Никогда толком не мог понять, что привлекает в антропном принципе.
Ну, как ещё "объяснить", что изменение некоторых мировых констант на

процентов привело бы к невозможности жизни на Земле.
-- Ср фев 12, 2025 10:59:13 --Это я к тому, что свобода воли не имеет отношения ни к опыту, ни к предсказуемости.
К опыту, возможно, всё-таки имеет. Знание прошлого человека позволяет лучше предсказывать его свободные решения. Обычно не на 100%, конечно.
Всё же, как же трудно с Вами общаться... Вот Вы вроде возражаете, но совсем не на то, что я сказал.
Разумеется предсказуемость поведения человека имеет отношение к знанию опыта этого человека. Но свобода воли не имеет отношения ни к тому, ни к другому.
-- Ср фев 12, 2025 11:50:11 --На самом деле существует несколько пониманий свободы воли:
1) онтологическое (про объективное существование свободы контроля действий);
2) экзистенциальное (про выбор жизненного пути из возможных вариантов, даже если существует социальный и психологический детерминизм, сужающий пространство этих вариантов);
3) эпистемологическое/гносеологическое (про знание и возможность точного прогнозирования)
Вот я не вижу существенной разницы. По-моему, она надуманна.
1) Не знаю, что именно господа философы желали иметь в виду под "объективным существованием", но с точки зрения мыслящего субъекта существование у него свободы воли очевидно является неоспоримым фактом. В этом плане оно ничем принципиальным не отличается от существования какого-нибудь стула, на котором я сижу. Уверенность в существовании стула пришла к нам через ощущения, и уверенность в существовании свободы воли пришла к нам через ощущения. Типы этих ощущений может быть отличаются, но суть - одна.
2) Из этого я понял только слова про "выбор жизненного пути из возможных вариантов". Ну да, свобода воли - это возможность принять самостоятельное решение, т.е., выражаясь высокопарно, "выбрать жизненный путь из возможных вариантов". Чем это отличается от варианта (1)? Убейте меня, но я не понимаю.
3) О чём это, я вообще не понял. Ну да, есть свобода воли и есть знание о свободе воли, это как бы разные вещи. Примерно так же, как "объективное существование" стула и знание об оном "объективном существовании" стула - это вроде как разные вещи. Но если я уверен в существовании стула, то мне нет смысла рассуждать об "эпистемологическом/гносеологическом" понимании стула, я просто в своей деятельности руководствуюсь тем, что он есть. Точно так же я в своей деятельности руководствуюсь тем, что у меня есть свобода воли.