2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение27.12.2023, 00:24 


20/09/09
2024
Уфа
Ранее я заводил две темы:
Нехитрый способ решения несложных нестандартных школьных задач.
Обсуждение книги "Как решают нестандартные задачи".
Здесь я решил привести более общие способы решения нестандартных школьных (и возможно научных) задач, исходя из опыта решения подобных задач в сборниках и Задачнике Кванта.
Вот более "частные" "эвристики":
- Метод мат. индукции;
- Метод инвариантов;
- Промежуточное вспомогательное конструирование;
- Делать подстановки;
- Целые числа - делимость;
- Принцип Дирихле;
- Решать от конца, от того, что требуется;
- Доказательство от противного.
Более общие "эвристики":
- Исходить из смысла, условия задачи, ее операций;
- Привлечение других областей математики;
- Свойства объектов ("Заметим, что..."), порассуждать о свойствах, взаимосвязь с другими свойствами;
- Установление промежуточных фактов, гипотез и их проверка, исходя из цели;
- Неожиданные гипотезы и попытка их доказательства, их проверка;
- Провести некоторые преобразования;
- Многошаговое, поэтапное решение, поиск в глубину;
- Перебор;
- Изобретательность;
- Конструирование решения;
- Рассмотрение альтернативных вариантов, поиск в ширину.
Один способ "привлечение других областей математики" легко проиллюстрировать на примере задачи из учебника Погорелова, которая была одной из вступительных задач в МФТИ:
Вписать в угол и точку B внутри угла окружность (т.е. окружность должна касаться сторон заданного угла и проходить через заданную точку).
Я долго мучился с решением этой задачи, пришлось обратиться к помощи форума. А решение довольно простое:

(Оффтоп)

Нужно использовать метод подобия фигур.

В принципе, можно еще обсудить разные способы решения научных задач, которые обычно стоят перед аспирантами и учеными.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение27.12.2023, 19:13 


12/07/15
3291
г. Чехов
Напомню, было тут обсуждение, в котором я выразил недоумение понятием "нестандартные задачи". Вы тут перечислили методы стандартные, а задачи вдруг нестандартными стали.
Я бы назвал такие задачи сложными для среднего человека.

Вот вы посмотрели как методом динамического программирования создаются алгоритмы, значит для вас целый класс задач стал стандартным (типовым). Берёте и делаете.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение02.01.2024, 18:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7060
Rasool
Ваш стартовый пост меня не вдохновил, поскольку в качестве примера у вас взята задача по геометрии, которую я недолюбливаю. Давайте рассмотрим какой-нибудь пример из школьной алгебры. Вот задача 5 (стр.25) из книги "Математика в задачах (сборник материалов ...)". (Взял первую попавшуюся задачу из первой попавшейся книги).

Найдите все многочлены $P(x)$ с вещественными коэффициентами, удовлетворяющие тождеству $P(x^2+x+1)\equiv P(x)P(x+1)$ .

Давайте посмотрим, как тут работают перечисленные вами методы. Я пока чувствую, что эта задача про корни многочленов. То есть надо посмотреть, какие корни у многочлена $P(x)$ , какие корни у левой и правой части тождества? Задачу специально не решал, надеясь на автоматическую помощь ваших методов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение15.01.2024, 10:27 


20/09/09
2024
Уфа
мат-ламер в сообщении #1624708 писал(а):
Rasool
Ваш стартовый пост меня не вдохновил, поскольку в качестве примера у вас взята задача по геометрии, которую я недолюбливаю. Давайте рассмотрим какой-нибудь пример из школьной алгебры. Вот задача 5 (стр.25) из книги "Математика в задачах (сборник материалов ...)". (Взял первую попавшуюся задачу из первой попавшейся книги).

Найдите все многочлены $P(x)$ с вещественными коэффициентами, удовлетворяющие тождеству $P(x^2+x+1)\equiv P(x)P(x+1)$ .

Давайте посмотрим, как тут работают перечисленные вами методы. Я пока чувствую, что эта задача про корни многочленов. То есть надо посмотреть, какие корни у многочлена $P(x)$ , какие корни у левой и правой части тождества? Задачу специально не решал, надеясь на автоматическую помощь ваших методов.

Наверное, имеются в виду комплексные корни? Потому что если многочлен можно представить в виде произведения других многочленов, то в общем случае у него может и не быть действительных корней (мой метод "Установление промежуточных фактов, гипотез и их проверка, исходя из цели"). Часто в задачах, которые попадались мне, можно было использовать метод "Свойства объектов ("Заметим, что..."), порассуждать о свойствах, взаимосвязь с другими свойствами".

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение09.07.2024, 19:26 


20/09/09
2024
Уфа
В принципе, в треде, посвященном решению этой задачи, были предложены следующие варианты решения:
TOTAL в сообщении #1633670 писал(а):
Действительных корней нет (иначе их бесконечно много)
Все корни равны $1$ по модулю, т.к. $P(1) =P(0)P(1)$
Корни только $z=\pm i$, т.к. $|z^2+z+1|=|z|=1$

TOTAL в сообщении #1633700 писал(а):
alisa-lebovski в сообщении #1633693 писал(а):
TOTAL в сообщении #1633670 писал(а):
Все корни равны $1$ по модулю, т.к.
Уточните. пожалуйста, почему.

Произведение корней равно $1$.
Пусть корень $|z|>1$ максимальный по модулю.
Разность корней $z^2+z+1$ и $z^2-z+1$ по модулю равна $|2z|$, поэтому каждый из них по модулю равен $|z|$, т.е. они равны $z$ и $-z$, т.е. $z^2+1=0$, что противоречит предположению $|z|>1$.

Это по моей классификации можно отнести к пункту "Привлечение других областей математики".
Но я сам предложил другое решение, пошел более прямолинейным путем ("Многошаговое, поэтапное решение, поиск в глубину"):
Rasool в сообщении #1639264 писал(а):
TOTAL в сообщении #1633670 писал(а):
Действительных корней нет (иначе их бесконечно много)

Наверное, есть только мнимые корни вида $bi$, где $b\neq 0$?
Пусть $z=a+bi$, a\neq 0, b\neq 0 - корень. Тогда $z^2+z+1=(a+bi)^2+a+bi+1=a^2-b^2+a+1+(2a+1)bi$ - тоже корень. Отсюда, чтобы не порождалось бесконечное множество корней, нужно, чтобы было $a=0, b=\pm 1$. Правильно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 10:37 


23/01/07
3497
Новосибирск
Rasool в сообщении #1623985 писал(а):
В принципе, можно еще обсудить разные способы решения научных задач, которые обычно стоят перед аспирантами и учеными.

Будучи всего лишь любителем математики (поэтому моим видением можно пренебречь), я бы отметил еще один подход: "критическое отношение к известному".

(Оффтоп)

Когда на уроке математики учительница знакомила нас с понятием "комплексные числа", она привела простой пример: "Рассмотреть функцию $y=x^2+4x+5$" (за точность условия за давностью лет не ручаюсь). А затем показала, что т.к. дискриминант уравнения $y=f(x)=0$ отрицательный, то для нахождения корней вводится понятие "комплексные числа" и одним из корней является $x_{1,2}=-2\pm i$. На мой резонный вопрос, почему нельзя было решить способом, который изучали незадолго до этого, т.е. преобазовать уравнение к виду $y=(x+2)^2+1$, из которого получается обычная квадратичная функция $y=x^2$, сдвинутая по оси $X$ на $2$ влево, по оси $Y$ на $1$ вниз и решив уравнение $y=f(x)=0$ в новых осях $X' =X-2$ , $Y'=Y-1$, затем пересчитать полученные корни для прежних осей, получив $(x;y)=(-2;-1)$, которые "вполне себе обычные", учительница замешкалась и пообещала ответить на следующем уроке... но видать забыла. И до сих пор меня "терзают смутные сомнения".

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 11:52 


14/01/11
3019
Батороев в сообщении #1645923 писал(а):
затем пересчитать полученные корни для прежних осей, получив $(x;y)=(-2;-1)$, которые "вполне себе обычные"

Но ведь у вас $y$ получается равным $-1$, а для нахождения корней исходного уравнения надо, чтобы был $0$. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 12:59 


23/01/07
3497
Новосибирск
Sender в сообщении #1645934 писал(а):
Батороев в сообщении #1645923 писал(а):
затем пересчитать полученные корни для прежних осей, получив $(x;y)=(-2;-1)$, которые "вполне себе обычные"

Но ведь у вас $y$ получается равным $-1$, а для нахождения корней исходного уравнения надо, чтобы был $0$. :-)

Это получены не корни исходного уравнения, а пересчитанные в старую систему корни уравнения из новой системы $y'=x'^2$.
Чтобы получить корни исходного, необходимо пересчитать прямую $y=0$ в новую систему, получив $y'=1$, найти точки пересечения этой прямой с параболой $y'=x'^2$, а затем пересчитать эти точки в старую систему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 13:25 
Аватара пользователя


27/02/12
3883
Батороев
Вы прям таки софизм соорудили на ровном месте. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 15:36 


23/01/07
3497
Новосибирск
miflin в сообщении #1645945 писал(а):
Батороев
Вы прям таки софизм соорудили на ровном месте. :D

Красиво изъясняетесь! Еще какая-нибудь содержательность при этом присутствовала бы.

-- 10 июл 2024 19:48 --

p.s. Во избежание обвинений во флуде, отвечать на свой оффтоп (на который и ответы писать то не принято) больше не буду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 16:04 
Аватара пользователя


27/02/12
3883
Батороев в сообщении #1645952 писал(а):
Еще какая-нибудь содержательность при этом присутствовала бы.

В данном случае лучше не использовать понятие "корни уравнения" (какого?), а говорить "корни квадратного трехчлена".
И не двигать при этом оси координат.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 17:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7060
Rasool в сообщении #1645858 писал(а):
Это по моей классификации можно отнести к пункту "Привлечение других областей математики".
Но я сам предложил другое решение, пошел более прямолинейным путем ("Многошаговое, поэтапное решение, поиск в глубину"):

На первом шаге - просто осмысливание задачи - это вообще про что? Это для того, чтобы поиск в глубину шёл в нужном направлении.

 Профиль  
                  
 
 Re: Способы решения нестандартных школьных и научных задач
Сообщение10.07.2024, 21:15 


20/09/09
2024
Уфа
мат-ламер в сообщении #1645965 писал(а):
Rasool в сообщении #1645858 писал(а):
Это по моей классификации можно отнести к пункту "Привлечение других областей математики".
Но я сам предложил другое решение, пошел более прямолинейным путем ("Многошаговое, поэтапное решение, поиск в глубину"):

На первом шаге - просто осмысливание задачи - это вообще про что? Это для того, чтобы поиск в глубину шёл в нужном направлении.

Один из основных этапов решения задачи - это проверка факта, что может порождаться бесконечное множество корней. Потом довольно просто выводятся нужные формулы.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group