В былые времена турникетов в автобусах не было, а в иных городах их нет и по сей день. При совершении ежедневных поездок можно накопить определённую статистику и оценить вероятность встречи с контролёром. Пусть
- событие, соответствующее встрече с контролёром, которое происходит с вероятностью
,
- стоимость поезда,
- штраф.
Предположим, что существует некоторое правило (стратегия), при котором заяц, руководствуясь "интуицией" иногда платит за проезд, то есть событие
проиходит с вероятностью
. Выход контролёра на линию и принятие решения о том, чтобы заплатить за проезд будем полагать событиями независимыми.
В каждой конкретной поездке может произойти одно из событий:
1. Принято решение заплатить за проезд и контролёр вышел на линию
,
2. Принято решение заплатить за проезд и контролёр не вышел на линию
,
3. Принято решение не платить за проезд и контролёр вышел на линию
,
4. Принято решение не платить за проезд и контролёр не вышел на линию
.
Каждая из возможных ситуаций происходит с определённой вероятностью и соответствует уплате либо стоимости проезда, либо штрафа:
Второй и третий столбец таблицы представляют собой закон распределения дискретной случайной величины, обозначим её
- риск.
Рассмотрим её среднее значение (наиболее вероятное значение при ежедневном повторении поездок):
Графики полученной зависимости среднего риска от вероятнсти принятия решения заплатить за проезд показаны на рисунке.
Выводы:
1. Если
, то дешевле всегда не платить за проезд, если
- дешевле всегда платить за проезд.
2. В рассмотренной задаче не обнаружено оптимальной стратегии, предполагающей плату за проезд по схеме "иногда".