Ну, насколько я успела узнать за время обучения на истфаке и в дальнейшем периоде увлечения историей, знакомством с трудами этнографов и пр.,
Мне странно, что человек, который обучался на истфаке, путает родовую общину с первобытной. Вы начали с того, что первоначально не было семьи и "индивидуального отцовства", что характерно для того, что обычно называют "первобытной общиной". А потом вдруг заговорили о принадлежности человека к "роду", что характерно уже для родо-племенной организации.
то "надёжных научных данных о социальной организации в родо-племенной и тем паче в первобытно-общинный периоды истории" вполне достаточно
Тем более, у меня есть возможность напрямую наблюдать ментальность общества, которое, как в консервной банке, эту самую родо-племенную организацию сохранило и признает.
Не буду спорить, что сейчас много сохранилось сообществ, сохранивших родо-племенную организацию. Но речь не об этом, а о той древности, в которую, как предполагается, "не было индивидуального отцовства". А кто-то предполагает, что был повсеместный матриархат, а кто-то другой полагает, что всё это чушь. Вот я и говорю: достаточно надёжных данных об этом периоде у нас нет. Есть какие-то раскопки палео- и нео-литических стоянок, из которых очень мало чего можно заключить о социальной организации (кроме самых общих выводов о том, что люди жили группами).
Насчет земных покровителей, опять же повторюсь, их не было в таком понимании. Языческие боги были либо "покровителями" территорий - рощ, лесов, озер, либо природных явлений и т.д.
Приведите, пожалуйста, хоть какой-нибудь пример, чтобы было понятнее, о чем Вы говорите.
Что же тут непонятного? Речь о
земных покровителях каждого конкретного человека. В нашем обществе, "ячейкой" которого является семья, у ребёнка обычно есть папа и мама, которые о нём заботятся до тех пор, пока он нуждается в этом. Если же у человека нет заранее выделенного покровителя (отца или матери), то ему приходится искать себе покровителей среди многих людей: кто-то его не любит и всегда готов дать по шее, кто-то тяготится его обществом и всегда гонит прочь, а у кто-то может быть и готов ему оказать покровительство, что-то подсказать и т.п.