А сила, как производная от потенциальной энергии - это в рамках школьной программы?
Там не нужна сила как производная и не нужна энергия. Там достаточно знать, что ускорение свободного падения линейно зависит от глубины погружения (а это следует из закона тяготения, который школьники знают, и из отсутствия поля внутри сферы, о котором некоторые из них тоже могут знать). Т.е. что
, где
-- ускорение на поверхности Земли. Тогда скатывающая сила внутри тоннеля зависит от смещения
относительно центра тоннеля как
, что даёт гармонические колебания с частотой
. При этом сила нормального давления есть
, и ощущается она внутри вагончика как ускорение свободного падения
.
Теперь пересчёт на плотность совсем уже школьный и элементарный:
-- это ускорение свободного падения на поверхности шара радиуса
, т.е.
, откуда
.