В.О. писал(а):
Поэтому человек может не подчиняться принципу градиента удовольствия и делать вещи, которые ему не нравятся.
Удовольствие в широком смысле. Если человек делает то, что ему "не нравится", то это значит, что НА САМОМ деле ему нравится-таки это. Другой вариант: равнодействующая с ощущаемыми слагаемыми. Есть симпатии и антипатии, которые тянут в разные стороны. Если имеется сила, которая перевешивает другую силу, то возникает ощущение "делания того, что не нравится".
Вообще. Это чисто математический трюк. Если есть система, которая ведёт себя как-то и стремится к цели, ЗНАЧИТ можно ввести потенциальную функцию, которая имеет экстремум в точке цели.
Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:zbl писал(а):
Вопрос: какая ж свобода воли, если желание имеет конкретную и совершенно неосознаваемую причину, которая проявляет себя задолго до осознания факта наличия желания?
Это другая тема, но это явление легко объяснить и с точки зрения свободы воли. Естественно, свободное волеизъявление -- это некий составной процесс. Мы не можем точно сказать, в какой конкретно момент происходит волеизъявление. Нам кажется, что оно происходит в момент поступка. Но это может быть иллюзией. Мы так думаем, потому что волеизхявление относится именно к данному поступку, поэтому мы и судим, что они одновременны. Но мы не можем осознать частей самого процесса осознания (шизофреники могут?) поэтому вправе ошибаться. Посему части одного процесса могут быть неодновременны, но это же не значит, что свободы нет.
Широко известный пример: сон с продолжением в реальности. Допустим, кто-то во сне поднимается по лестнице и звонит в дверь, причём этот звонок оказывается и звонком в реальности. Ясно, что во сне нельзя было предвидеть звонок и разыграть сценку заранее. Вместо этого мозг меняет местами временной атрибут. То, что приснилось на самом деле позже (подъём по лестнице), ощущается как приснившееся раньше.
Иными словами, этот опыт доказывает, что части процесса мышления могут быть неправильно атрибутированы временем. Что, кстати, очевидно, не можем жы мы ощущать время с бесконечной точностью, где-то должен начинаться хаос.