2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение10.04.2025, 17:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5493
мат-ламер в сообщении #1681673 писал(а):
Читаю: "Преобразование пространства, сохраняющее расстояние, называется перемещением".

Вы не путаете? Может быть, движением, а не перемещением?

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение10.04.2025, 17:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7354
Mihr в сообщении #1681678 писал(а):
Вы не путаете? Может быть, движением, а не перемещением?

Цитировал дословно по учебнику Клопского и др. от 1981 года.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение10.04.2025, 17:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5493
мат-ламер в сообщении #1681679 писал(а):
Цитировал дословно по учебнику Клопского и др. от 1981 года.

Вы правы. Нашёл в интернете издание 1978 года. Там действительно на странице 38 написано именно так, как Вы говорите.
Возможно, меня подводит память, но, насколько помню, преобразование пространства, сохраняющее расстояние, в школе всегда, пока я учился, называли движением. При этом инверсия пространства относительно некоторой точки (центральная симметрия) и отражение относительно некоторой плоскости тоже являются движениями. Хотя получающаяся при таких преобразованиях фигуры и не совмещаются наложением в общем случае.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение10.04.2025, 18:13 
Аватара пользователя


15/08/09
1480
МГУ
Сам я действующий преподаватель (как и многие ) Если почитать книгу "Колмогоров в воспоминаниях учеников, МЦМНО", то у многих учеников (как мне показалось) , сложилось мнение , что не сама реформа важна, а именно участие и влияние А.Н . к проблеме школьного образования.... что он свернул гору...

То что, СУНЦ есть и он полезен сомнений нет, а скажем его идею в массовую школу и тогда то были не реальны, так и сейчас наверное тоже остаются мечтой.....(хотя может столько математиков и не нужно )

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение10.04.2025, 18:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8962
Mihr в сообщении #1681680 писал(а):
Возможно, меня подводит память, но, насколько помню, преобразование пространства, сохраняющее расстояние, в школе всегда, пока я учился, называли движением.
Я учился по учебнику А. В. Погорелов. Геометрия. 7-11. Именно так он и определяет движение. В издании 1995 г., которое я скачал, это 8 класс. $\S 9$ Движение, п. Преобразование фигур, с. 137.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 09:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7354
Достаточно сложно для меня оказалось осознать понятие угла (так, как оно понимается в реформаторских учебниках). В учебнике по стереометрии предполагается, что ученик уже знаком с понятием угла из планиметрии. Открыл планиметрию. Вообще привык, что если в математике что-то определяется, то определяется однозначно. С углом оказалось не так. Итак, угол, это прежде всего множество. Для начала, у нас есть два луча. Так, они задают два множества. И любое из этих множеств есть угол, заданный этими лучами. Видимо, школьник должен ориентироваться по контексту, которое из множеств имеется в виду. Далее невзначай без определения употребляется понятие "величина угла". Думая, что я что-то опустил, обращаюсь к предметному указателю. Нет там такого понятия "величина угла". В "Стереометрии" тоже не нашёл этого понятия ни в предметном указателе, ни в краткой сводке по планиметрии. Далее, авторы в стереометрии наряду с понятием угла, как множество, вводят много понятий типа угол между векторами (то есть, между преобразованиями пространства), угол между прямыми и т.д.. Так там у них угол уже не множество, а величина угла (видимо, число). Далее употребляются такие обозначения, типа угол $ABC$ . И тут уже сам школьник должен догадаться, что перед ним - множество или число (и какое из двух множеств нужно взять).

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 09:53 


21/12/16
1490
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
Достаточно сложно для меня оказалось осознать понятие угла (так, как оно понимается в реформаторских учебниках

а в дореформаторских как оно понимается?

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 10:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5493
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
Итак, угол, это прежде всего множество.

В учебниках эпохи Колмогорова именно так: угол - это множество точек плоскости, ограниченное двумя лучами с общим началом. У современных авторов часто под углом понимается лишь граница этого множества (то есть, сами лучи с общим началом).
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
Видимо, школьник должен ориентироваться по контексту, которое из множеств имеется в виду.

Обычно имеется в виду тот угол, который меньше развёрнутого. В противном случае это оговаривается особо.
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
Далее невзначай без определения употребляется понятие "величина угла".

Это точно нужно искать не в учебнике стереометрии. А в учебнике за 6-й класс советской школы или за 7-й класс российской (после перехода к 11-летке). Но и там строгих определений не будет. Вероятнее всего, какие-нибудь полуформальные пояснения.
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
Так там у них угол уже не множество, а величина угла (видимо, число).

Это обычная ситуация, когда множество и его мера обозначаются одним и тем же словом. Когда Вы слышите фразу типа "отрезок $AB$ равен 5 см" или "радиус круга равен 20", Вы ведь понимаете, что речь идёт о длине отрезка (или радиуса). И с углом аналогично. Вместо "величина угла" часто говорят просто "угол".
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
И тут уже сам школьник должен догадаться, что перед ним - множество или число

Никогда не видел реального школьника, споткнувшегося именно на таком "препятствии". Всегда их затруднения были в чём-нибудь ином, связанном с недостаточным усвоением материала. Именно вот это - надуманная проблема, по-моему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 10:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7354
drzewo в сообщении #1681738 писал(а):
а в дореформаторских как оно понимается?

Для начала решил копнуть в глубь веков :D и посмотреть, что думали насчёт угла великие учёные прошлого. Ничего не нашёл ни у Клейна, ни у Гильберта, ни у Куранта (& Роббинс), ни в энциклопедии элементарной математики, ни в ВУЗовском учебнике Александрова и Нецветаева. Вот что пишет Погорелов в пособии от 1969 года - "Угол называется фигура, которая состоит из двух полупрямых", "Углы измеряются в градусах при помощи транспортира". Что такое фигура, не поясняется. По Колмогорову - это множество. Так это множество из двух элементов - двух полупрямых? Или множество из континуум элементов - объединение множеств точек полупрямых? С определением Колмогорова это не согласовано. По его определению точки, лежащие "внутри угла" также принадлежат углу, как фигуре (множеству). Ясней не стало. Надо посмотреть Болтянского (с Ягломом) и Дьедонне.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение11.04.2025, 13:04 


14/11/21
209
F111mon в сообщении #1681441 писал(а):
Интересующимся школьной реформой стоит почитать исследование Ю.Неретина
https://www.mat.univie.ac.at/~neretin/o ... 022022.pdf
и не вешать всех собак на Колмогорова


Да, вы абсолютно правы...

https://almavest.ru/ru/node/1256
Цитата:
Начало будущей реформы можно отсчитывать с 1936 г., с декабрьской сессии группы математики АН СССР. Эта группа, утвержденная президиумом АН в начале 1936 г., разделилась на две неравные части. В одной — «старые» академики: Н.Н. Лузин (председатель), Д.А. Граве, А.Н. Крылов, С.А. Чаплыгин, Н.Г. Чеботарёв, С.Н. Бернштейн, Н.М. Гюнтер. В другой — новая советская поросль — О.Ю. Шмидт, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев, Л.Г. Шнирельман, П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, Н.М. Мусхелишвили, В.Д. Купрадзе, А.О. Гельфонд, Б.И. Сегал и др. [3. С. 111]. Следует отметить, что после июльского 1936 г. «дела Лузина», в котором принимали самое активное участие реформаторы, Лузину пришлось покинуть группу.

В 1939 г. роль публичного идеолога реформы, планируемой «Группой-36», взял на себя А.Я. Хинчин...

Что это за "новая поросль" такая, я думаю, видно невооруженным глазом. Там ближе к делу будет эта же самая "поросль". И Колмогорову снова, как когда-то в "деле Лузина", будет дана возможность сыграть ту же самую роль.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 14:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11523
Hogtown
Следует помнить, что реформа школьного образования определяется в значительной мере учителями, которые являются продуктом дореформенного образования. Поэтому нужно терпение и время, а революционные изменения очень опасны. А тут не одно резкое преобразования, а целых два на протяжении достаточно короткого времени(реформа и антирефирма, причем последняя сопровождалась кампанией в духе Лидии Тимашук. Я помню как в журнале «Коммунист» публиковались письма передовых животноводов, а также маленькую заметки "полное запальчивости письмо прислал академик Соболев" (в защиту реформы)). Не удивительно, что все пошло туда, куда пошло.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 15:29 
Заслуженный участник


18/01/15
3333
Red_Herring в сообщении #1681783 писал(а):
определяется в значительной мере учителями,

Не учителя виноваты, а учебник "Геометрия 6-8", колмогоровский. Я знаю математику, несомненно, в 100 раз лучше школьных учителей, но я бы по этому учебнику учить не смог. Хотя сам по нему когда-то якобы "учился". А несколько лет назад открыл, и глаза на лоб полезли ... Я когда-то, лет пять назад, несколько пространных сообщений в форуме написал, что в нем плохо.

-- 11.04.2025, 14:37 --

dxdy.ru/topic138300.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 15:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11523
Hogtown
vpb в сообщении #1681791 писал(а):
Не учителя виноваты, а учебник "Геометрия 6-8", колмогоровский.
А разве я обвинял учителей? Те, кто одобрили эти реформы, виновны в том, что не учли, что система школьного образования инерционна. Учебник нехорош, но ведь его кто-то одобрил.
vpb в сообщении #1681791 писал(а):
А несколько лет назад открыл, и глаза на лоб полезли
А у меня та же история с "Современным анализом" Дьедоне. Я вообще подозреваю, что все Бураки это метаннодышащие рептилоидные существа из звездной системы, которая очень (но к сожалению, недостаточно) далеко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 15:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7354
Mihr в сообщении #1681742 писал(а):
Никогда не видел реального школьника, споткнувшегося именно на таком "препятствии". Всегда их затруднения были в чём-нибудь ином, связанном с недостаточным усвоением материала. Именно вот это - надуманная проблема, по-моему.

Если что, то я тут никакую проблему с углами пока не надумывал. У меня ещё мало для этого информации. Проблема, которой я интересуюсь, следующая. Есть мнение, что некоторым школьникам математика даётся трудно. Вопрос - а насколько виноваты в этом учебники математики и школьные программы математики? У меня возникла гипотеза, что некоторые авторы некоторых учебников "витают в облаках". То есть они видят мир своими глазами. Им всё кажется понятным и естественным. В то время как это понятное и естественное ученику никак не даётся. Я попытался встать на сторону ученика и попытаться понять, а насколько естественно то, что пишут в учебниках? И да, у меня возникли трудности. Как пример - понятие угла. Выяснилось, что я его понимал всегда совсем не так, как пишут в книгах. Я его понимал как класс эквивалентности действительных чисел по модулю $2\pi$ . Никогда не ассоциировал понятия угла с множеством геометрических точек или множеством отрезков. По-моему, тут не всё так просто. Вот вопрос - равен ли угол $AOB$ углу $BOA$ ? Если их рассматривать как множества точек, то они равны (конгруэнтны). Их можно совместить движением (перемещением). Если рассматривать величины углов, то угол в $30$ градусов никак не равен углу в $-30$ градусов. Или рассмотрим случай - приходит на форум спрашивающий и говорит, что не понимает - принадлежит ли точка $C$ углу $AOB$ ? Я бы даже не понял, в чём вопрос. Вот открыл книгу А.Д.Александрова "Основания геометрии". Уже фраза "угол образуется двумя отрезками с общим концом" оставила меня в недоумении. Значит угол уже не множество точек, а множество (либо упорядоченная пара, а может и неупорядоченная ?) отрезков? Точнее, класс эквивалентности - длина отрезка роли не играет. Про величину угла у Александрова пока не нашёл.

Дьедонне (Линейная алгебра и элементарная геометрия) пишет более понятно. Он сначала рассматривает группу вращений плоскости, а потом вводит новое обозначение для изоморфной ей аддитивной группы и называет это группой углов. Это близко к тому, как понимал угол я. Отсюда не значит, что школьников надо учить по Дьедонне.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 16:01 
Заслуженный участник


18/01/15
3333
Red_Herring в сообщении #1681794 писал(а):
А разве я обвинял учителей?
Я под "не учителя виноваты" не имел в виду вину, нравственную или уголовную. А только лишь причинно-следственную связь. И инерционность системы ни при чем, ибо из такого учебника конфетку не сделаешь. Хотя хорошие и новые моменты в этом учебнике были (например, четкая формулировка определения, что две фигуры конгруэнтны, когда существует взаимно однозначное отображение одной на другую, сохраняющее расстояния. И некоторые другие зайчатки теоретико-множественного языка.)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 134 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group