2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 16:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5455
мат-ламер в сообщении #1681796 писал(а):
Если что, то я тут никакую проблему с углами пока не надумывал.

мат-ламер, я просто ответил на Вашу фразу
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
И тут уже сам школьник должен догадаться, что перед ним - множество или число

Не видел школьников, которых подобная "дилемма" ставит в затруднительное положение. Затруднения школьников вызывают совсем другие вещи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 16:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11520
Hogtown
vpb в сообщении #1681797 писал(а):
Я под "не учителя виноваты" не имел в виду вину, нравственную или уголовную. А только лишь причинно-следственную связь. И инерционность системы ни при чем, ибо из такого учебника конфетку не сделаешь.
А не надо было делать конфетку. Есть целая Академия Педагогических Наук и ей сам бог велел возражать против него.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 16:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7334
Red_Herring в сообщении #1681800 писал(а):
Есть целая Академия Педагогических Наук и ей сам бог велел возражать против него.

Эта Академия для начала должна была составить подробный тщательно продуманный план внедрения новой программы. В котором предусматривалось и что делать, если что-то пошло не так. А академиками там были и сам Колмогоров и Маркушевич (вице-президент) и Александров П.С.

-- Пт апр 11, 2025 16:40:16 --

Mihr в сообщении #1681799 писал(а):
Затруднения школьников вызывают совсем другие вещи.

Ну, и рассказали бы о них.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 16:52 


21/12/16
1476

(Оффтоп)

Современный анализ Дьедонне, Анализ Лорана Шварца, Анализ Лэнга, Топологические векторные пространства Бурбаков (за другие тексты Бурбаков не скажу -- не читал) -- это книги, которые не предназначены для преподавания базовых курсов студентам, они написаны для людей, которые занимаются исследовательской работой и для них тексты Бурбаков полезны. .

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 18:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11520
Hogtown

(Оффтоп)

drzewo в сообщении #1681804 писал(а):
Современный анализ Дьедонне, Анализ Лорана Шварца, Анализ Лэнга, Топологические векторные пространства Бурбаков (за другие тексты Бурбаков не скажу -- не читал) -- это книги, которые не предназначены для преподавания базовых курсов студентам, они написаны для людей, которые занимаются исследовательской работой и для них тексты Бурбаков полезны.
А теперь посмотрим, как это проектировалось в СССР 60х--80х годов. Тогда во всем мире книги набирали наборщики, к концу этого периода автоматический метод набора был вполне приличен. Результатом являлись металлические матрицы, с которых с помощью печатного пресса все печаталось на бумаге (книгопечатание родилось из печатного пресса и наборной кассы=movable type). На загнивающем Западе печаталось небольшим тиражом, а потом по мере необходимости допечатывалось. Но в СССР после тиража научной книги набор рассыпался чтобы быть использованным для других печатных изделий и потому было только одно издание--первое, оно же и последние. Поэтому любая математическая книга для людей, занимающихся научной работой, печаталась заведомо большим тиражом, чем было необходимо, и лежала неликвидом. По происшествии нескольких лет она исчезала в Москве и Ленинграде, затем в областных центрах, затем в довольно больших городах,... у нас были филиалы в маленьких городках, куда мы ездили принимать экзамены у заочников, и я привозил оттуда книги, которых в московских магазинах уже были абсолютно недоступны. А чтобы печатать большим тиражом, следовало бы книгу позиционировать, как предназначенную для ... вот к примеру конец аннотации к Дьдонне
Цитата:
Эту оригинальную книгу с интересом прочтут не только студенты старших курсов университетов и аспиранты..., но и все лица, желающие углубить свои познания в современном математическом анализе

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение11.04.2025, 20:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5455

(мат-ламер)

мат-ламер в сообщении #1681802 писал(а):
Ну, и рассказали бы о них.

Вам это в самом деле интересно? Откройте соответствующую тему, поговорим. Только не обессудьте, если сказанное мною будет выглядеть как унылый набор банальностей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 09:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7334
мат-ламер в сообщении #1681737 писал(а):
И тут уже сам школьник должен догадаться, что перед ним - множество или число (и какое из двух множеств нужно взять).

Mihr в сообщении #1681742 писал(а):
Никогда не видел реального школьника, споткнувшегося именно на таком "препятствии". Всегда их затруднения были в чём-нибудь ином, связанном с недостаточным усвоением материала. Именно вот это - надуманная проблема, по-моему.

Охотно верю, что школьник не споткнётся. И я не имел в виду (даже в мыслях), что у школьника будут тут проблемы. Вероятно всё же, что какие-то проблемы у школьников были, ибо выпускной экзамен по геометрии в 1977 году отменили. Проблема в том, можно ли было доработать учебники по геометрии хотя бы до того уровня, чтобы логические противоречия в них не бросались в глаза и их стали понимать хотя бы учителя? И как я думаю, что, если бы это сделать было бы можно, то это либо сделали, либо была бы предпринята хотя бы попытка сделать это. Хотя бы с целью оставить эти учебники в качестве дополнительного пособия. Хотя бы для физмат школ. Но учебники по геометрии вдруг перестали издаваться. Что намекает, что в них были серьёзные методологические трудности. И что сложность школьной геометрии была недооценена.

-- Сб апр 12, 2025 09:46:42 --

Ещё один пример понятия, которое меня поставило в тупик, это понятие многогранника. Перед этим вводится понятие многогранного угла. Тут авторы поняли, что в общей сложности это понятие слишком сложно для школы и как-бы намекают (именно намекают, потому как непонятно, насколько это серьёзно), что ограничиваются понятием выпуклого многогранного угла.

Далее вводится определение многогранной поверхности. Цитирую.
Цитата:
Простой многогранной поверхностью является объединение конечного числа многоугольников, удовлетворяющее следующим условиям:

1) Для любых двух вершин этих многоугольников существует ломанная, составленная из их сторон, для которых взятые вершины служат концами.

2) Произвольная точка объединения многоугольников -

либо является точкой только одного из данных многоугольников,

либо принадлежит общей стороне двух и только двух многоугольников,

либо является вершиной только одного многогранного угла, плоскими углами которого служат углы данных многоугольников.

И тут у меня возникло затруднение. Мы рассматривали только выпуклые многогранные углы. Но многогранники у нас необязательно выпуклые. И можно придумать многогранник, с вершиной при невыпуклом многогранном угле. Возьмём, к примеру, три одинаковых кубика и сложим их буквой "г".

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 09:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5455
мат-ламер в сообщении #1681829 писал(а):
Вероятно всё же, что какие-то проблемы у школьников были, ибо выпускной экзамен по геометрии в 1977 году отменили.

Не вижу здесь причинно-следственной связи. Да и потом, экзамен по геометрии в конце 8-го класса ведь при этом не отменили. Так что вряд ли дело именно в этом.
мат-ламер в сообщении #1681829 писал(а):
можно ли было доработать учебники по геометрии хотя бы до того уровня, чтобы логические противоречия в них не бросались в глаза

Что Вы называете "логическими противоречиями" в школьных учебниках геометрии? Лакуны там есть, недостаточно строго обоснованные утверждения - тоже. Но именно логических противоречий я не знаю. Если Вы про обозначение угла и его величины (градусной меры) одним и тем же словом, то это всего лишь небольшая вольность речи. На логическое противоречие она никак не тянет.
мат-ламер в сообщении #1681829 писал(а):
Но учебники по геометрии вдруг перестали издаваться.

Когда? С какого года? Мне кажется, Вы что-то путаете.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 09:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7334
Далее - "Если в нашей замкнутой многогранной поверхности каждое ребро содержится в двух её гранях, то эту многогранную поверхность называют замкнутой. Замкнутая многогранная поверхность разбивает точки пространства, которые её не принадлежат на два подмножества. Для одного существуют прямые, содержащиеся в этом подмножестве. Для другого - таких прямых не существует". Тут я вообще подвис. Видимо авторы намекают, что что замкнутая многогранная поверхность разбивает внешнее множество на две компоненты связности. Но вопрос - это очевидно или это слишком сложно и поэтому принимается без доказательства?

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 11:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5455
мат-ламер в сообщении #1681835 писал(а):
Видимо авторы намекают, что что замкнутая многогранная поверхность разбивает внешнее множество на две компоненты связности.

Вроде, авторы не намекают, а вполне явно говорят о разбиении пространства замкнутой поверхностью на две области. Да, это утверждение (как и целый ряд других) они оставляют без доказательства. И совершенно правильно делают. Вы всерьёз думаете, будто бы следует доказывать школьникам это утверждение?
Понятие "компоненты связности" - это, как я понимаю, из теории графов. Здесь же речь идёт о двух связных областях пространства.
мат-ламер в сообщении #1681835 писал(а):
Для одного существуют прямые, содержащиеся в этом подмножестве. Для другого - таких прямых не существует

Авторы просто-напросто говорят о том, что одна из этих областей ограничена (содержится в некотором шаре или параллелепипеде), другая - неограничена. Это Вам кажется сложной мыслью?
мат-ламер в сообщении #1681835 писал(а):
вопрос - это очевидно или это слишком сложно и поэтому принимается без доказательства?

И то и другое. Практически очевидно, но доказывать подобные утверждения в школе - нереально.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 12:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8940
Mihr в сообщении #1681840 писал(а):
Понятие "компоненты связности" - это, как я понимаю, из теории графов. Здесь же речь идёт о двух связных областях пространства.
Это из общей топологии. Но точно не для детей.

То, что замкнутая кривая без самопересечений разбивает плоскость на два непересекающихся множества - это теорема Жордана. Исключительно трудная для доказательства, но вряд ли школьнику придет в голову, что такой факт надо доказывать. А тут, как я понимаю, ее трехмерный аналог.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 13:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7334
Mihr
Тут ко мне много вопросов. Я на них отвечу чуть позже. Пока с многогранником бы разобраться.
Mihr в сообщении #1681840 писал(а):
Вроде, авторы не намекают, а вполне явно говорят о разбиении пространства замкнутой поверхностью на две области. Да, это утверждение (как и целый ряд других) они оставляют без доказательства. И совершенно правильно делают. Вы всерьёз думаете, будто бы следует доказывать школьникам это утверждение?

Anton_Peplov в сообщении #1681843 писал(а):
То, что замкнутая кривая без самопересечений разбивает плоскость на два непересекающихся множества - это теорема Жордана. Исключительно трудная для доказательства, но вряд ли школьнику придет в голову, что такой факт надо доказывать. А тут, как я понимаю, ее трехмерный аналог.

Пока речь не идёт о доказательстве. Пока речь идёт о смысле написанного, в котором я увяз. Напомню, что речь идёт о следующем куске:
мат-ламер в сообщении #1681835 писал(а):
Если в нашей замкнутой многогранной поверхности каждое ребро содержится в двух её гранях, то эту многогранную поверхность называют замкнутой. Замкнутая многогранная поверхность разбивает точки пространства, которые её не принадлежат на два подмножества. Для одного существуют прямые, содержащиеся в этом подмножестве. Для другого - таких прямых не существует

Это пар.47. по 7-му изданию от 1981 года. Я смысла написанного в корне не понимаю. Сначала речь идёт о двух подмножествах (допустим). Потом про некоторое подмножество (которое из двух?) Если бы тут была опечатка или неточность, то наверное её к 7-му изданию исправили, учитывая повышенное внимание к учебнику.

Далее. А чего решили, что речь идёт о двух подмножествах? Если речь идёт о невыпуклых многогранниках (причём необязательно они должны быть гомеоморфны сфере), то там внутри их могут быть многочисленные пустоты, никак не связанные друг с другом. И тогда речь должна идти о разбиении пространства на несколько компонент линейной связности.

Mihr в сообщении #1681840 писал(а):
Понятие "компоненты связности" - это, как я понимаю, из теории графов. Здесь же речь идёт о двух связных областях пространства.

Я говорил о компоненте линейной связности. Любые две точки из одной компоненты компоненты можно соединить кусочно-линейным путём (который полностью лежит в этой компоненте). А вот из разных компонент - нет. Тут вообще пишется о чём-то своём. Поэтому я и написал, что авторы "намекают", ибо намёк сильно тонкий. Не каждый способен понять.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 13:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5455
мат-ламер в сообщении #1681845 писал(а):
Пока речь идёт о смысле написанного, в котором я увяз

Не понимаю, в чём здесь можно увязнуть. Ну, возьмём в качестве многогранника тетраэдр. Его поверхность делит пространство на две области: внутреннюю и внешнюю по отношению к границе тетраэдра. Ясно ведь, что внутри тетраэдра бесконечную в обе стороны прямую разместить невозможно, а снаружи - запросто. Речь всего-навсего об этом.

-- 12.04.2025, 13:28 --

мат-ламер в сообщении #1681845 писал(а):
Если речь идёт о невыпуклых многогранниках (причём необязательно они должны быть гомеоморфны сфере), то там внутри их могут быть многочисленные пустоты

Возможно, неаккуратность изложения. Считайте, что речь о выпуклом многограннике. Только это не оговорено особо. Или оговорено, но Вы проглядели.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 13:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7334
Mihr в сообщении #1681846 писал(а):
Не понимаю, в чём здесь можно увязнуть.

Дошло. Тут не про компоненты связности. Тут про то, что одно из множеств (внешность многогранника) неограниченна. Второе ограниченна.

Смысл написанного стал понятен. Остались вопросы - откуда это следует и почему именно на два подмножества?

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о колмогоровской реформе
Сообщение12.04.2025, 13:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5455
мат-ламер, так я ведь именно такими словами и говорил выше:
Mihr в сообщении #1681840 писал(а):
Авторы просто-напросто говорят о том, что одна из этих областей ограничена (содержится в некотором шаре или параллелепипеде), другая - неограничена.


-- 12.04.2025, 13:47 --

мат-ламер в сообщении #1681848 писал(а):
Остались вопросы - откуда это следует и почему именно на два подмножества?

Не думаю, что такие вопросы следует задавать по поводу текста школьного учебника.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 97 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group