2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Импликация
Сообщение17.06.2024, 12:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10654
Mihr в сообщении #1642853 писал(а):
Что в такой ситуации значит "дефект"? Просто нет в двузначной логике функции с подходящими свойствами. Это нужно просто принять.

Разумеется в двузначной логике это остаётся только принять. Но речь о том, что если никакая функция $B^2 \mapsto B$ не выражает логического следования, то это - врождённый дефект любой двузначной логики.

Mihr в сообщении #1642853 писал(а):
"На фига нужны" конъюнкция и дизъюнкция, штрих Шеффера или стрелка Пирса? Вопрос о пользе импликации здесь ничем не выделяется, по-моему.

Штрих Шеффера и стрелка Пирса редко используются как собственно логические связки. Они интересны только тем, кто исследует именно алгебру двузначной логики. С конъюнкцией и дизъюнкцией интереснее: Они используются достаточно широко именно потому что в рамках исчисления высказываний могут здорово упростить многие предолжения языка чисто импликативной логики. Но по-сути расширение импликативной логики конъюнкцией и дизъюнкцией является консервативным. В исчислении же предикатов конъюнкция и дизъюнкция расширяются до кванторов (всеобщности и существования сооответственно) и поэтому приобретают важное значение.

Но импликация изначально стоит в стороне от любых других логических связок именно потому что её изначальное предназначение - выражать логическое следование. И это предназначение у неё никто не отнимал несмотря на все "парадоксы". Просто классической логике пришлось признать, что логическое следование - это "не то же самое", что выводимость.

Mihr в сообщении #1642853 писал(а):
Если есть в рамках алгебры логики (теории булевых функций) какая-то более тонкая модель следования, обрисуйте, пожалуйста. Мне тоже интересно. В данный момент я полагаю, что её просто нет.

Речь не о более тонкой модели следования в рамках классической алгебры логики, а о том, что логика в целом должна быть (по крайней мере в идеале) такой, чтобы логическое следование соответствовало выводимости.

В классической логике это однозначно не так. Продемонстрирую почему. Vladimir Pliassov, это ответ и на вот этот Ваш вопрос (если Вы готовы его воспринимать):
Vladimir Pliassov в сообщении #1642981 писал(а):
Можете объяснить, в чем именно этот дефект?

В классической логике есть тавтология: $(A \to (B \lor C)) \to ((A \to B) \lor (A \to C))$. Если интерпретировать импликацию (т.е. логическое следование) как выводимость, то это означает, что если из аксиоматики $A$ выводится дизъюнкция $B \lor C$, то из этой аксиоматики выводится либо $B$, либо $C$. Но на самом деле это не так! Теорема Гёделя о неполноте говорит нам, что достаточно содержательная непротиворечивая аксиоматика обязательно неполна, т.е. в ней есть недоказуемые и неопровержимые высказывания. Но при этом закон исключённого третьего позволяет вывести дизъюнкцию: что данное высказывание либо истинно, либо ложно. Т.е. дизъюнкция выводится, но ни один из её аргументов - нет.

Таким образом, классическая логика заведомо не может провести знак равенства между логическим следованием и выводимостью: Обязательно будут какие-то невыводимые следствия, что очень странно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение17.06.2024, 13:25 


07/08/23
681
epros в сообщении #1643098 писал(а):
Но по-сути расширение импликативной логики конъюнкцией и дизъюнкцией является консервативным.

В интуиционистской логике не является (то есть там конъюнкция и дизъюнкция не выражаются через импликацию). Можно вообще рассматривать логики без импликации, но, скажем, с естественным выводом с правилом сечения.
epros в сообщении #1643098 писал(а):
Если интерпретировать импликацию (т.е. логическое следование) как выводимость, то это означает, что если из аксиоматики $A$ выводится дизъюнкция $B \lor C$, то из этой аксиоматики выводится либо $B$, либо $C$.

А в классической логике её не интерпретируют как выводимость. Утверждение $A \to B$ истинно, если в предположении $A$ заключение $B$ обязательно является истинным. Если мы предположим, что $A \to B \vee C$, то при условии $A$ у нас хотя бы одно из $B$, $C$ будет истинным, что и требуется. Вся классическая логика основана на том, что у нас есть некая математическая действительность и про неё все утверждения истинны или ложны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение17.06.2024, 17:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10654
dgwuqtj в сообщении #1643107 писал(а):
epros в сообщении #1643098 писал(а):
Но по-сути расширение импликативной логики конъюнкцией и дизъюнкцией является консервативным.

В интуиционистской логике не является (то есть там конъюнкция и дизъюнкция не выражаются через импликацию).

Спасибо, это ценное замечание. Собственно, я не рискну утверждать, что определение конъюнкции и дизъюнкции консервативно расширяет любую логику. В частности, в интуиционистской логике есть много чего такого, что не содержит символов конъюнкции и дизъюнкции, например, $\bot \to A$.

Но вот интересно, если мы рассмотрим некое "минимальное" исчисление высказываний, содержащее только две аксиомы:
1) $A \to (B \to A)$,
2) $(A \to (B \to C)) \to ((A \to B) \to (A \to C))$,
т.е. нет не только конъюнкции и дизъюнкции, но и символа отрицания, но есть символ абсурда $\bot$, что позволяет использовать выражение $A \to \bot$ как синоним отрицания $A$.
Так вот, будет ли консервативным расширение этой системы определением конъюнкции аксиомами:
3) $(A \land B) \to A$,
4) $(A \land B) \to B$,
5) $A \to (B \to (A \land B))$,
а также определением дизъюнкции аксиомами:
6) $A \to (A \lor B)$,
7) $B \to (A \lor B)$,
8) $(A \to C) \to ((B \to C) \to ((A \lor B) \to C))$?
Если нет, то можно ли привести пример тавтологии, записанной с использованием только символов импликации и абсурда, которая доказуема в расширенной аксиоматике, но недоказуема в аксиоматике 1-2?

dgwuqtj в сообщении #1643107 писал(а):
Можно вообще рассматривать логики без импликации, но, скажем, с естественным выводом с правилом сечения.

Честно говоря, я не уверен, что системы естественного вывода вообще правомерно относить к "логике". Дело в том, что символ выводимости ($\vdash$ или что-то его заменяющее) - метатеоретический, т.е. его нельзя использовать в языке прикладной теории (в отличии от импликации, конъюнкции, дизъюнкции и всего прочего). Фактически мы на метаязыке формулируем какие-то правила вывода, и при этом сталкиваемся с кучей проблем типа необходимости согласования "порядка применимости" этих правил.

dgwuqtj в сообщении #1643107 писал(а):
epros в сообщении #1643098 писал(а):
Если интерпретировать импликацию (т.е. логическое следование) как выводимость, то это означает, что если из аксиоматики $A$ выводится дизъюнкция $B \lor C$, то из этой аксиоматики выводится либо $B$, либо $C$.

А в классической логике её не интерпретируют как выводимость.

Да, это я и считаю дефектом.

dgwuqtj в сообщении #1643107 писал(а):
Утверждение $A \to B$ истинно, если в предположении $A$ заключение $B$ обязательно является истинным. Если мы предположим, что $A \to B \vee C$, то при условии $A$ у нас хотя бы одно из $B$, $C$ будет истинным, что и требуется.

Угу, "хотя бы одно из них будет истинным", но какое именно - установить невозможно. Из закона исключённого третьего следует, что гипотеза континуума либо истинна, либо ложна. Это как бы подразумевает, что есть некая неизвестная нам "объективная" истина. И это означает, что если я приму гипотезу континуума за аксиому, то могу "угадать" или "ошибиться".

А я вот предпочитаю считать, что множества - это продукт нашего воображения, так что как мы вообразим, так и будет "на самом деле". Т.е. если мы примем гипотезу континуума за аксиому, то уже никто не будет вправе нам сказать, что мы "ошиблись": так мы определили для себя понятие множества и всё тут, и не бывает у них промежуточных кардинальностей "по определению".

dgwuqtj в сообщении #1643107 писал(а):
Вся классическая логика основана на том, что у нас есть некая математическая действительность и про неё все утверждения истинны или ложны.

Да, я был в шоке, когда классические логики мне прояснили свою позицию в отношении гипотезы континуума ссылкой на эту самую неизвестную никому "математическую действительность".

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение17.06.2024, 18:02 


07/08/23
681
epros в сообщении #1643130 писал(а):
Если нет, то можно ли привести пример тавтологии, записанной с использованием только символов импликации и абсурда, которая доказуема в расширенной аксиоматике, но недоказуема в аксиоматике 1-2?

Это я с терминологией напутал. Консервативность для чистой импликации точно есть, для импликации и $\bot$ не знаю, но скорее всего тоже есть.
epros в сообщении #1643130 писал(а):
А я вот предпочитаю считать, что множества - это продукт нашего воображения, так что как мы вообразим, так и будет "на самом деле".

Тут у разных математиков может быть разное мнение... Лично мне достаточно, чтобы на самом деле существовало что-то в духе арифметики второго порядка или предикативной теории множеств, а остальное было непротиворечивой надстройкой для упрощения доказательств.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение19.06.2024, 15:59 


21/04/19
1228
epros в сообщении #1643098 писал(а):
В классической логике есть тавтология: $(A \to (B \lor C)) \to ((A \to B) \lor (A \to C))$. Если интерпретировать импликацию (т.е. логическое следование) как выводимость, то это означает, что если из аксиоматики $A$ выводится дизъюнкция $B \lor C$, то из этой аксиоматики выводится либо $B$, либо $C$. Но на самом деле это не так! Теорема Гёделя о неполноте говорит нам, что достаточно содержательная непротиворечивая аксиоматика обязательно неполна, т.е. в ней есть недоказуемые и неопровержимые высказывания. Но при этом закон исключённого третьего позволяет вывести дизъюнкцию: что данное высказывание либо истинно, либо ложно. Т.е. дизъюнкция выводится, но ни один из её аргументов - нет.

Таким образом, классическая логика заведомо не может провести знак равенства между логическим следованием и выводимостью: Обязательно будут какие-то невыводимые следствия, что очень странно.

Начал разбирать первую теорему Гёделя, но так сразу разобраться в ней не могу.

Но вот простой пример, который, как мне кажется, иллюстрирует то, что Вы говорите.

Снова приведу первую цитату темы topic157093.html:

Цитата:
Единственное множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается символом $\varnothing$. Для каждого $x$

$$x\notin \varnothing,$$
или

$$(x\in \varnothing)\equiv F.$$
Поскольку импликация с ложной посылкой истинна, для каждого $x$ верна импликация $x\in \varnothing \to x\in A$, откуда

$$\varnothing\subset A.$$
https://ikfia.ysn.ru/wp-content/uploads ... 1970ru.pdf, стр. 18, 19

(в оригинале пустое множество обозначено $0$), --

и еще одну цитату:

Mikhail_K в сообщении #1632690 писал(а):
Vladimir Pliassov в сообщении #1632688 писал(а):
доказаны ... два противоречащих друг другу утверждения: $x\in A$ и $x\notin A$. Или нет?
Нет.
Доказано, что $x\in\varnothing\,\to\,x\in A$ и доказано, что $x\in\varnothing\,\to\,x\notin A$.

то есть доказано, что обе эти импликации истинные (доказательство в том, что у них у обеих ложная посылка)

Mikhail_K в сообщении #1632690 писал(а):
Если бы было доказано ещё, что $x\in\varnothing$, то отсюда можно было бы вывести два противоречащих друг другу утверждения: $x\in A$ и $x\notin A$.
Но так как не доказано (и не может быть доказано), что $x\in\varnothing$, то ни $x\in A$, ни $x\notin A$ вывести не получится.

-- 13.03.2024, 15:55 --

А утверждения $x\in\varnothing\,\to\,x\in A$ и $x\in\varnothing\,\to\,x\notin A$ не противоречат друг другу.

По-моему, в той теме мы не довели обсуждение этого примера до конца: мы остановились на том, что, в самом деле, $(x\in\varnothing\to x\in A)\to (\varnothing \subset A)$, то есть из формулы $x\in \varnothing$ следует -- выводится -- формула $\varnothing \subset A$:

Цитата:

Однако, поскольку импликация $x\in\varnothing\to x\notin A$ тоже имеет ложную посылку, она тоже истинна, и поэтому $(x\in\varnothing\to x\notin A)\to (\varnothing\not \subset A)$, то есть из формулы $x\in \varnothing$ выводится также формула $\varnothing \not \subset A$.

Таким образом, в одной и той же теории $L$ (то есть в логике высказываний?) делается два противоречащих друг другу вывода: $(x\in\varnothing)\vdash (\varnothing \subset A)$ и $(x\in\varnothing)\vdash (\varnothing \not \subset A)$.

$\varnothing \subset A$ и $\varnothing \not \subset A$ это те самые недоказуемые и неопровержимые высказывания, о которых говорит Гёдель (как это доказать?).

Это, между прочим, означает, что Куратовский, Мостовский не доказали, что $\varnothing \subset A$ (то есть что пустое множество входит в любое множество).

Верно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение19.06.2024, 18:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4727
Vladimir Pliassov в сообщении #1643261 писал(а):
делается два противоречащих друг другу вывода: $(x\in\varnothing)\vdash (\varnothing \subset A)$ и $(x\in\varnothing)\vdash (\varnothing \not \subset A)$.
Да. Это неудивительно: если что-то выведено из заведомо неверного утверждения $x\in\varnothing$, то вывод может быть как верным, так и неверным.
Vladimir Pliassov в сообщении #1643261 писал(а):
Это, между прочим, означает, что Куратовский, Мостовский не доказали, что $\varnothing \subset A$
Нет, доказали. Они доказали, что верно $\forall x,\,x\in \varnothing \to x\in A$, а это и значит, что верно $\varnothing \subset A$ (по определению подмножества).

Здесь есть такая тонкость: верность $x\in \varnothing \to x\in A$ ничего не говорит о том, верно ли $x\in A$ (потому что этот вывод делается из неверного утверждения).
Аналогично, верность $x\in \varnothing \to \varnothing\subset A$ ничего не говорит о том, верно ли $\varnothing\subset A$.
Вместе с тем, верность $\forall x,\,x\in \varnothing \to x\in A$ совершенно определённо говорит о том, что верно $\varnothing\subset A$. Просто потому, что $B\subset A$ - это и значит, что $\forall x,\,x\in B\to x\in A$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение19.06.2024, 21:11 


21/04/19
1228
Mikhail_K в сообщении #1643276 писал(а):
если что-то выведено из заведомо неверного утверждения $x\in\varnothing$, то вывод может быть как верным, так и неверным.

Вы имеете в виду, что вывод $(x\in\varnothing)\vdash (\varnothing \not \subset A)$ неверен?

Что это значит? Что из утверждения $\forall x\; (x\in\varnothing\to x\notin A)$ не следует $\varnothing\not \subset A$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение19.06.2024, 22:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4727
Vladimir Pliassov в сообщении #1643306 писал(а):
Вы имеете в виду, что вывод $(x\in\varnothing)\vdash (\varnothing \not \subset A)$ неверен?
Этот вывод справедлив, но при этом $\varnothing \not \subset A$ неверно. Этот вывод бесполезен (из $x\in\varnothing$ следует что угодно - и верное и неверное). Ровно так же, как бесполезен вывод $(x\in\varnothing)\vdash (\varnothing \subset A)$. А вот что небесполезно: справедливость утверждения $\forall x\;(x\in\varnothing\to x\in A)$. Это верное утверждение равносильно тому, что $\varnothing\subset A$ (уже безо всякой посылки $x\in\varnothing$) - и, таким образом, $\varnothing\subset A$ верно (а не просто выведено из $x\in\varnothing$).
Vladimir Pliassov в сообщении #1643306 писал(а):
Что это значит? Что из утверждения $\forall x\; (x\in\varnothing\to x\notin A)$ не следует $\varnothing\not \subset A$?
Да, не следует. А как оно могло бы следовать?

По определению, $B\subset A$ означает $\forall x\; (x\in B\to x\in A)$.
Но $\forall x\; (x\in B\to x\notin A)$ - вовсе не то же самое, что $B\not\subset A$.
Потому что утверждения $\forall x\; (x\in B\to x\in A)$ и $\forall x\; (x\in B\to x\notin A)$ не являются отрицаниями друг друга.
Это очень легко понять. Представьте два пересекающихся множества $A$ и $B$ (так что ни одно из них не является подмножеством другого). Тогда для них неверно $\forall x\; (x\in B\to x\in A)$, но неверно и $\forall x\; (x\in B\to x\notin A)$ (потому что некоторые точки из $B$ лежат в $A$, а некоторые не лежат). Так что это не противоположные друг другу утверждения, из них не обязательно одно верно а другое неверно.

На самом деле, утверждению $\forall x\; (x\in B\to x\notin A)$ можно придать смысл: оно означает просто, что множества $A$ и $B$ не пересекаются. А вовсе не то, что $B\not\subset A$.
Таким образом, верное утверждение $\forall x\; (x\in\varnothing\to x\notin A)$ означает, что $\varnothing$ не пересекается ни с каким множеством. Но это совсем не мешает пустому множеству быть подмножеством любого множества.

А как записать утверждение $B\not\subset A$? Например, так: $\exists x\; (x\in B\,{\textrm{и}}\,x\notin A)$ (в множестве $B$ есть точка, не принадлежащая $A$). Для пустого множества в качестве $B$ это очевидно неверно: в нём нет точки, не принадлежащей $A$. Поэтому неверно, что $\varnothing\not\subset A$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение20.06.2024, 08:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10654
Vladimir Pliassov в сообщении #1643261 писал(а):
epros в сообщении #1643098 писал(а):
В классической логике есть тавтология: $(A \to (B \lor C)) \to ((A \to B) \lor (A \to C))$. Если интерпретировать импликацию (т.е. логическое следование) как выводимость, то это означает, что если из аксиоматики $A$ выводится дизъюнкция $B \lor C$, то из этой аксиоматики выводится либо $B$, либо $C$. Но на самом деле это не так! Теорема Гёделя о неполноте говорит нам, что достаточно содержательная непротиворечивая аксиоматика обязательно неполна, т.е. в ней есть недоказуемые и неопровержимые высказывания. Но при этом закон исключённого третьего позволяет вывести дизъюнкцию: что данное высказывание либо истинно, либо ложно. Т.е. дизъюнкция выводится, но ни один из её аргументов - нет.

Таким образом, классическая логика заведомо не может провести знак равенства между логическим следованием и выводимостью: Обязательно будут какие-то невыводимые следствия, что очень странно.

Начал разбирать первую теорему Гёделя, но так сразу разобраться в ней не могу.

Но вот простой пример, который, как мне кажется, иллюстрирует то, что Вы говорите.

Теорема Гёделя о неполноте и то, о чём я говорю, не имеют никакого отношения к ex falso quodlibet, согласно которому из ложного утверждения следует что угодно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение21.06.2024, 14:04 


21/04/19
1228
Mikhail_K в сообщении #1643310 писал(а):
Vladimir Pliassov в сообщении #1643306 писал(а):
из утверждения $\forall x\; (x\in\varnothing\to x\notin A)$ не следует $\varnothing\not \subset A$?
Да, не следует. А как оно могло бы следовать?
...

На самом деле, утверждению $\forall x\; (x\in B\to x\notin A)$ можно придать смысл: оно означает просто, что множества $A$ и $B$ не пересекаются. А вовсе не то, что $B\not\subset A$.

Но если множества $A$ и $B$ не пересекаются, то $B\not\subset A$, так что из утверждения $\forall x\; (x\in B\to x\notin A)$ следует $B\not\subset A$,

соответственно, из утверждения $\forall x\; (x\in\varnothing\to x\notin A)$ следует $\varnothing\not \subset A$, разве нет?

epros в сообщении #1643333 писал(а):
Теорема Гёделя о неполноте и то, о чём я говорю, не имеют никакого отношения к ex falso quodlibet, согласно которому из ложного утверждения следует что угодно.

Спасибо, понятно. У Гёделя две импликации "из истины следует истина", и эти импликации противоречат друг другу?

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение21.06.2024, 14:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4727
Vladimir Pliassov в сообщении #1643470 писал(а):
Но если множества $A$ и $B$ не пересекаются, то $B\not\subset A$
Нет, такого утверждения сделать нельзя. Просто из первого второе никак по законам логики не следует (хотя и звучит очень правдоподобно).
Вот если потребовать ещё $B\neq\varnothing$, тогда это получится доказать. Например, так:

Так как $B\neq\varnothing$, рассмотрим произвольный элемент $x\in B$ (он существует, раз множество непустое).
$A$ и $B$ не пересекаются, поэтому $x\notin A$.
Значит, неверно, что $\forall x\;(x\in B\to x\in A)$ - ведь мы знаем элемент $x$, лежащий в $B$, но не в $A$.
Значит, неверно, что $B\subset A$. Другими словами, $B\not\subset A$.

Но в этом доказательстве мы использовали, что $B\neq\varnothing$. Если же $B=\varnothing$, то из того, что $A$ и $B$ не пересекаются, не удаётся вывести, что $B\not\subset A$.
Более того, верно обратное: пустое множество не пересекается ни с одним множеством, и вместе с тем является подмножеством любого множества.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение21.06.2024, 15:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10654
Vladimir Pliassov в сообщении #1643470 писал(а):
У Гёделя две импликации "из истины следует истина", и эти импликации противоречат друг другу?

У Гёделя невыводимое истинное утверждение. Поскольку оно истинное, значит с точки зрения классической логики оно "следует из аксиоматики", а поскольку оно невыводимое, значит имеем утверждение, которое следует, но не выводится из аксиоматики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение21.06.2024, 15:25 


07/08/23
681
epros в сообщении #1643483 писал(а):
Поскольку оно истинное, значит с точки зрения классической логики оно "следует из аксиоматики"

В том-то и дело, что нет. Истинность значит, что оно верно для настоящих натуральных чисел. А невыводимость означает (точнее, из невыводимости следует по теореме полноты), что есть нестандартные модели у формальной аксиоматики, где аксиомы выполнены, а гёделевское утверждение - нет. Другими словами, аксиомы всё не описывают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение21.06.2024, 16:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10654
dgwuqtj в сообщении #1643485 писал(а):
epros в сообщении #1643483 писал(а):
Поскольку оно истинное, значит с точки зрения классической логики оно "следует из аксиоматики"

В том-то и дело, что нет.

Это была буквальная декларация первой Гильбертовской аксиомы исчисления высказываний:
$A \to (B \to A)$.
На естественном языке:
"Истинное высказывание следует из чего угодно".

dgwuqtj в сообщении #1643485 писал(а):
Истинность значит, что оно верно для настоящих натуральных чисел. А невыводимость означает (точнее, из невыводимости следует по теореме полноты), что есть нестандартные модели у формальной аксиоматики, где аксиомы выполнены, а гёделевское утверждение - нет. Другими словами, аксиомы всё не описывают.

Это вопрос определения - какие натуральные числа являются "настоящими". Понятно, что мы можем определить нестандартную модель арифметики Пеано, в которой теорема Гудстейна будет ложной. Гёдель же, когда формулировал свою теорему о неполноте и говорил об "истинности" своего утверждения, имел в виду истинность не в какой-то из моделей, а доказанное утверждение метатеории. Ибо именно метатеория доказывает, что если арифметика Пеано непротиворечива, то Гёделевское утверждение истинно.

Забавно, что противоположное тому, что я сказал вот здесь:
epros в сообщении #1643483 писал(а):
имеем утверждение, которое следует, но не выводится из аксиоматики

, звучит вот так: "Любое следствие выводится из своей предпосылки" и формально может быть записано вот так:
$(\mathcal T \vdash A \to B) \vdash (\mathcal T, A \vdash B)$.

И это метаправило, в некотором смысле обратное к утверждению теоремы дедукции $(\mathcal T, A \vdash B) \vdash (\mathcal T \vdash A \to B)$, очевидным образом выводится из modus ponens: $A, A \to B \vdash B$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Импликация
Сообщение29.06.2024, 23:30 


21/04/19
1228
Mikhail_K в сообщении #1632690 писал(а):
Доказано, что $x\in\varnothing\,\to\,x\in A$ и доказано, что $x\in\varnothing\,\to\,x\notin A$.

А уверены ли мы в том, что импликации $x\in\varnothing\to x\in A$ и $x\in\varnothing\to x\notin A$ существуют?

Возьмем два высказывания: $p=$"$x\in \varnothing$", $q=$"$x\in A$", --

и к ним контрвысказывания: $\neg p=$"$x\notin \varnothing$", $\neg q=$"$x\notin A$".

Составим четыре конъюнкции:

$$\begin {matrix}
1.&\neg p\wedge \neg q,\\
\\
2.&\neg p\wedge q,\\
\\
3.&p\wedge \neg q,\\
\\
4.&p\wedge q.
\end {matrix} \eqno (1)$$

Из них можно составить разные дизъюнкции, например, дизъюнкцию

$$(\neg p\wedge \neg q)\vee (\neg p\wedge q)\vee (p\wedge \neg q)\vee (p\wedge q) \eqno (2)$$
Импликация $x\in\varnothing\to x\in A$ возникает, когда из дизъюнкции (2) исключается конъюнкция $p\wedge \neg q$ и при этом не исключается конъюнкция $p\wedge q$, а импликация $x\in\varnothing\to x\notin A$ возникает, когда из дизъюнкции (2) исключается конъюнкция $p\wedge q$ и при этом не исключается конъюнкция $p\wedge \neg q$.

Как я понимаю, в поисках истины надо отбрасывать ложные предположения (высказывания), поэтому обе конъюнкции $p\wedge q$ и $p\wedge \neg q$ должны быть исключены как не соответствующие действительности.

Но если исключаются обе эти конъюнкции, то ни одна из импликаций $x\in\varnothing\to x\in A$ и $x\in\varnothing\to x\notin A$ не возникает.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 74 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group