2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение23.03.2024, 21:03 


10/03/16
3995
Aeroport
alisa-lebovski в сообщении #1633882 писал(а):
желание славы, показать, что ты тоже писатель


То есть Вы не допускаете мысли, что ребёнку может быть интересно обдумывать сюжет книги/игры/фильма, что-то фантазировать про героев и разные ситуации, наблюдать зарождающийся в голове сюжет и наконец взяться за бумагу, позволив созданному им миру жить почти независимо от автора, в соответствии со сложившейся логикой сюжета? Мне в детстве было интересно. У меня не было интернета и я писал что называется "в стол". Ну, родителям показывал. Да, хотелось признания. НЕ МЕНЯ, а всей этой движухи, чтоб эмоции окружающих подпитывали моё творчество.

А Ваше какое мнение? Сидит школоло и думает, что бы ему такого натворить, чтоб обратить на себя внимание. Избить соседа по парте? Поджечь машину дяди Пети? Не то. Записаться в шахматный клуб и там всех нагнуть? Снова не то. О, напишу-ка я фанфик! Его прочитают полтора незнакомых человека и ещё пол-человека напишут рецензию типа "Ахаха автор лалка, креатив отстой многабукаф".

Самое интересное: нечто Вы говорили в теме про мотивацию учёных. Когда я написал, что интересен прежде всего сам процесс исследования (да, бабки, чёрт возьми, не помешают, но настоящим ученым движет интерес и азарт), Вы спросили: "То есть по вашему, основная мотивация это тщеславие?"

Я это к чему. Вам может показаться, что я над Вами нависаю - прошу прощения. На самом деле я испытываю к Вам искреннюю симпатию - Вы показали себя Человеком с большой буквы в темах про Ковид, Вы разбираетесь теорвере и матстате. Сейчас я стараюсь понять: мотивация через животные инстинкты - это так и есть, я чего-то просто не понимаю или не вижу? И я такой, Вы такая, и все такие?

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение23.03.2024, 21:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4643
ozheredov в сообщении #1633905 писал(а):
То есть Вы не допускаете мысли, что ребёнку может быть интересно обдумывать сюжет книги/игры/фильма, что-то фантазировать про героев и разные ситуации, наблюдать зарождающийся в голове сюжет и наконец взяться за бумагу, позволив созданному им миру жить почти независимо от автора, в соответствии со сложившейся логикой сюжета? Мне в детстве было интересно. У меня не было интернета и я писал что называется "в стол". Ну, родителям показывал. Да, хотелось признания. НЕ МЕНЯ, а всей этой движухи, чтоб эмоции окружающих подпитывали моё творчество.
ozheredov в сообщении #1633905 писал(а):
интересен прежде всего сам процесс исследования (да, бабки, чёрт возьми, не помешают, но настоящим ученым движет интерес и азарт)
Много плюсов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение23.03.2024, 21:54 


17/10/16
3989
ozheredov
Это верно, конечно. Но нельзя отрицать и того, что в одиночку все это делать на порядок сложнее. А если ощущать, что не тебе одному это нужно, то это же совсем другое дело. Интерес-то в значительной степени в том и заключается, чтобы поделиться результатом с другими, получить поддержку, какую-то реакцию. Даже хотя бы просто рассказать о том, что делаешь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение23.03.2024, 22:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1769
Москва
ozheredov в сообщении #1633905 писал(а):
Ну, родителям показывал. Да, хотелось признания. НЕ МЕНЯ, а всей этой движухи, чтоб эмоции окружающих подпитывали моё творчество.
По большому счету, это одно и то же. Кому-то больше хочется признания родителей, кому-то одноклассников - отличников, кому-то хулиганов - двоечников, кому-то незнакомых фанатов в Интернете. По научному говоря, референтные группы разные. Кому-то даже бывает достаточно набрать сколько-то очков или пройти уровни в игре, т.е. чтобы не человек, а машина его похвалила таким образом.

ozheredov в сообщении #1633905 писал(а):
Самое интересное: нечто Вы говорили в теме про мотивацию учёных. Когда я написал, что интересен прежде всего сам процесс исследования (да, бабки, чёрт возьми, не помешают, но настоящим ученым движет интерес и азарт), Вы спросили: "То есть по вашему, основная мотивация это тщеславие?"
Я уже не помню этого. Да, для исследования бывает такая мотивация - интерес и азарт. Но мотивация исследования одно, а мотивация публикаций - другое. Одно дело, когда человек, например, решил кроссворд, а другое, когда он пошел этим хвастаться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 11:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6678
Вот ролик про методику Шаталова. У меня создалось впечатление, что это не о том, как понять геометрию, а о том, как её вызубрить. Не о том, к научить геометрии, а о том, как надрессировать школьников, чтобы они давали нужные ответы на простые вопросы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 12:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4643
мат-ламер в сообщении #1633955 писал(а):
Вот ролик
про методику Шаталова. У меня создалось впечатление, что это не о том, как понять геометрию, а о том, как её вызубрить. Не о том, к научить геометрии, а о том, как надрессировать школьников, чтобы они давали нужные ответы на простые вопросы.
Справедливости ради, мне так не показалось.
К тому же, можно использовать не всю методику целиком, а только некоторые элементы. С идеями гуманистической педагогики и выбора студентами тем для изучения всё это вполне совместимо. Здесь говорится, что задание - решить все задачи из учебника, но в другом месте я читал, что Шаталов предлагал ученикам самостоятельно выбирать задачи, которые им было бы интересно решить, и защищать их решения (после того как твёрдо изучена и сдана теория).

Думаю, что отдельные находки у Шаталова очень удачные и с некоторыми изменениями я собираюсь их использовать в своей работе.

Что мне особенно понравилось - вот. При изложении нового материала ученики ничего не пишут, а только слушают. (Это же решение давно волновавшей меня проблемы - нельзя одновременно качественно слушать лекцию и записывать её; но записывать и не нужно, тем более что сейчас есть смартфоны и можно просто фотографировать доску.) Затем, по Шаталову, ученики самостоятельно повторяют изученную тему, с опорой на текст учебника и на "опорные конспекты", в которых упор сделан на наглядность. Шаталов составлял такие опорные конспекты сам, а я студентов попрошу такие схемы каждой пройденной темы составлять самостоятельно и воспроизводить их по памяти (и уметь пояснить любой пункт в этих конспектах сколь угодно подробно). Раньше вместо схем у меня были еженедельные тесты. Без чего-то аналогичного эффективное обучение невозможно в любом случае; у преподавателя в каждый момент должна быть полная картина, что каждый студент знает, а что не знает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 15:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6678
мат-ламер в сообщении #1633955 писал(а):
У меня создалось впечатление, что это не о том, как понять геометрию, а о том, как её вызубрить.

Поясню своё впечатление. На 1:36 - "В геометрии ребёнок должен знать все до одного правила". Далее "за один два урока даётся весь курс геометрии", т.е. по Шаталову (как я понял ролик) даётся полный список "правил", которые ученик должен запомнить. И после запоминания оных ребёнок как-бы готов к решению задач. Тут уже трудность, что в этих "правилах" употребляются понятия, с которыми ученик ещё не знаком и которые ещё предстоит осмыслить. Примеры из самой начальной планиметрии - катет, гипотенуза, медиана, биссектриса, накрест лежащие углы. Не будем вспоминать гомотетию недобрым словом. Некоторые понятия, если копнуть чуть глубже, вообще не такие уж и простые. Хотя бы взять понятие угла. И что значит "выучить эти правила"? Как я понял, Шаталов предлагает для начала механически запомнить их текст. Для упрощения запоминания предлагается система опорных конспектов.

Вспоминая, как я учил математику, я никогда даже и не пытался чего-то специально запоминать. Позже я увидел подобный совет в учебнике алгебры Кострикина, который писал, что не пытайтесь запоминать новые термины. Они запомнятся постепенно сами собой в процессе изучения курса.

Кроме того, никогда не пытался запоминать доказательства теорем. Человеческий мозг - это нейросеть, а не компьютер с фон-неймановской архитектурой. В нём запоминание больше нацелено на приобретение навыков и умений, а не на запоминание конкретных фактов.

Кроме того, в школе вообще не делал домашние задания. Т.е., взглянув на них, я видел, что как их решать совершенно понятно и нечего на это тратить время. Вместо того, чтобы решить несколько простых задач, предпочитал решить поменьше более трудных задач со звёздочкой в конце параграфа. В общем в систему Шаталова я бы не вписался.

Просматривая цитируемый ролик, я ловил себя на мысли, что Шаталов наверное пришёл в школу из армии. Посмотрел его биографию. После школы он пошёл служить в армию. После шести лет службы сразу устроился в школу учителем и одновременно директором.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 15:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4643
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Далее "за один два урока даётся весь курс геометрии", т.е. по Шаталову (как я понял ролик) даётся полный список "правил", которые ученик должен запомнить. И после запоминания оных ребёнок как-бы готов к решению задач.
Ну вы посмотрите, как выглядит урок в исполнении самого Шаталова, на котором проходится весь годовой курс геометрии: https://youtu.be/sOuBJ_w-98Q?si=GQ9Oo0xhfj0Rfyp7

Будем снисходительны к тому, как Шаталов подходит к проблеме сравнения мощности множеств - всё-таки это школьный курс, и цель разговора про "одинаковое или разное количество точек" - впечатлить учеников, а не научить их этой теме на вузовском уровне.

Важный момент: во время изложения материала ученикам запрещено что-либо записывать - они могут только слушать (причём учитель тщательно следит, чтобы слушали все). То есть зазубрить материал ученики в принципе не смогут, у них нет записей для зазубривания - а смогут только понять и запомнить. Этому помогает тот факт, что каждое правило в течение урока повторяется чуть ли не десятки раз - или в те моменты, где оно используется, или учитель к нему возвращается просто так. И ещё тот факт, что ученикам раздаются опорные конспекты с упором на наглядность (без дословной формулировки правил).

Не обязательно систему перенимать полностью. Я согласен, что сначала изложить все правила из годового курса, а затем заставить их все запомнить от начала и до конца - это слишком авторитарно. Но сама идея излагать теорию большими кусками, дающими общую картину, и регулярно проверять знания теории, причём так чтобы в случае плохого результата её можно было пересдать любое количество раз - мне нравится.
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Тут уже трудность, что в этих "правилах" употребляются понятия, с которыми ученик ещё не знаком и которые ещё предстоит осмыслить. Примеры из самой начальной планиметрии - катет, гипотенуза, медиана, биссектриса, накрест лежащие углы.
Ну разумеется каждое такое понятие вначале объясняется, и только потом используется.
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
И что значит "выучить эти правила"? Как я понял, Шаталов предлагает для начала механически запомнить их текст.
Если ученик скажет правило верно, но своими словами, конечно оно будет ему зачтено.
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Вместо того, чтобы решить несколько простых задач, предпочитал решить поменьше более трудных задач со звёздочкой в конце параграфа. В общем в систему Шаталова я бы не вписался.
Шаталов как раз предлагал ученикам решать те задачи, которые им более интересны, и защищать их решения. Конечно, если учитель видит, что ученик справляется со сложными задачами, он не будет заставлять его решать все более простые.
См: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshche ... -shatalova
https://web.archive.org/web/20160910125 ... -it-works/
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Просматривая цитируемый ролик
Ну это только один ролик. Если смотреть только его, впечатление будет искажённым.
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Вспоминая, как я учил математику, я никогда даже и не пытался чего-то специально запоминать. Позже я увидел подобный совет в учебнике алгебры Кострикина, который писал, что не пытайтесь запоминать новые термины. Они запомнятся постепенно сами собой в процессе изучения курса.
Вы в чём-то правы. Но опыт показывает заметное благотворное влияние регулярных тестов, для подготовки к которым нужно запоминать базовые понятия и формулировки, на эффективность обучения. См:

Браун, Рёдигер, Макдэниэл. Запомнить всё: Усвоение знаний без скуки и зубрёжки

Уиллингем. Почему ученики не любят школу? Когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 16:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
2183
МО
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Поясню своё впечатление. На 1:36 - "В геометрии ребёнок должен знать все до одного правила". Далее "за один два урока даётся весь курс геометрии", т.е. по Шаталову

Это не Шаталов, человека в ролике зовут Петр Александрович Земсков. Земсков много лет назад послушал рассказ Шаталова и пересказывает свои впечатления.
С методикой Шаталова можно ознакомиться по его, Шаталова, текстам, они есть, в частности, в twirpx.
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Вспоминая, как я учил математику, я никогда даже и не пытался чего-то специально запоминать.

И как результат? Вы можете порекомендовать данный подход уважаемому Dedekind?

upd Приведу для наглядности слова самого Шаталова.

(Оффтоп)

Цитата:
К январю 1970 года эта работа была завершена, и на занятия экспериментальной группы порознь и целыми делегациями начали приходить учителя из соседних школ. Одни приходили просто так — из любопытства, другие, дотошно вникая в каждую деталь урока, стремились разобраться, научиться и даже предлагали свою помощь, третьи...
— С такими учениками я бы тоже смогла работать. Они же бредят математикой. А попробовали бы с моими: хоть из пушки стреляй — ничего не хотят делать. Два пустяковых примера домой задашь — они и те перепишут.
Убеждать словами было бесполезно. Нужно доказывать делом. И вот — урок в этой школе по новой методике. Тема: «Бесконечные прогрессии. Предел. Формула суммы членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Основные теоремы о пределах». Этот огромный математический блок характерен органической целостностью. Логические переходы при расчленении на несколько уроков (а их по программе 5) теряют свою стройность, убедительность и завершенность. Здесь недопустимо дробление. Здесь, как нигде более, приобретают силу знаковая символика и графические связки.
После почти получасовой лекции лишь у нескольких ребят на лицах легкие тени сомнений, но ведь они еще не знают, что сейчас начнется второй рассказ — более короткий, но зато значительно более убедительный. За ним — третий, по наиболее сложным местам темы. Непонимания не должно оставаться ни у кого! А в завершение — образцы упражнений. Это, правда, вопреки требованиям новой методики, но сейчас иного пути нет: у нас всего два урока.
При выходе из класса каждый ученик и каждый учитель получают странички с расцвеченными опорными сигналами. Их приготовили ребята из экспериментальной группы.
Сказать, что перед следующим уроком я волновался, — это значит ничего не сказать. Как подготовятся? Как будут отвечать? Сколько решат задач?
По расписанию новый урок третий, а упражнения сдали на первом. Стопка проверенных тетрадей все растет. Наконец последняя. Всё! Даже самые слабые (если верить классному журналу) решили столько, сколько я ждал от лучших, а четверо решили все упражнения из стабильного сборника — 27 задач! К устным же ответам своих «непутевых» питомцев не смогла придраться даже их учительница.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 17:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6678
мат-ламер в сообщении #1633976 писал(а):
Вспоминая, как я учил математику, я никогда даже и не пытался чего-то специально запоминать.

пианист в сообщении #1633988 писал(а):
И как результат? Вы можете порекомендовать данный подход уважаемому Dedekind?

Хочу заметить, что я если я чего-то тут пишу, то я за свои слова отвечаю. Но никак не более того. Если я пишу о том, как это было у меня, то именно о том, как это было у меня. И никакого намёка на то, как надо, в моих словах нет. Если я писал, что я "не пытался специально что-то запоминать", то отсюда никак не следует, что я ничего не запоминал. И никак не следует, что я рекомендую другим действовать точно также.

В усвоении материала я упор делал на понимании логики и сути предмета. Полагал, что память у меня хорошая. Полагал, что если мозг решит, что надо что-то запомнить, то оно запомнится само.

Насчёт результата. Многое из конкретики, что нам давали в школе, я не помню. Я, например, не помню теорему синусов и косинусов для треугольника. Не помню, как преобразовать сумму синусов (или их произведение). Ну и что? Если мне понадобится, я знаю, где это можно посмотреть. Только особо мне это и не нужно.

Извините, поподробнее отвечу позже. Пока только вкратце. Пока поизучаю методику Шаталова. Пока у меня органическое невосприятие её. Но тут на форуме кто-то писал, что у каждого свой путь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 18:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
2183
МО

(Оффтоп)

мат-ламер
Я это к тому, что топикстартеру, полагаю, надо расписать методику занятий.
Прочее будет здесь нежелательным офтопом.
Если Вам методика Шаталова не нравится, просто не используйте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 18:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6678

(Оффтоп)

пианист в сообщении #1634002 писал(а):
Прочее будет здесь нежелательным офтопом.

И тут я не понял. Если прочее вы считаете офтопом, то зачем вы меня спрашиваете насчёт результата?
пианист в сообщении #1634002 писал(а):
Если Вам методика Шаталова не нравится, просто не используйте.

Использовать лично мне методику Шаталова или нет - это не должно быть обсуждением в данной теме. Однако, считаю, что лично моё мнение о методике Шаталова не является офтопом в данной теме. Как и мнение любого другого форумчанина. Как и вообще рассуждения о том, как надо обучать школьников. Если вы придерживаетесь другого мнения, можете пожаловаться модератору.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение24.03.2024, 18:48 


23/05/19
927
пианист в сообщении #1634002 писал(а):
Я это к тому, что топикстартеру, полагаю, надо расписать методику занятий.

Это в идеале. Но и мнения других участников об известных методиках, разумеется, приветствуются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обучение школьников математике - литература
Сообщение26.03.2024, 19:47 
Аватара пользователя


01/12/06
697
рм
Dedekind в сообщении #1633553 писал(а):
нужна уже определенная база. А как наработать эту базу, если нет заинтересованности?
Если составители школьной программы правы и математику надо преподавать начиная с первого класса, а физику - с седьмого, то, наверное, и преподавать эти предметы следует, в каком-то смысле, по-разному; может быть предмет, который преподаётся раньше используется для предмета, который преподаётся позже. Поэтому ответственность на учителя математики больше, чем на учителя физики.

Заинтересованность в изучении чего-то может зависеть от многих вещей. У меня может не быть желания ничего не читать длительное время из-за обеспокоенности по поводу напряжённой ситуации в мире. И я вынужден тратить силы чтобы заставить себя не вступить ни с кем в бессмысленную, как мне кажется, полемику. Может быть и такое. Как выразился Михалков во время войны воюет всё - скамейка, дерево. Может быть и школьник.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group