Способность человека уяснить сложные понятия различается и между людьми, и в разном возрасте (сперва растёт, потом, увы, медленно, но неуклонно убывает). При этом многие вещи определяются через уже известные понятия, но если они не знакомы из реального быта, а не из учебного материала, то иногда оказывается, что А определяется через Б, а Б чере А. Поэтому материал приходится делить на части разной сложности, постепенно нарастающей, И в последующих частях использовать то, что было уже дано, но в упрощённой форме, в предыдущих. Давать сразу материал полной сложности - может закончиться тем, что часть попытается его понять сразу и до конца, разделившись на немногочисленных гениев, одного на тысячу и в несколько раз большее число сумасшедших от умственного переутомления, но основная часть зазубрит и никак не сможет применять. Отсюда и подход - излагать материал сперва в упрощённой форме, доступной на данном этапе умственного развития и с данным багажом знаний, а потом возвращаться к этому же материалу, но на более сложном уровне, чтобы давать уже понятные примеры и растолковывать то, что было дано, как данность, без обоснования. Что до старых учебников - надо учитывать несколько факторов. В частности, то, что основная масса училась 8 (а ранее и вовсе 7) классов, то есть надо было им давать сразу практически пригодное, а не №пропедевтику". При этом был мощный стимул учиться, образование равнялось карьере, а неспособных преспокойно отчисляли или отправляли на второй год. А так как "скорость эскадры определяется самым тихоходным судном", то уровень преподавания определялся пониманием самых тупых. Применительно к механике и ещё был фактор. Роль пропедевтики курса выполняла сама практическая жизнь. Ворочая камень - использовали рычаг, подымая мешки - блок, ворот колодца преобразовывал вращательное движение в поступательное и т.п. Сейчас не то, чтобы меньше механики, но она управляется не нми непосредственно, а электроникой, и "не дана нам в ощущениях".
|