2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 8  След.
 
 
Сообщение09.10.2006, 01:29 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/05
1275
cerera писал(а):
Или здесь что-то не так?

Эта задача динамическая, поэтому ее лучше решать не через импульсы, а через их производные по времени. Тогда производная от импульса лодки даст Вам силу тяги. Для начала можно забыть про воду и решать по действиям:

1. Винтилятор разгоняет воздух сообщая ему за время $dt$ импульс $d\vec{p}_{\text{возд.}}$. За счет этого лодка приобретает импульс $d\vec{p}_{\text{лод.}}=-d\vec{p}_{\text{возд.}}$. Будем ситать, что производительность вентилятора известна и равна

$$
N=\frac{d|\vec{p}_{\text{возд.}}|}{dt}
$$

2. Эффект паруса. Поток воздуха ударяется в парус и "отражается". Предположим, для простоты, что отраженный поток направлен в обратную сторону под углом $45^0$ по отношению к парусу...

3. Вычисляем полное изменение импульса лодки и находим силу тяги.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.10.2006, 22:40 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/07/06

107
Moscow
e2e4 писал(а):
Господа, даже мне, человеку закончившему ВУЗ, работающему в технической области, решение далеко не очевидно. Какому школьнику? :)))
.......
Ради эксперимента, задам в пн этот вопрос коллегам - напишу, кто как ответит :)))


???

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.10.2006, 13:16 


21/03/06
1545
Москва
Привожу результаты опроса:
Был задан следующий вопрос 7-ми сотрудникам, так или иначе имеющим отношение к технике и физике. Вопрос звучал так: "Будет ли двигаться парусная лодка вперёд, если на корме установить мощный вентилятор и направить поток воздуха в парус?". Ответы:
1. Инженер: нет (закон сохранения импульса);
2. Инженер - конструктор #1: нет (2-й закон Ньютона);
3. Инженер - электроник: затрудняюсь ответить, скорее всего нет (видимо, почуял подвох);
4. Инженер #2: будет двигаться назад (сила, действующая на вентилятор перевесит силу, действующую на парус в любом случае);
5. Инженер - конструктор #2: нет (эпюра сил);
6. Инженер - конструктор #3: нет (равенство сил);
7. Ведущий инженер - проектировщик: нет (2-й закон Ньютона).


Вот так вотъ :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.10.2006, 18:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18007
Москва
Да-а-а... Кого мы готовим в ВУЗах. А ещё гордимся своей системой образования.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.10.2006, 19:22 


28/09/06
16
Что-то я сомневаюсь что никто из 20и опрошенных выпускников не дал правильного ответа. Видео опрос в студию.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.10.2006, 20:21 


21/03/06
1545
Москва
Someone, возраст опрашиваемых мной людей - 26...60 лет. Дело не в образовании. Точнее, как я уже говорил - наше образование учит определенному мышлению. То, что люди говорят о том, что движения вперед не будет - говорит о достаточно глубоком понимании положения вещей. Спросите ребенка - поплывет ли лодка - он ответит поплывет не задумываясь :). Я удивлен, что для вас так очевиден правильный ответ.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.10.2006, 23:30 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/07/06

107
Moscow
e2e4 писал(а):
...наше образование учит определенному мышлению. ... Я удивлен, что для вас так очевиден правильный ответ.


Не следует забывать о видео подсказке, отсутствие которой могло бы привести к другому результату. Если бы вы при опросе коллег по работе сразу же показали им видеоролик, результаты опроса могли быть иными.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.10.2006, 01:46 


28/09/06
16
Ещё один "парадокс" который я обнаружил пару недель назад. Скажу честно мне заняло где-то час что-бы понять в чем дело.
Возьмите квадратные весы, которые кладутся на пол для взвешивания, с таким круглым циферблатом и стрелкой. Я думаю все знают о чем я говорю.
Вобщем "парадокс" в том что они показывают что масса одного и того-же предмета больше на ковре чем на твёрдой поверхности. Можете сами проверить. Такое конечно происходит только с весами такой конструкции.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.10.2006, 04:32 


21/06/06
1721
А вот как насчет того, что упускается из рассмотрения сила трения между вентилятором и лодкой?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение11.10.2006, 22:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18007
Москва
e2e4 писал(а):
То, что люди говорят о том, что движения вперед не будет - говорит о достаточно глубоком понимании положения вещей. Спросите ребенка - поплывет ли лодка - он ответит поплывет не задумываясь :). Я удивлен, что для вас так очевиден правильный ответ.


cerera прав в том, что, если бы Вы показали "подопытным" фильм, то они бы задумались и нашли правильное объяснение происходящему. Я этот фильм не смотрел, но в том тексте, который поместил cerera в начале темы, прямо сказано, что парусник движется. Однако в моём случае это не играет роли, поскольку я уже обсуждал очень похожий вопрос. Когда я ещё учился в аспирантуре, товарищ решил озадачить меня аналогичной проблемой, только вместо парусника была фотонная ракета, вместо вентилятора - лазер, направленный вперёд, а вместо паруса - зеркало, отражающее луч назад. Я представил себе происходящее и сразу сказал ему, что световое давление будет двигать такую "ракету" вперёд. По очень простой причине: луч света уходит назад и уносит с собой соответствующий импульс. По закону сохранения импульса, ракета должна двигаться в противоположном направлении (в данном случае - с очень малым ускорением). То, что происходит с лучом внутри ракеты, не имеет ни малейшего значения.

В данной задаче тоже нужно просто представить себе происходящее. Задача чуть сложнее, так как воздух засасывается из окружающей среды, а не берётся из внутреннего резервуара, но разница небольшая. Здесь есть только некоторые тонкости.

Если вентилятор находится далеко от паруса, то струя сильно расширится, частично смешается с окружающим воздухом, и до паруса может дойти слишком малая часть этой струи, а большая часть пройдёт мимо паруса. Тогда парусник будет двигаться назад. То же самое будет, если парус слишком маленький по сравнению с поперечником струи. Этот случай нам неинтересен.

Поэтому потерями струи по пути к парусу пренебрегаем. Далее важна форма того, что мы называем парусом. Если парус устроен так, что после взаимодействия с парусом струя продолжает двигаться вперёд по отношению к паруснику, то парусник, естественно, также будет двигаться назад.

Стало быть, будем предполагать, что парус отражает струю воздуха назад по отношению к паруснику. Здесь также надо не переборщить. Дело в том, что вентилятор у нас также находится сзади, и если значительная часть отражённой струи попадёт в зону всасывания вентилятора, то это приведёт к резкому падению эффективности нашего чудо-движителя. В предельном случае, когда вся отражённая струя всасывается вентилятором (например, парус представляет собой замкнутую оболочку вокруг вентилятора), никакого движения не будет: парусник становится замкнутой системой, а внутренние силы не могут привести систему в движение.

Итак, парус у нас устроен так, что он отражает попадающую на него струю назад, но не возвращает её прямо к входу в вентилятор. Конечно, струя воздуха - это не луч света, две струи не могут занимать один и тот же объём, поэтому отражённая струя будет расходящейся. Постепенно она будет смешиваться с окружающим воздухом, увеличивая свою массу и поперечное сечение и теряя скорость, и в вентилятор попадёт только очень малая часть этой струи.

Теперь рассмотрим начальную фазу движения, когда парусник и воздух покоятся (это чуть-чуть проще себе представить). Мы включаем вентилятор, он засасывает первоначально покоившийся воздух, направляет его к парусу, а парус отражает поток воздуха назад.

Постарайтесь как можно яснее представить себе картинку: парусник и поток воздуха, направленный по отношению к паруснику назад. Этой картинки достаточно, чтобы правильно ответить на вопрос о движении парусника. То, что Ваши инженеры не видят этой картинки, означает, что они просто не понимают, что здесь происходит. Ни о каком "достаточно глубоком понимании" здесь говорить нельзя. Их просто научили пользоваться формулами в некоторых стандартных ситуациях.

Итак, первоначально у нас воздух покоился, а спустя некоторое время мы видим, что некоторая масса (постоянно возрастающая) воздуха, провзаимодействовав с парусником (неважно, как именно), приобрела движение назад по отношению к паруснику. Первоначально суммарный импульс парусника и воздуха был равен нулю. По закону сохранения импульса, эта сумма должна остаться равной нулю (в начале движения сопротивлением окружающей среды можно пренебречь). Поэтому парусник должен иметь точно такой же по величине импульс, направленный вперёд. То есть, парусник будет двигаться вперёд.

Ссылка, которую указал cerera: Открытый Колледж.

Открытый Колледж писал(а):
Можно ли двигать парусную лодку, направляя на паруса поток воздуха из мощного вентилятора, установленного на лодке?
Ответ: Нет. Так как в этом случае сила давления потока воздуха является внутренней силой, которая не может сообщить одно общее движение лодке с находящимся на ней вентилятором.


Очень печально, что учитель не понимает, что силы, действующие на вентилятор и на парус, не являются внутренними: воздух засасывается извне и выбрасывается снова в окружающую среду, поэтому парусник не является замкнутой системой.

Sasha2 писал(а):
А вот как насчет того, что упускается из рассмотрения сила трения между вентилятором и лодкой?


Я не понял, о какой силе трения Вы говорите. Вентилятор жёстко прикреплён к паруснику. Или Вы о трении в подшипниках вентилятора? И что даёт учёт этой силы трения?

cerera, я хочу задать Вам несколько вопросов.
1) Поняли ли Вы моё объяснение движения парусника? Оно на 100% основано на классической механике.
2) Какое отношение к ритмодинамике имеет опыт с парусником?
3) Какое отношение к ритмодинамике имеет опыт в ванной с двумя связанными вибрирующими полусферами? Что он должен доказывать или хотя бы иллюстрировать?

DmitriB писал(а):
Вобщем "парадокс" в том что они показывают что масса одного и того-же предмета больше на ковре чем на твёрдой поверхности. Можете сами проверить.


Что у Вас за весы и в чём причина такого их поведения? На моих трудно понять, есть эффект или нет. Если и есть, то очень маленький.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение12.10.2006, 06:32 


28/09/06
16
По теме.
Вот интересный сайт по поводу паруса и вентилятора нашёл. Там внизу ссылка на пдф файл.
http://www.oberlin.edu/physics/catalog/ ... ncart.html

Цитата:
Что у Вас за весы и в чём причина такого их поведения? На моих трудно понять, есть эффект или нет. Если и есть, то очень маленький.

Я думаю потому что ковёр, за счёт упругости, работал как пружина. За счёт этого упругость суммы двух пружин, ковёр и сама пружина в весах, уменьшилась. Тем самым пружина будет компрессоваться больше под воздействием одной и той же силы. Но я не уверен в этом, кто знает правильный ответ, поправьте.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение12.10.2006, 23:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18007
Москва
DmitriB писал(а):
По теме.
Вот интересный сайт по поводу паруса и вентилятора нашёл. Там внизу ссылка на пдф файл.
http://www.oberlin.edu/physics/catalog/demonstrations/mech/fancart.html


Эта штука, оказывается, весьма известная. А наши ритмодинамисты её патентовать собрались... Правда, номер заявки засекретили, но они много чего засекретили. Не зря я им предлагал заявку на изобретение колеса подать.

DmitriB писал(а):
Цитата:
Что у Вас за весы и в чём причина такого их поведения? На моих трудно понять, есть эффект или нет. Если и есть, то очень маленький.

Я думаю потому что ковёр, за счёт упругости, работал как пружина. За счёт этого упругость суммы двух пружин, ковёр и сама пружина в весах, уменьшилась. Тем самым пружина будет компрессоваться больше под воздействием одной и той же силы. Но я не уверен в этом, кто знает правильный ответ, поправьте.


Экспериментировал с весами. У меня прямоугольные, с круглым вращающимся циферблатом и неподвижной стрелкой. Снизу приклеена этикетка: "Весы напольные бытовые ВН-120".

Весы имеют низкую точность. Их не удаётся установить точно на ноль, и эта установка всё время сбивается. Если взвешиваться на них несколько раз подряд, и даже если просто, находясь на весах, слегка изменять положение, показания весов изменяются в пределах примерно 1 кг. Я так и не понял, наблюдается ли указанный Вами эффект достоверно. Показания весов изменяются при переносе их с пола на ковёр и обратно, но ненамного, в пределах того же 1 кг. Иногда показания на ковре увеличиваются, иногда нет, хотя, вроде бы, какая-то тенденция к увеличению есть, но это может быть чистой психологией либо следствием того, что я сам располагаюсь на весах немного по-разному, не замечая этого.

Ваше объяснение вызывает у меня большие сомнения. После того, как колебания прекратились, весам должно быть безразлично, на чём они стоят, лишь бы они стояли устойчиво и горизонтально. Но могут быть какие-нибудь динамические эффекты, из-за которых весы стабилизируются при разных положениях механизма. Но это не более чем гипотеза. Прежде всего, следовало бы провести эксперимент по всем правилам, убедиться, что эффект действительно существует, и уже тогда ломать голову над объяснением.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение13.10.2006, 00:50 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/07/06

107
Moscow
Someone писал(а):

Эта штука, оказывается, весьма известная. А наши ритмодинамисты её патентовать собрались... Правда, номер заявки засекретили, но они много чего засекретили. Не зря я им предлагал заявку на изобретение колеса подать.


Ваши рассуждения в отношении парусника можно принять только в рамка классической механики. Но механика Ньютона ни чем не отличается от теории относительности Эйнштейна, т.е. у Ньютона все параметры также относительны (скорость, импульс, сила...). Но даже при этом выход есть. Предлагаю подумать. (опять скажете, что засекретил?)

Что касается патентования. Это — искусство. Нужно просто догадаться, что в обсуждаемом устройстве следует запатентовать такое, до чего никто не додумался и без чего устройство абсолютно неработоспособно. Запатентованная дырка в иголке — просто, но до сих пор восхищает весь мир. Попробуйте в нашем случае угадать?!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение13.10.2006, 11:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/05/06
668
куда, зачем, почему?
То что многие люди отвечают что лодка не поплывет, не говорит об их не грамотности, просто они всегда рассматривают идеализированную модель :) . На саммом деле в реальности этот процесс довольно не тривиальный. В видео примере вентилятор установлен внизу, и дует снизу, импульс воздушного потока направлен под некоторым углом к горизонту, и можно предположить что отражаясь от паруса он горизонтален, тогда очевидно лодка будет двигаться вперед. :wink:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение13.10.2006, 16:02 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/07/06

107
Moscow
Хет Зиф писал(а):
То что многие люди отвечают что лодка не поплывет, не говорит об их не грамотности, просто они всегда рассматривают идеализированную модель :) .


Грамотность, это узаконенная система правил. В рамках системы правил Ньютона присутствует относительность, у которой есть несомненные плюсы, но есть и минусы, например, без среды (как системы отсчёта) невозможно отличить покой от движения. Когда встречается нерешаемая, или трудно с натяжкой решаемая задачка, правила пересматривают. Грамотно изменив правила можно решить и задачку с Мюнхаузеном в плюсе (см. ссылку на открытый форум).

Но правила изменить трудно. Можно это утверждение проверить, если послать на сайт открытого колледжа правильное решение задачки о паруснике. Полагаю, что никто из преподавателей колледжа на это не отреагирует (нет указания от министра образования), а ученикам будут по прежнему ставить неуды за правильный ответ.

См. опрос на http://forum.academ.org/index.php?showt ... 8565&st=30 . Кто организовал, не знаю.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 8  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group