2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение06.03.2013, 00:11 
Аватара пользователя
JMH в сообщении #691582 писал(а):
Так, как это делаете Вы... я читаю только те очень немногие разделы, которые для меня принципиально важны и наиболее мне интересны...
Однако жизнь коротка и наполнена малоинтересной но необходимой деятельностью - читать весь нужный материал вышеописанным образом невозможно.

Хорошее замечание, но тут загвоздка. Пока человек студент, он в целом в своей (будущей) области ещё не ориентируется, и не знает, что для него принципиально важно, а что "в нагрузку". На уровне аспиранта уже начинает более-менее понимать, на уровне кандидата/постдока - уже может разбираться самостоятельно (хотя советы научрука всё равно не помешают). Конечно, в этом лучше начать разбираться как можно раньше, но всё равно, пока не получен некоторый минимум базовых знаний, и не появился хотя бы начальный опыт практического применения этих знаний и навыков, нельзя надеяться на адекватность своих суждений. На адекватность суждений научрука - чаще можно :-)

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение06.03.2013, 00:59 
longstreet в сообщении #691589 писал(а):
xmaister, не знаю как у вас, но мой (впрочем, маленький) опыт доказательств теорем показывает, что, или идея доказательства приходит мне в течение 20 минут, или не приходит вообще и приходится смотреть ход доказательства в книге.
А вот я могу и люблю биться над одним препятствием с бараньим упорством очень долго и я таки убедился в том, что это всё не зря на многих примерах. При этом мне далеко не всегда требуется ручка и бумага. Впрочем, это не всегда оправданно: если проблема не слишком важна и интересна, лучше, наверное, просто сразу подсмотреть или, если негде, попросить помощи.

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение06.03.2013, 09:55 
Аватара пользователя
Разумеется, не зря! Чем больше у вас будет опыта пробиваться через проблему, тем больше это пригодится вам в будущем - с теми проблемами, которые ещё никто до вас не решил.

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение28.03.2013, 10:23 
Аватара пользователя
xmaister писал(а):
Я лично читаю литературу с листочком и ручкой, при этом проделывать доказательства всех утверждений, приведенных в книги стараюсь сам, в "доказательства" не заглядывая. Пообщался с коллегами и стало мне думаться, что этот способ далеко не самый лучший. Слишком много сил и времени отнимает, при этом я почти не продвигаюсь вперед. Хотелось бы услышать вашего мнения по этому вопросу.

Лично я, при чтении математической литературы, во-первых, следую общим рекомендациям С.И. Поварнина для чтения книг.

Во-вторых, я считаю, что самостоятельно доказывать все утверждения из читаемой книги очень громоздко и утомительно (а, при чтении advanced литературы, может быть просто нереально), и думаю, что с такими затратами сил можно решать открытые проблемы, хотя бы уровня рабочего семинара (конечно, здесь я не имею ввиду затраты сил на доказательство утверждений уровня метризуемости ТВП со второй аксиомой счетности (где, с моей топологической точки зрения, вообще нечего доказывать, ибо все регулярные пространства со счетной базой метризуемы) :-) ).

Поэтому я считаю достаточным понимание доказательства на достаточно детальном идейном уровне (что, впрочем, тоже удается далеко не всегда). Листочек с ручкой и вспомогательная литература, конечно, помогают в разборе доказательства и достижении этого понимания. Этого принципа я придерживаюсь даже при чтении сборников задач (хотя, конечно, к задачам, читаемым специально ради практики их решения это не относится) и рецензируемых мною статей, хотя и считаюсь очень дотошным рецензентом.

Также я отмечу, что если в древние математические времена классик мог писать своему корреспонденту: «пришли мне только теоремы, а доказательства я уже найду сам», :-) то сейчас, наоборот, обычно, доказательства и являются основным содержанием статьи (и отнюдь не всегда понятны даже при попытке их разбора, а, порой, и просто ошибочны :-( ).

xmaister писал(а):
Не знаю почему так, но когда доказываю самостоятельно то уже не забываю.

Возможно, так происходит потому, что самостоятельное доказательство становится своим, привычным способом мышления или/и запоминается как занявшее больше времени и труда и более эмоционально значимое, чем авторское. :-)

Меня лично, вообще, не удовлетворяет моя память, поэтому для меня существенным преимуществом занятия математикой, по сравнению, например, с историей, является то, что в первой, в отличии от второй, забытые факты (и доказательства) можно реконструировать. Например, я до сих пор не зазубрил таблицы умножения, но это вызывает у меня гораздо меньше затруднений, чем вопрос: «в каком году произошло Ледовое побоище?». :-)

Однако, мой опыт показывает, что со временем может забыться даже само наличие доказательства. А с моим научным консультантом, профессором Б., однажды произошел просто анекдотический случай. Однажды Б. начал решать какую-то проблему, и тут у него, как водится, поперли результаты. На радостях он их быстренько набросал в статью. Однако, через некоторое время Б. неожиданно обнаружил, что еще раньше он уже писал такую статью. :-)

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение02.04.2013, 19:54 
Последнее сообщение понравилось. Когда родителям стало под 70 мы спросили у своих друзей-медиков: какие препараты им лучше принимать для улучшения памяти? Ответ был такой: им уже поздно принимать препараты, надо вам начинать этим заниматься.
Пишут, что память бывает двух видов: зрительная и логическая . Некоторые способны сразу запоминать текст страницами, а некоторым (мне, например) чтобы что то запомнить, требовалось писать что то вроде краткого конспекта. В результате, получив на первом курсе четверку по математике, я был сильно раздосадован и последующие семестры сдал на отлично. Когда же пришлось сдавать философию, я набросал мало-мальский план ответа, преподаватель листочек перевернул и я с легкой душой при некотором изначальном страхе и заминками в ответе ушел с отметкой три. То есть описательные предметы сдавать было самой настоящей пыткой, особенно военное дело. Можно сказать, что я не гуманитарий, но и в технике только с логической памятью довольно нелегко: в решении многофакторных задач можно что нибудь и упустить.

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение03.04.2013, 00:07 
ryazanov в сообщении #704900 писал(а):
Пишут, что память бывает двух видов: зрительная и логическая . Некоторые способны сразу запоминать текст страницами, а некоторым (мне, например) чтобы что то запомнить, требовалось писать что то вроде краткого конспекта. В результате, получив на первом курсе четверку по математике, я был сильно раздосадован и последующие семестры сдал на отлично. Когда же пришлось сдавать философию, я набросал мало-мальский план ответа, преподаватель листочек перевернул и я с легкой душой при некотором изначальном страхе и заминками в ответе ушел с отметкой три. То есть описательные предметы сдавать было самой настоящей пыткой, особенно военное дело. Можно сказать, что я не гуманитарий, но и в технике только с логической памятью довольно нелегко: в решении многофакторных задач можно что нибудь и упустить.

Описательные вещи как раз легко запоминаются, если используются мнемонические приемы. Вот логические вещи сложней, т.к. тут ведь надо глубоко войти в тему - топикстартер как раз эти и занимается. Только непонятно если он идейно знает весь материал, почему нужен год на Ленга? Если не знает, то зачем год читать Ленга? Не лучше ли сначала прочитать что-нибудь по проще, а потом быстро долететь с Ленгом?

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение03.04.2013, 04:48 
Аватара пользователя
«– Никак не могу найти себе помощника, – пожаловался однажды Эдисон
Эйнштейну. – Каждый день заходят молодые люди, но ни один не подходит.
– А как вы определяете их пригодность? – поинтересовался Эйнштейн.
Эдисон показал ему листок с вопросами.
– Кто на них ответит, тот и станет моим помощником.
"Сколько миль от Нью–Йорка до Чикаго?" – прочел Эйнштейн и ответил:
"Нужно заглянуть в железнодорожный справочник". "Из чего делают нержавеющую сталь?" – "0б этом можно узнать в справочнике по металловедению,..".
Пробежав глазами остальные вопросы, Эйнштейн сказал:
– Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам».


«Отец кибернетики Норберт Винер славился чрезвычайной забывчивостью...
Когда его семья переехала на новую квартиру, его жена положила ему в бумажник листок, на котором записала их новый адрес - она отлично понимала, что иначе муж не сможет найти дорогу домой...
Тем не менее, в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная замечательная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, потом понял, что идея неверна - и выкинул листок в мусорную корзину.
Вечером, как ни в чём не бывало, он поехал по своему прежнему адресу.
Когда обнаружилось, что в старом доме уже никто не живёт - он в полной растерянности вышел на улицу. Внезапно его осенило - он подошёл к стоявшей неподалеку девочке и сказал:
- Извините, возможно, вы помните меня... Я профессор Винер, и моя семья недавно переехала отсюда. Вы не могли бы сказать, куда именно?
Девочка выслушала его очень внимательно и ответила:
- Да, папа - мама так и думала, что ты это забудешь...»


С другой стороны, у меня был случай, когда ученики спросили меня об одной задаче, и я сразу вспомнил, что лет двадцать тому назад я читал что-то такое в “Кванте”. :-)

Да и вообще, судя по соответствующей литературе, ситуация с памятью сложная и многогранная.

Зачастую, я неважно запоминаю (да и отношусь к :-) ) содержание текстов, в которых я не вижу существенных идей или же вижу их явную ошибочность.
С другой стороны, я выбиваюсь из стройных рядов своих коллег тем, что у меня хорошо с философией, :-) благодаря пониманию ее идей. Однако, даже здесь есть индивидуальные особенности. Например, я нормально читаю Платона, не говоря уже о Декарте, а вот Кант у меня как-то не идет, хотя все их философии относительно близки.

Да и тот же Ленг у меня не пошел и я его так и не дочитал. У него собственный алгебраический подход, что я могу проиллюстрировать его категорным определением многочленов, :-) а я привык мыслить в алгебре на внутреннем уровне элементов, операций, идеалов и т.п..

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение03.04.2013, 23:21 
Аватара пользователя
Я, читая литературу, люблю конспектировать некоторые моменты. Теоремы какие-то пытаюсь доказать сам, доказательства каких-то же внимательно прописываю с автором, а док-во каких-то просто читаю.
Хуже всего усваивается, конечно, просто чтение. Но это я обычно проделываю с вещами, которые для себя считаю "понятными"

 
 
 
 Re: Как "правильно" читать математическую литературу?
Сообщение04.04.2013, 10:52 
Достижения в науке преимущественно совершаются в молодости, когда есть, мне кажется, сочетаемость логики, фоторгафической памяти и достаточной мощности нервной системы при наличии мотивации. Просто чтение литературы это вспомогательный процесс, хотя часто и от него зависит возможность выхода на достижение. Что может быть достижением? Для конкретного человека им может оказаться и полное по его мнению овладение материалом, изложенным в книге. Другие могут искать в книге хотя бы намек на ту проблему, которая их волнует и поэтому досконально подходят (по способностям) к изучению тех разделов, которые их интересуют и в этом случае чтение "по диагонали" до момента нахождения интересующего материала себя оправдывает. Далее все "с ручкой" (карандашом, мелом и т.д.). Если взять Л. Д. Ландау , то он сам курс физики не писал: он его обсуждал с Е. М. Лифшицем, а оформительская работа была на последнем. То есть у них обоих присутствовала как зрительная, так и логическая память и невозможно представить, чтобы каждый из них не применял ручку (мел, карандаш и т.д.). Только соотношение было разным: одного оформительская работа обременяла, а для другого была основной.
Еще пример-работа авторов Петров Ю.П. и Петров Л.Ю. "Неожиданное в математике и его связь с авариями и катастрофами". Я писал об этом в другой теме. Юрий Петрович Петров, доктор технических наук, профессор факультета прикладной математики - процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета. Область научных интересов - прикладная математика, теория оптимального управления, приложения этой теории к оптимизации конкретных технических объектов, обеспечение устойчивости при вариации параметров.
Ю.П. Петров ведет речь о корректности вычислений и связанных с этим авариях. Речь же идет о пригодности конкретных алгоритмов ТАУ для применения в конструкциях и программах управления, о безалаберности в решении дифференциальных уравнений, так как "до последнего времени молчаливо предполагали, что такая же непрерывная зависимость от параметров выполняется для любых систем-во всяком случае для систем, которые можно привести к нормальной форме Коши путем эквивалентных (в классическом смысле) преобразований".
Все читают учебники по дифференциальному исчислению, но не видят проблемы с недоказанностью "непрерывной зависимости от параметров для любых систем" и получают решения, которые могут привести к авариям.
В каких учебниках по ТАУ есть ссылки на работы Ю. П. Петрова? Читает ли он еще спецкурс по теме корректности алгоритмов ТАУ и вычислений? На основе результатов его работ надо править и преподавание математики (дифференциального исчисления и преобразования матриц).
Так что читать книги внимательно можно, но еще неплохо бы и суметь разобраться в прочитанном. Фотографическая память, мне кажется, помогает выделить проблему, а без логической трудно что либо доказывать. Важна, конечно, и мотивация.

 
 
 [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group