ОракулыУточним методологию использования оракулов. В общем случае математику нет нужды морочить себе голову геделевской нумерацией и тому подобными узкоспециальными конструкциями. Поэтому математик рассуждает следующим образом.
Пусть дана К-система
, некоторые правила которой содержат в посылках метку
, причем символ
- вспомогательный знак, не используемый в заключениях правил
. Если добавить к
конечный набор правил, помеченных меткой
, то скажем, что задана
внутренняя (= средствами К-системы)
интерпретация предиката
.
Если же для определения истинности или ложности посылок с меткой
допустить использование оракула, то будем говорить о
внешней интерпретации предиката
, или о
К-системе с оракулом для . Содержательно, оракулам соответствуют органы чувств, геометрическая интуиция и т.д. Внутренняя структура оракула несущественна – например, можно считать, что он содержит аксиомы
для всех истинных слов с меткой
и только для них.
При классическом подходе для внешних множеств достаточно, таким образом, иметь соответствующие
полные оракулы, которые для любого слова с меткой
утверждают либо его истинность, либо его ложность.
Расширяется и смысл переменных и кванторов. Так в выражении
при конструктивном подходе переменная
принимала в качестве значений любые слова в фиксированном алфавите – имя, по существу, отождествлялось со значением. Теперь, при классическом подходе, переменная
именует произвольный объект внешнего мира: отрезок прямой, функцию, и т.д. Таким образом, квантор всеобщности
следует понимать как "пусть
обозначает произвольный объект внешнего мира" или "для любого объекта внешнего мира с именем
".
Квантор существования в классике утверждает существование некоторого объекта внешнего мира, вообще говоря, без явного указания как его найти. Существование, таким образом, понимается весьма широко и не обязательно конструктивно. Напомним, что в конструктивизме существование всегда доказывается построением соответствующей К-системы.
Внося подобную «внешнюю» семантику в понимание множеств мы фактически высказываем гипотезы об устройстве внешнего мира. Рассмотрим какими средствами мы располагаем для проверки этих гипотез. Разумеется, физический эксперимент не подходит, т.к. все реальные оракулы: глаза, уши, измерительные приборы и т.д. – с учетом их неидеальности обладают
ограниченной пропускной способностью. Следовательно, невозможно экспериментально проверить даже простейшие факты, связанные с понятием бесконечности, например, что сумма любых двух действительных чисел есть действительное число.
Остается единственная возможность –
мысленный эксперимент. Это предполагает внутреннюю интерпретацию внешних оракулов. Если при этом удастся вывести противоречие, то значит гипотезы о внешнем мире были неправильными. А если эти гипотезы не приводят к противоречию? Что это доказывает? Это доказывает, что мы
имеем право принять или не принять эти гипотезы о внешнем мире в качестве аксиом.
Каковы же наши «мысленные» средства?
Очевидно, что они ограничены конструктивизмом! Отсюда следует простой способ построения аксиом классической теории на основе конструктивных теорем, гарантирующий непротиворечивость.
Теорема 1. Всякая теорема конструктивной теории множеств является утверждением классической теории множеств, неопровержимым конструктивно.
В качестве примера подобного утверждения можно привести аксиому выбора.
Теорема 2. Классическая аксиома выбора конструктивно неопровержима.
Отсюда следует, что мы по своему усмотрению можем либо принять аксиому выбора, либо не принять ее. Последнее не означает принятия противоположного утверждения в качестве аксиомы – речь идет лишь о включении ее в список аксиом или нет.
Разумеется, классические аксиомы могут строиться и вне связи с конструктивными теоремами. В этом случае, однако, установление непротиворечивости представляет собой серьезную проблему, решить которую, как правило, не удается даже для относительно простых теорий множеств.
Упражнение. Приведите примеры аксиом теории множеств, доказуемых конструктивно.