А вот как проверить - выучил он за одну ночь и сдаёт знания вместе с экзаменом или у него сложилась система? Ответ: регулярные проверки и консультации в течение семестра. Если человек желает учиться самостоятельно, то для этого есть заочное обучение!
А как быть, если, к примеру, человеку не нравятся лекции преподавателя? Бывают же такие преподаватели (и немало), которые прививают стойкое непонимание и отвращение к предмету. Не о Вас речь, естественно. Но в принципе - бывает такое, что гораздо эффективнее можно самому что-то выучить (и вполне систематически), чем ходить куда-то. Или еще вариант - человек
уже всё знал еще до того как курс начался. Не надо говорить, что такого не бывает - бывает. Решил не ходить, а потом просто всё сдать. И за это ему тоже удовлетворительно поставите?
На самом деле ни экзамены, ни какие-то рейтинги никакого представления преподавателю не дают о степени усвоения материала студентами. Всё это будет лишь иллюзией. А те, кто поддаются на эту иллюзию, как правило, напрасно третируют студентов и создают себе плохую репутацию (впрочем, это не всех волнует). Всё, что может сделать преподаватель - обстоятельно
побеседовать со студентом после прочтения курса. Я не говорю здесь о каких-то билетах или стандартных задачах. Это вообще глупости. Просто беседа. Но это работает только в очень малых потоках. В больших всё это превращается в спектакль - преподаватели делают вид, что учат, придумывая разнообразные формы контроля и опросов, которые, как им кажется, повышают степень усвоения материала. В результате на одного студента внимания преподавателя не хватает даже на экзамене. Помню у нас физику преподавал такой странный мужик (он уже умер), который на экзамене совершенно не мог понять, знает студент или нет, хотя экзамены у него проходили по 6 часов. Чтобы не заморачиваться, ставил всем оценки весьма условно (в основном удовл. и хор.). Можно сказать, от балды. Еще я знаю с десяток таких преподавателей. Впрочем, это к делу вряд ли относится - это называется профнепригодность. В общем, я хочу сказать то, что у нас часто на одного преподавателя приходится по несколько сотен студентов. Естественно, он о них вообще ничего не знает в реальности - суждения он составляет по каким-то их работам, и записям в своем журнале. Такая вот автоматизация. И так же на экзамене - ответил билет, вот тебе Вася 3 доп. вопроса из определенного списка и молодец. Вот, кстати, еще из опыта - знаю одного преподавателя, который всем студентам на защитах курсовых задает одни и те же вопросы. При этом не по их работе, как положено, а "вообще". В работе он ничего не понимает, как правило. Чем больше такого формализма и "правил", тем больше маразма в результате. Это точно.
-- 25 ноя 2010, 19:02 --Оценка на экзамене должна соответствовать ответу. Если один студент получает "отлично", а другой за тот же ответ "удовлетворительно" --- это несправедливо, деморализует студентов. Да, в группе следят, и внимательно, за справедливостью оценок. У меня лично студент получает ту оценку, которую по моему мнению, заслужил за ответ на экзамене. Одна из трудностей нашей профессии -- быть справедливым.
Вот это правильно.