Но по-сути расширение импликативной логики конъюнкцией и дизъюнкцией является консервативным.
В интуиционистской логике не является (то есть там конъюнкция и дизъюнкция не выражаются через импликацию).
Спасибо, это ценное замечание. Собственно, я не рискну утверждать, что определение конъюнкции и дизъюнкции консервативно расширяет
любую логику. В частности, в интуиционистской логике есть много чего такого, что не содержит символов конъюнкции и дизъюнкции, например,
![$\bot \to A$ $\bot \to A$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/4/a/84a4923c99f0831ccda7a8ceb9f0661a82.png)
.
Но вот интересно, если мы рассмотрим некое "минимальное" исчисление высказываний, содержащее только две аксиомы:
1)
![$A \to (B \to A)$ $A \to (B \to A)$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/0/1/b018dda3f50abc3ddbe5a3f3bac8a71382.png)
,
2)
![$(A \to (B \to C)) \to ((A \to B) \to (A \to C))$ $(A \to (B \to C)) \to ((A \to B) \to (A \to C))$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/1/5/415a5f952fdf1cf893f4845c17865a3282.png)
,
т.е. нет не только конъюнкции и дизъюнкции, но и символа отрицания, но есть символ абсурда
![$\bot$ $\bot$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/f/c/6fc05ced17ac7d77ba19372f815467dd82.png)
, что позволяет использовать выражение
![$A \to \bot$ $A \to \bot$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/5/8/e58ed898fdee9d2c49e6b1742caaa08482.png)
как синоним отрицания
![$A$ $A$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/3/d/53d147e7f3fe6e47ee05b88b166bd3f682.png)
.
Так вот, будет ли консервативным расширение этой системы определением конъюнкции аксиомами:
3)
![$(A \land B) \to A$ $(A \land B) \to A$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/9/6/4967cf206b16dc523699e054f3c1c0af82.png)
,
4)
![$(A \land B) \to B$ $(A \land B) \to B$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/3/d/a3d63b9b1fc4531f06fcf6a7424d5f7482.png)
,
5)
![$A \to (B \to (A \land B))$ $A \to (B \to (A \land B))$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/7/2/47293985a046156b43ee36ee19a5c63182.png)
,
а также определением дизъюнкции аксиомами:
6)
![$A \to (A \lor B)$ $A \to (A \lor B)$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/6/c/66ca777668a8adc8b58a81c7a20057b482.png)
,
7)
![$B \to (A \lor B)$ $B \to (A \lor B)$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/7/4/f74353f0a8c0568e341172f518e7884382.png)
,
8)
![$(A \to C) \to ((B \to C) \to ((A \lor B) \to C))$ $(A \to C) \to ((B \to C) \to ((A \lor B) \to C))$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/c/3/ac36b285fc0fdc2cb2f6d6a3bf93149082.png)
?
Если нет, то можно ли привести пример тавтологии, записанной с использованием только символов импликации и абсурда, которая доказуема в расширенной аксиоматике, но недоказуема в аксиоматике 1-2?
Можно вообще рассматривать логики без импликации, но, скажем, с естественным выводом с правилом сечения.
Честно говоря, я не уверен, что системы естественного вывода вообще правомерно относить к "логике". Дело в том, что символ выводимости (
![$\vdash$ $\vdash$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/9/c/29c41deb0ee48e475fd8b097a531302e82.png)
или что-то его заменяющее) - метатеоретический, т.е. его нельзя использовать в языке прикладной теории (в отличии от импликации, конъюнкции, дизъюнкции и всего прочего). Фактически мы на метаязыке формулируем какие-то правила вывода, и при этом сталкиваемся с кучей проблем типа необходимости согласования "порядка применимости" этих правил.
Если интерпретировать импликацию (т.е. логическое следование) как выводимость, то это означает, что если из аксиоматики
![$A$ $A$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/3/d/53d147e7f3fe6e47ee05b88b166bd3f682.png)
выводится дизъюнкция
![$B \lor C$ $B \lor C$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/6/1/261f5e2f1f01ce99f0f262cfe524ce6282.png)
, то из этой аксиоматики выводится либо
![$B$ $B$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/1/e/61e84f854bc6258d4108d08d4c4a085282.png)
, либо
![$C$ $C$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/b/3/9b325b9e31e85137d1de765f43c0f8bc82.png)
.
А в классической логике её не интерпретируют как выводимость.
Да, это я и считаю дефектом.
Утверждение
![$A \to B$ $A \to B$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/0/8/008a6a51727bb422f5d52847748571a982.png)
истинно, если в предположении
![$A$ $A$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/3/d/53d147e7f3fe6e47ee05b88b166bd3f682.png)
заключение
![$B$ $B$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/1/e/61e84f854bc6258d4108d08d4c4a085282.png)
обязательно является истинным. Если мы предположим, что
![$A \to B \vee C$ $A \to B \vee C$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/5/9/85948d0f3409857c79d2055f1733ae9a82.png)
, то при условии
![$A$ $A$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/3/d/53d147e7f3fe6e47ee05b88b166bd3f682.png)
у нас хотя бы одно из
![$B$ $B$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/1/e/61e84f854bc6258d4108d08d4c4a085282.png)
,
![$C$ $C$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/b/3/9b325b9e31e85137d1de765f43c0f8bc82.png)
будет истинным, что и требуется.
Угу, "хотя бы одно из них будет истинным", но какое именно - установить невозможно. Из закона исключённого третьего следует, что гипотеза континуума либо истинна, либо ложна. Это как бы подразумевает, что есть некая неизвестная нам "объективная" истина. И это означает, что если я приму гипотезу континуума за аксиому, то могу "угадать" или "ошибиться".
А я вот предпочитаю считать, что множества - это продукт нашего воображения, так что как мы вообразим, так и будет "на самом деле". Т.е. если мы примем гипотезу континуума за аксиому, то уже никто не будет вправе нам сказать, что мы "ошиблись": так мы определили для себя понятие множества и всё тут, и не бывает у них промежуточных кардинальностей "по определению".
Вся классическая логика основана на том, что у нас есть некая математическая действительность и про неё все утверждения истинны или ложны.
Да, я был в шоке, когда классические логики мне прояснили свою позицию в отношении гипотезы континуума ссылкой на эту самую неизвестную никому "математическую действительность".