В былые времена турникетов в автобусах не было, а в иных городах их нет и по сей день. При совершении ежедневных поездок можно накопить определённую статистику и оценить вероятность встречи с контролёром. Пусть
![$K$ $K$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/6/3/d6328eaebbcd5c358f426dbea4bdbf7082.png)
- событие, соответствующее встрече с контролёром, которое происходит с вероятностью
![$P_K$ $P_K$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/e/4/6e44f44c74cfa1fd678b878870ab43b082.png)
,
![$C$ $C$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/b/3/9b325b9e31e85137d1de765f43c0f8bc82.png)
- стоимость поезда,
![$G$ $G$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/2/0/5201385589993766eea584cd3aa6fa1382.png)
- штраф.
Предположим, что существует некоторое правило (стратегия), при котором заяц, руководствуясь "интуицией" иногда платит за проезд, то есть событие
![$S=$ $S=$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/f/1/df126ca15d98bcfb3d19896cf1fdbcaf82.png)
проиходит с вероятностью
![$P_S$ $P_S$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/e/3/ce366dbe955ee7ba850584612427fa3482.png)
. Выход контролёра на линию и принятие решения о том, чтобы заплатить за проезд будем полагать событиями независимыми.
В каждой конкретной поездке может произойти одно из событий:
1. Принято решение заплатить за проезд и контролёр вышел на линию
![$SK$ $SK$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/0/a/00a083a3d499e7f1ffc14040a8d0ad1482.png)
,
2. Принято решение заплатить за проезд и контролёр не вышел на линию
![$S\overline{K}$ $S\overline{K}$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/4/3/c43703b536f7f188b8d15cd5aba207a582.png)
,
3. Принято решение не платить за проезд и контролёр вышел на линию
![$\overline{S}K$ $\overline{S}K$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/c/5/1c59647bc3874bbf30d0d5ad2e9c52a782.png)
,
4. Принято решение не платить за проезд и контролёр не вышел на линию
![$\overline{S}\overline{K}$ $\overline{S}\overline{K}$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/5/b/25b00659bb0cb4d05b516366e5f65f3682.png)
.
Каждая из возможных ситуаций происходит с определённой вероятностью и соответствует уплате либо стоимости проезда, либо штрафа:
![$$
\begin{array}{ccc}
SK&C&P_{S}P_{K}\\
S\overline{K}&C&P_{S}(1-P_{K})\\
\overline{S}K&G&(1-P_{S})P_{K}\\
\overline{S}\overline{K}&0&(1-P_{S})(1-P_{K})\\
\end{array}.
$$ $$
\begin{array}{ccc}
SK&C&P_{S}P_{K}\\
S\overline{K}&C&P_{S}(1-P_{K})\\
\overline{S}K&G&(1-P_{S})P_{K}\\
\overline{S}\overline{K}&0&(1-P_{S})(1-P_{K})\\
\end{array}.
$$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/e/5/ee5d15bae324bb5e69fb4d6eb2e55bad82.png)
Второй и третий столбец таблицы представляют собой закон распределения дискретной случайной величины, обозначим её
![$R$ $R$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/e/4/1e438235ef9ec72fc51ac5025516017c82.png)
- риск.
Рассмотрим её среднее значение (наиболее вероятное значение при ежедневном повторении поездок):
![$$
R_{cp}=CP_{S}P_{K}+CP_{S}(1-P_{K})+G(1-P_{S})P_{K}+0(1-P_{S})(1-P_{K})=P_{S}(C-GP_{K})+GP_{K}
$$ $$
R_{cp}=CP_{S}P_{K}+CP_{S}(1-P_{K})+G(1-P_{S})P_{K}+0(1-P_{S})(1-P_{K})=P_{S}(C-GP_{K})+GP_{K}
$$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/b/e/1be1a6b8ead0379a1dbb1bf3e8e89a7e82.png)
Графики полученной зависимости среднего риска от вероятнсти принятия решения заплатить за проезд показаны на рисунке.
Выводы:
1. Если
![$GP_{K}<C$ $GP_{K}<C$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/b/8/7b8c7b43dda17273b7e4e1bae114a0e482.png)
, то дешевле всегда не платить за проезд, если
![$GP_{K}>C $GP_{K}>C](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/c/b/7cb0d535bf469ed85ae810833e9721c582.png)
- дешевле всегда платить за проезд.
2. В рассмотренной задаче не обнаружено оптимальной стратегии, предполагающей плату за проезд по схеме "иногда".