не смотрите на импликацию, как на логическое следование. Смотрите на неё просто как на формальную операцию, которая лишь в некоторых случаях напоминает следование.
Мне кажется, здесь надо разобраться.
1.
Привлечем философию: есть форма, а есть содержание. Формальное следование это тоже следование, но оно не всегда совпадает с содержательным следованием. Попытаюсь пояснить.
Цитата:
Содержание утверждений А и В ... во внимание не принимается. Если даже они никак не связаны друг с другом по смыслу, составленное из них условное утверждение может быть истинным.
https://books.ifmo.ru/file/pdf/1335.pdf,стр. 19
Возьмем два произвольных высказывания, желательно, не связанных друг с другом и необязательно истинных, например, знаменитые
"Дважды два -- пять" и
"Я Папа Римский" и к ним контрвысказывания
"Дважды два -- не пять" и
"Я не Папа Римский".
Составим четыре конъюнкции
1)
,
2)
,
3)
,
4)
.
Для того, чтобы возникли какие-нибудь импликации, надо исключить какую-то конъюнкцию, все равно, какую, исключим первую -- "Дважды два -- не пять" и "Я не Папа Римский" (обведем ее траурной рамкой):
1)
,
2)
,
3)
,
4)
.
Отсюда имеем две сопряженные импликации:
-- из "Дважды два -- не пять" следует "Я Папа Римский", и
-- из "Я не Папа Римский следует "Дважды два -- пять".
Что, неужели в жизни (в действительности) из того, что дважды два -- не пять, следует, что я Папа Римский, и из того, что я не Папа Римский следует, что дважды два -- пять?
Нет, конечно!
Следует вовсе не то, что дважды два -- пять, и вовсе не из того, что я не Папа Римский. Следует совсем другое из совсем другого (но следует!).
На бумажке было написано четыре строчки:
1) "Дважды два -- не пять" и "Я не Папа Римский",
2) "Дважды два -- не пять" и "Я Папа Римский",
3) "Дважды два -- пять" и "Я не Папа Римский",
4) "Дважды два -- пять" и "Я Папа Римский".
Пока ни одна строчка не была зачеркнута, какое предложение было в паре с предложением "Дважды два -- не пять"? Когда как: в одном случае "Я не Папа Римский", в другом -- "Я Папа Римский", то есть из того, что в строчке было предложение "Дважды два -- не пять", не следовало ни то, что в этой же строчке стоит предложение "Я не Папа Римский", ни то, что этой же строчке стоит предложение "Я Папа Римский".
Но вот мы зачеркнули первую строчку:
1)
"Дважды два -- не пять" и "Я не Папа Римский",
2) "Дважды два -- не пять" и "Я Папа Римский",
3) "Дважды два -- пять" и "Я не Папа Римский",
4) "Дважды два -- пять" и "Я Папа Римский", --
или, лучше, стерли ее:
2) "Дважды два -- не пять" и "Я Папа Римский",
3) "Дважды два -- пять" и "Я не Папа Римский",
4) "Дважды два -- пять" и "Я Папа Римский", --
и из того, что в строчке стоит предложение "Дважды два -- не пять", стало следовать, что в этой же строчке стоит предложение "Я Папа Римский".
Вот что и вот из чего следует: из того, что в строчке стоит предложение
, следует, что в этой же строчке стоит предложение
-- то есть имеем формальное следование.
Но содержательного следования -- "из того, что дважды два -- не пять, следует, что я Папа Римский", -- не имеем.
2.
Заметим, что пока речи не было о том, истинны или ложны полученные импликации. Для того, чтобы определить их истинность, надо назначить одну из четырех конъюнкций истинной, а остальные, соответственно, ложными. Именно назначить, потому что логика формальна, для нее не имеет значения, соответствует ли истинность формы истинности содержания (я имею в виду логику строчек из двух предложений, которым, так сказать, все равно, что в них написано, но только каждое предложение должно иметь свое отрицание в двух соответствующих строчках).
То есть не только сама импликация формальна, но и ее истинность или ложность тоже формальны.
Назначим истинную конъюнкцию по жребию, допустим, он пал на третью конъюнкцию.
Итак, поскольку третья конъюнкция
: "Дважды два -- пять" и "Я не Папа Римский" -- истинная, то первая конъюнкция
: "Дважды два -- не пять" и "Я не Папа Римский" -- которую мы исключили, -- ложная (потому что из четырех конъюнкций одна истинная, а остальные три -- ложные), и, значит, полученные импликации
-- из "Дважды два -- не пять" следует "Я Папа Римский", и
-- из "Я не Папа Римский" следует "Дважды два -- пять"
истинны -- по Определению 1 из первого сообщение темы
(
Определение 1.
Назовем истинными импликации, возникающие при исключении из дизъюнкции
одной из ложных конъюнкций, и ложными -- импликации, возникающие при исключении из (1) истинной конъюнкции.)
Истинны по определению, но в определении сказано, что они
называются истинными, а назвать можно что угодно чем угодно, их можно было назвать сентиментальными или жаропонижающими, важно, чтобы при употреблении в отношении импликации кодового слова "истинная", "сентиментальная" или "жаропонижающая" имелось в виду, что эта импликация возникает при исключении из (1) одной из ложных конъюнкций.
Прилагательное "истинные" при полученных импликациях это условность, опознавательный знак, и не надо пытаться увидеть что-то истинное в предложении "Из того, что я не Папа Римский, следует, что дважды два -- пять" (если для этого нет содержательного основания -- об этом ниже).
3.
Однако
Цитата:
При учёте смыслового содержания высказываний импликация подразумевает причинную связь между посылкой и заключением
Гиндикин С. Г. Алгебра логики в задачах (взято из Википедии).
То есть иногда форма по смыслу соответствует содержанию.
Допустим, на совете кардиналов мне сказали: "Не будем входить в подробности, но в результате дискуссии мы пришли к тому, что если дважды два -- не пять, ты должен стать Папой. Дважды два -- пять, или нет?" -- "Нет", -- "Тогда провозглашаем тебя Папой!" То есть, в самом деле, из того, что дважды два -- не пять, последовало, что я Папа Римский.
Правильно ли я понимаю?