
Пишут, что память бывает двух видов: зрительная и логическая . Некоторые способны сразу запоминать текст страницами, а некоторым (мне, например) чтобы что то запомнить, требовалось писать что то вроде краткого конспекта. В результате, получив на первом курсе четверку по математике, я был сильно раздосадован и последующие семестры сдал на отлично. Когда же пришлось сдавать философию, я набросал мало-мальский план ответа, преподаватель листочек перевернул и я с легкой душой при некотором изначальном страхе и заминками в ответе ушел с отметкой три. То есть описательные предметы сдавать было самой настоящей пыткой, особенно военное дело. Можно сказать, что я не гуманитарий, но и в технике только с логической памятью довольно нелегко: в решении многофакторных задач можно что нибудь и упустить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение03.04.2013, 00:07 


19/12/09
428
ryazanov в сообщении #704900 писал(а):
Пишут, что память бывает двух видов: зрительная и логическая . Некоторые способны сразу запоминать текст страницами, а некоторым (мне, например) чтобы что то запомнить, требовалось писать что то вроде краткого конспекта. В результате, получив на первом курсе четверку по математике, я был сильно раздосадован и последующие семестры сдал на отлично. Когда же пришлось сдавать философию, я набросал мало-мальский план ответа, преподаватель листочек перевернул и я с легкой душой при некотором изначальном страхе и заминками в ответе ушел с отметкой три. То есть описательные предметы сдавать было самой настоящей пыткой, особенно военное дело. Можно сказать, что я не гуманитарий, но и в технике только с логической памятью довольно нелегко: в решении многофакторных задач можно что нибудь и упустить.

Описательные вещи как раз легко запоминаются, если используются мнемонические приемы. Вот логические вещи сложней, т.к. тут ведь надо глубоко войти в тему - топикстартер как раз эти и занимается. Только непонятно если он идейно знает весь материал, почему нужен год на Ленга? Если не знает, то зачем год читать Ленга? Не лучше ли сначала прочитать что-нибудь по проще, а потом быстро долететь с Ленгом?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение03.04.2013, 04:48 
Аватара пользователя


23/03/13
147
«– Никак не могу найти себе помощника, – пожаловался однажды Эдисон
Эйнштейну. – Каждый день заходят молодые люди, но ни один не подходит.
– А как вы определяете их пригодность? – поинтересовался Эйнштейн.
Эдисон показал ему листок с вопросами.
– Кто на них ответит, тот и станет моим помощником.
"Сколько миль от Нью–Йорка до Чикаго?" – прочел Эйнштейн и ответил:
"Нужно заглянуть в железнодорожный справочник". "Из чего делают нержавеющую сталь?" – "0б этом можно узнать в справочнике по металловедению,..".
Пробежав глазами остальные вопросы, Эйнштейн сказал:
– Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам».


«Отец кибернетики Норберт Винер славился чрезвычайной забывчивостью...
Когда его семья переехала на новую квартиру, его жена положила ему в бумажник листок, на котором записала их новый адрес - она отлично понимала, что иначе муж не сможет найти дорогу домой...
Тем не менее, в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная замечательная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, потом понял, что идея неверна - и выкинул листок в мусорную корзину.
Вечером, как ни в чём не бывало, он поехал по своему прежнему адресу.
Когда обнаружилось, что в старом доме уже никто не живёт - он в полной растерянности вышел на улицу. Внезапно его осенило - он подошёл к стоявшей неподалеку девочке и сказал:
- Извините, возможно, вы помните меня... Я профессор Винер, и моя семья недавно переехала отсюда. Вы не могли бы сказать, куда именно?
Девочка выслушала его очень внимательно и ответила:
- Да, папа - мама так и думала, что ты это забудешь...»


С другой стороны, у меня был случай, когда ученики спросили меня об одной задаче, и я сразу вспомнил, что лет двадцать тому назад я читал что-то такое в “Кванте”. :-)

Да и вообще, судя по соответствующей литературе, ситуация с памятью сложная и многогранная.

Зачастую, я неважно запоминаю (да и отношусь к :-) ) содержание текстов, в которых я не вижу существенных идей или же вижу их явную ошибочность.
С другой стороны, я выбиваюсь из стройных рядов своих коллег тем, что у меня хорошо с философией, :-) благодаря пониманию ее идей. Однако, даже здесь есть индивидуальные особенности. Например, я нормально читаю Платона, не говоря уже о Декарте, а вот Кант у меня как-то не идет, хотя все их философии относительно близки.

Да и тот же Ленг у меня не пошел и я его так и не дочитал. У него собственный алгебраический подход, что я могу проиллюстрировать его категорным определением многочленов, :-) а я привык мыслить в алгебре на внутреннем уровне элементов, операций, идеалов и т.п..

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение03.04.2013, 23:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/12/10
1600
spb
Я, читая литературу, люблю конспектировать некоторые моменты. Теоремы какие-то пытаюсь доказать сам, доказательства каких-то же внимательно прописываю с автором, а док-во каких-то просто читаю.
Хуже всего усваивается, конечно, просто чтение. Но это я обычно проделываю с вещами, которые для себя считаю "понятными"

 Профиль  
                  
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение04.04.2013, 10:52 
Заблокирован


03/01/13

115
Достижения в науке преимущественно совершаются в молодости, когда есть, мне кажется, сочетаемость логики, фоторгафической памяти и достаточной мощности нервной системы при наличии мотивации. Просто чтение литературы это вспомогательный процесс, хотя часто и от него зависит возможность выхода на достижение. Что может быть достижением? Для конкретного человека им может оказаться и полное по его мнению овладение материалом, изложенным в книге. Другие могут искать в книге хотя бы намек на ту проблему, которая их волнует и поэтому досконально подходят (по способностям) к изучению тех разделов, которые их интересуют и в этом случае чтение "по диагонали" до момента нахождения интересующего материала себя оправдывает. Далее все "с ручкой" (карандашом, мелом и т.д.). Если взять Л. Д. Ландау , то он сам курс физики не писал: он его обсуждал с Е. М. Лифшицем, а оформительская работа была на последнем. То есть у них обоих присутствовала как зрительная, так и логическая память и невозможно представить, чтобы каждый из них не применял ручку (мел, карандаш и т.д.). Только соотношение было разным: одного оформительская работа обременяла, а для другого была основной.
Еще пример-работа авторов Петров Ю.П. и Петров Л.Ю. "Неожиданное в математике и его связь с авариями и катастрофами". Я писал об этом в другой теме. Юрий Петрович Петров, доктор технических наук, профессор факультета прикладной математики - процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета. Область научных интересов - прикладная математика, теория оптимального управления, приложения этой теории к оптимизации конкретных технических объектов, обеспечение устойчивости при вариации параметров.
Ю.П. Петров ведет речь о корректности вычислений и связанных с этим авариях. Речь же идет о пригодности конкретных алгоритмов ТАУ для применения в конструкциях и программах управления, о безалаберности в решении дифференциальных уравнений, так как "до последнего времени молчаливо предполагали, что такая же непрерывная зависимость от параметров выполняется для любых систем-во всяком случае для систем, которые можно привести к нормальной форме Коши путем эквивалентных (в классическом смысле) преобразований".
Все читают учебники по дифференциальному исчислению, но не видят проблемы с недоказанностью "непрерывной зависимости от параметров для любых систем" и получают решения, которые могут привести к авариям.
В каких учебниках по ТАУ есть ссылки на работы Ю. П. Петрова? Читает ли он еще спецкурс по теме корректности алгоритмов ТАУ и вычислений? На основе результатов его работ надо править и преподавание математики (дифференциального исчисления и преобразования матриц).
Так что читать книги внимательно можно, но еще неплохо бы и суметь разобраться в прочитанном. Фотографическая память, мне кажется, помогает выделить проблему, а без логической трудно что либо доказывать. Важна, конечно, и мотивация.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group