Разумеется, всем очевидно, что для любого натурального числа
выражение
истинно тогда и только тогда, когда
.
Однако все не столь очевидно,
если мы ограничены РП-множествами. Ведь, как известно, существуют
неразрешимые РП-множества, т.е. такие, дополнение которых до множества всех слов (в том же алфавите) не является РП-множеством.
Тоже непонятное заявление. С моей точки зрения
и
- это просто синонимы. Какое это имеет отношение к
рекурсивности (или к рекурсивной перечислимости) множества? Получается, что Вы рассматриваете какие-то
разные виды отрицания. Я встречал упоминания разных видов отрицания у некоторых авторов. Например, можно ввести понятие "слабого" отрицания как синоним "невыводимости в данной теории", это будет отличаться от определения отрицания, даваемого в BHK interpretation. Однако если Вы говорите
о чём-то подобном, то следовало бы сначала уточнить о чём именно.
-- Чт сен 23, 2010 16:01:37 --Я говорю об определении, применимом к любой канонической системе.
Это слишком сильное требование: "любой" канонической системой может оказаться нечто такое, в котором рассматривать любые логические связки будет бессмысленно. Ваш пример с определением дизъюнкции это тоже хорошо иллюстрирует (см. ниже). Разумеется, чтобы определить отрицание в смысле BHK, необходимо иметь две вещи: 1) понятие о выводимости и 2) понятие об абсурде.
Попробую пояснить на примере. Вот я определяю в канонической системе связку
посредством правил вывода
Это означает следующее. Пусть дана
произвольная каноническая система
, не содержащей в алфавите знака
. Строим новую каноническую систему приписыванием к
этих двух правил.
Угу. И если в этой
произвольной канонической системе
выводится пустое слово, то получаем в качестве выводов такие вещи, как
или
, что вообще неизвестно что означает.
Тогда для этой канонической системы справедливо утверждение: для любых двух слов
слово
выводимо
iff выводимо слово
или выводимо слово
.
А вот и неправда Ваша. В арифметике Пеано первого порядка невыводимо ни утверждение "
теорема Гудстейна истинна", ни утверждение "теорема Гудстейна ложна", однако утверждение "теорема Гудстейна истинна"
"теорема Гудстейна ложна" выводимо тривиально из закона исключённого третьего.
мы не можем написать правил, определяющих связку
так, чтобы добавлением этих правил к произвольной канонической системе мы могли бы сказать, что в полученной системе слово
выводимо
iff слово
не выводимо.
Этим Вы требуете от теории одновременно полноты и состоятельности, что для большинства теорий не подходит. Однако ж это большинство теорий вполне неплохо оперирует отрицанием.