2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение14.08.2012, 23:13 
Заслуженный участник


05/02/11
1270
Москва
Типичный вопрос. Обычно отвечаю так: а тогда за каким хреном ваще на уроках математики проходят и производные, и первообразные?!
Кстати, будь моя воля, я бы внёс в стандарты физики 10-11 кл и производных, и интегралов в гораздо бОльших масштабах. И даже простейшие ДУ. Другое качество понимания..

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 08:54 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
miflin в сообщении #606177 писал(а):
А сила, как производная от потенциальной энергии - это в рамках школьной программы?

Там не нужна сила как производная и не нужна энергия. Там достаточно знать, что ускорение свободного падения линейно зависит от глубины погружения (а это следует из закона тяготения, который школьники знают, и из отсутствия поля внутри сферы, о котором некоторые из них тоже могут знать). Т.е. что $g(r)=\dfrac{g_0r}R$, где $g_0$ -- ускорение на поверхности Земли. Тогда скатывающая сила внутри тоннеля зависит от смещения $x$ относительно центра тоннеля как $F(x)=mg(r)\cdot\dfrac{x}r=m\dfrac{g_0}R x$, что даёт гармонические колебания с частотой $\omega^2=\dfrac{g_0}R$. При этом сила нормального давления есть $mg(r)\cdot\dfrac{h}r=m\dfrac{g_0}R h=m\omega^2h$, и ощущается она внутри вагончика как ускорение свободного падения $g_1=\omega^2h$.

Теперь пересчёт на плотность совсем уже школьный и элементарный: $g_1$ -- это ускорение свободного падения на поверхности шара радиуса $h$, т.е. $g_1=\dfrac{G}{h^2}\cdot\dfrac{4\pi h^3}3\cdot\rho=\dfrac{4\pi}3\,Gh\rho=\dfrac{4\pi G\cdot g_1}{3\omega^2}\cdot\rho$, откуда $\rho=\dfrac{3\omega^2}{4\pi G}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 09:22 
Аватара пользователя


27/02/12
3715
ewert
Всё Вами написанное подразумевалось по умолчанию здесь,
и были приведены только ответы.
Я, правда, по небрежности накосячил в одной формуле при выражении
плотности, чисто описка, но это едва ли имеет отношение к делу.
Потому и возник у меня вопрос, что задачу легко можно решить по-школьному.
Автор вроде бы предназначает её для школы и в то же время использует
нешкольные методы - сила как производная от потенциальной энергии.

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 09:41 
Заслуженный участник


05/02/11
1270
Москва
ewert, я ж сейчас пишу не для школьников; попросту выбрал более привычный метод. А без применения производных, очевидно, тоже можно, и несколькими способами.
Но, кстати, я придерживаюсь того известного мнения (кажется, Арнольд, и не он один) - что понятие производной едва ли не в первую очередь именно физическое. И поэтому совесть моя (не очень частый случай) в данном случае абсолютно чиста)). И ещё одно кстати.. Почему-то о теореме Гаусса в школьных учебниках вспоминают только на этапе электростатики, аж в 11м классе. А несомненно, разумнее было бы знакомить с нею раньше, вот как раз при изучении основ гравитации. Ведь простая и одновременно богатая идея.

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 09:51 
Аватара пользователя


27/02/12
3715
dovlato в сообщении #606247 писал(а):
я ж сейчас пишу не для школьников;

dovlato в сообщении #605992 писал(а):
Для школьников, думаю, вполне подойдёт.

Но я хочу спросить о другом. Вы задачи публикуете в разделе "Олимпиадные задачи".
Правильно ли я понимаю, что они предназначены для олимпиад?
Но здесь, на форуме, эти задачи уже как бы засвечиваются...

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 09:55 
Заслуженный участник


05/02/11
1270
Москва
Цитата:
Но здесь, на форуме, эти задачи уже как бы засвечиваются...

Последний раз я участвовал в Соросовских олимпиадах аж где-то в 90е годы.
Так что если кому что-то сегодняшнее пригодится - на здоровье. Буду только рад.
Там, где я сейчас работаю - Росс. ун-т кооперации, они, увы, абсолютно неприменимы. Не тот контингент.

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 12:10 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
dovlato в сообщении #606247 писал(а):
Почему-то о теореме Гаусса в школьных учебниках вспоминают только на этапе электростатики, аж в 11м классе. А несомненно, разумнее было бы знакомить с нею раньше, вот как раз при изучении основ гравитации.

Во-первых, в стандартный школьный курс физики теорема Гаусса вообще не входит -- её дают лишь при углублённом изучении (да и там иногда не формулируют явно, а обходятся лишь набором заклинаний насчёт густоты силовых линий). Во-вторых, между гравитацией и электростатикой есть очень большая разница: распределения зарядов приходится рассматривать самые различные, в то время как тяготение представляет интерес только от точечной массы. Ну ещё от симметричного шара, вне которого (не внутри) теорема Гаусса действительно нужна. Но стоит ли ради одного-единственного утверждения городить достаточно нетривиальную теорему, причём нетривиальную прежде всего своей формулировкой?...

-- Ср авг 15, 2012 13:18:53 --

Вот ещё один детский вопросик (на этот раз действительно детский) пришёл в голову: из чего следует, что два симметричных шара притягиваются с ровно той же силой, что и соответствующие точечные массы?... В предположении, что поле шара всё-таки известно.

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 12:23 
Заслуженный участник


05/02/11
1270
Москва
Ну, положим, между гравитацией и электростатикой прежде всего бросается в глаза именно сходство. Достаточно взглянуть на обе формулы взаимодействия двух точек: в обеих - произведение наверху, и обратные квадраты в знаменателе!
В чисто вычислительном плане вся разница - только в знаках.
В смысле сложности я соглашусь, что излагать должен её человек.. ну, соответствующий. Коих в рядовой школе много не бывает. Но, насколько я помню - кто-то ведь меня, школяра, в неё посвятил. Хотя, возможно, я её тогда встретил где-нибудь в физтеховских пособиях.

 Профиль  
                  
 
 Re: На тему Oleg Zubelevich
Сообщение15.08.2012, 12:34 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
dovlato в сообщении #606295 писал(а):
Достаточно взглянуть на обе формулы взаимодействия двух точек: в обеих - произведение наверху, и обратные квадраты в знаменателе!

Естественно. Но дело в том, что тяготение изучается задолго до электричества. И на тот момент для теоремы Гаусса ещё нет ни достаточных математических навыков, ни стимулов к её применению.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group