2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 паровая лодка.
Сообщение09.02.2007, 02:14 


09/02/07
12
Минск
интересующимся предлагаю рассмотреть аналогичную задачу:
http://en.wikipedia.org/wiki/Pop_pop_boat
(паровая лодка) . эта задача сейчас рассматривается на iypt.
физика движения та же, только происходит колебательный процесс.
откуда споры о применимости классической теории, мне не ясно. всё описывается прекрасно.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение12.03.2007, 12:04 


24/11/06
1
Подмосковье
Правы те, кто утверждает, что парус просто удачно перенаправляет
струю воздуха, так что в целом, пока движение лодки не установилось, импульс приходящий спереди меньше импульса,
отбрасываемого назад. По сути дела все движение обусловлено
благоприятным распределением давления воздуха по парусу и по лопастям
пропеллера, а как оно установится и всегда ли будет благоприятным - это одному дьяволу известно.
Впрочем, в некоторых случаях это удается хотя бы качественно представить. Вот пример.
Задача (ФАЛТ, МФТИ, год не помню)
Самолет готовится к взлету, раскручивает винты, поэтому летчик
вынужден удерживать машину на месте тормозами колес.
При этом пассажир замечает, что машина несколько приподнимается
(это хорошо видно по штокам гидроамортизаторов шасси).
Почему?
Ответ. Пропеллеры, хотя и работают на месте, создают поток воздуха
, направленный назад, который обтекает крыло. Возникает подъемная сила. ( Кстати, не
такая и маленькая - до 10% от взлетного веса)

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение21.10.2010, 21:40 


21/10/10
1
работа всех сил, действующих на систему материальных точек, равна приращению кинетической энергии этой системы.

Имеется существенное отличие этой теоремы от аналогичной, в которой говорится о связи между импульсом силы и изменением импульса системы . Внутренние силы вследствие равенства действия и противодействия не меняют импульс всей системы. Приращение импульса системы определяется только внешними силами. Не так обстоит дело в случае кинетической энергии. Работа внутренних сил, вообще говоря, не обращается в нуль. Работа пойдет на приращение кинетической
энергии системы. Кинетическая энергия изменится под действием
одних только внутренних сил. Следовательно, приращение кинетической энергии определяется работой не только внешних, но и внутренних сил.

Сталкиваются поток воздуха и полотно паруса.
Кинетическая энергия системы в этот момент равна нулю, а энеpгия упpугой дефоpмации максимальна. Если соударение упругое, то после него кинетическая энергия, разумеется, восстанавливается и остается такой же, как и до соударения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение24.12.2022, 13:12 
Аватара пользователя


24/12/22
1
__kirill__ в сообщении #44754 писал(а):
...лодка еще имеет киль, и можно поставить парус и вентилятор под углом к оси лодки. Тогда все гораздо сложнее.

Я могу нарисовать теоретическую картину, как может лодка может плыть вперед. Пусть вентилятор установлен так, что гонит воздух строго поперек лодки. За счет хорошего киля боковой эффект от отдачи минимален. А парус поставлен, например, под 45 градусов к оси лодки. Тогда он перенаправляет поток воздуха и получает от него импульс. Та часть импульса, что поперек оси лодки, опять же гасится килем (водой), а та, что вдоль оси - двигает лодку вперед. А отразившийся от паруса поток воздуха идет назад. Импульс сохраняется.

Именно - киль! и лодка однозначно на практике пойдет (ибо все знают, что у моряков плавает) вперед. а играясь с вариантами забора и выброса воздуха вентилятором через патрубки которые могут быть направлены для забора перпендикулярно движению лодки или осуществлять забор воздуха вертикально сверху... можно ещё и настроить максимальную скорость, в момент когда к движению парусника подключится ещё и вымпельный ветер можно добиться весьма приличных скоростей превышающих скорость потока воздуха нагнетаемого вентилятором...

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение11.01.2023, 13:20 


11/01/23

21
Цитата:
Вспомним мультфильм «Ну погоди», где волк дует в парус и таким образом догоняет зайца

Странно, я как раз я думал как все, что движения не должно быть.
Там походу смысл в отраженном воздухе от паруса.
И дальше принцип дествия реактивный.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение10.07.2023, 17:53 


12/08/13
985
vasiliy70 в сообщении #1576749 писал(а):
Странно, я как раз я думал как все, что движения не должно быть.
Там походу смысл в отраженном воздухе от паруса.
И дальше принцип дествия реактивный.

С удовольствием почитал эту некротему. Интуиция здесь действительно очень хорошо обманывает среднего человека.
Удивился, что никто из вразумляющих не предложил для наглядности заменить парус изогнутым воздуховодом (вентилятор засасывает воздух сзади и дует в воздуховод вперёд; воздуховод направляет поток назад). Или водомётом с задним впуском. Или даже тележкой на рельсах, на которой вместо вентилятора - пушка, вместо паруса - броневой лист (стопроцентной прочности и упругости), а ядра для пушки разложены вдоль рельсов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение10.07.2023, 22:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7136
diletto в сообщении #1600491 писал(а):
Удивился, что никто из вразумляющих не предложил для наглядности заменить парус изогнутым воздуховодом (вентилятор засасывает воздух сзади и дует в воздуховод вперёд; воздуховод направляет поток назад). Или водомётом с задним впуском.

Ну, почему? Вот, на первой странице было такое предложение:
Someone в сообщении #35447 писал(а):
Вас сбивает с толку то, что система открыта снаружи? Заключите парус с вентилятором в непрозрачный кожух, чтобы не было видно, что там внутри. Тогда Вы увидите устройство, которое выбрасывает из некоторого отверстия струю воздуха назад, а само движется вперёд.

Из этого текста вроде следует, что лодка будет двигаться вперёд. Далее кто-то предложил, что лодка будет стоять на месте. Разгорелся спор. Тему раньше не видел. Интересно, к какому выводу всё-таки пришли?

На мой непросвещённый взгляд лодка будет двигаться назад. Уберём на лодке парус. И поставим дополнительный вентилятор где-нибудь вверху, равный первому, но работающий в противоположную к первому сторону. Очевидно, что такая лодка двигаться не будет. Осталось заметить, что эффективность паруса будет меньше, чем второго вентилятора.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение10.07.2023, 22:15 


12/08/13
985
мат-ламер в сообщении #1600522 писал(а):
Интересно, к какому выводу всё-таки пришли?

Поедет вперёд.
Но первые минуты размышлений я был честно уверен, что останется на месте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение11.07.2023, 19:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7136
diletto в сообщении #1600530 писал(а):
Но первые минуты размышлений я был честно уверен, что останется на месте.

А что? На первый взгляд похоже на правду (для случая вашей идеализированной конструкции с изогнутым воздуховодом). Пусть лодка стоит на месте. И пусть в одну трубу идёт поток воды в лодку с какой-то мощностью. И пусть из другой трубы вытекает из лодки такой же поток воды. Тогда со стороны лодки на внешнюю среду оба импульса уравновесятся. Тогда по закону сохранения импульса и со стороны внешней среды на лодку импульс передаваться не будет. Закон сохранения импульса рулит. А какие молекулы там от чего отталкиваются, так это вторично.

Но это сильно идеализированный случай. А в реальности эффективность паруса может оказаться низкой. Типа перед парусом может оказаться неподвижная подушка воздуха. А воздух, нагнетаемый вентилятором, будет отталкиваться от этой подушки куда-то в бок. Рассчитать в точности скорость движения лодки без компьютера невозможно.

Но это я ещё тему не читал. Это на первый взгляд. Как там будет на второй взгляд - может изменю своё мнение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение11.07.2023, 19:46 


12/08/13
985
мат-ламер в сообщении #1600632 писал(а):
пусть в одну трубу идёт поток воды в лодку с какой-то мощностью. И пусть из другой трубы вытекает из лодки такой же поток воды. Тогда со стороны лодки на внешнюю среду оба импульса уравновесятся. Тогда по закону сохранения импульса и со стороны внешней среды на лодку импульс передаваться не будет.

В этом и заключается замечательность сей ментальной иллюзии. Нам кажется, что всасываемое рабочее тело отбирает у лодки импульс. А это (почти) не так.
Наиболее наглядна иллюстрация с пушкой и плавучими ядрами, которые экипаж подбирает на ходу из-за борта. Операция подхвата ядра несущественно тормозит лодку, если та уже имеет скорость, и совсем не тормозит, если лодка ещё не начала движение. При этом не важно, подхватывает ли матрос ядро с носа или за кормой. Так же и вентилятору безразлично, засасывать сзади, сбоку или спереди. Важно лишь, куда улетают ядра или разогнанная струя.
И, конечно, парус здесь рассматривается идеальный, т.е. вопрос ставится так: возможно ли в принципе такое движение? В конкретном случае, конечно, надо считать. Парус может оказаться слишком маленьким, слишком воздухопроницаемым, слишком далеко отстоящим от вентилятора...

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение13.07.2023, 10:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7136
diletto в сообщении #1600638 писал(а):
Наиболее наглядна иллюстрация с пушкой и плавучими ядрами, которые экипаж подбирает на ходу из-за борта.

Эта иллюстрация сильна сложна для моего понимания (надо было физику лучше учить в школе и университете :D ) . Упростим ситуацию. Пусть лодка стоит на месте. Если она создаст хоть какую-то тягу (вперёд) в неподвижном положении, то можно поверить, что она будет двигаться (вперёд). Итак, обнаружили плавучее ядро и выстрелили им назад. Масса ядра сильно меньше массы лодки. Какой-то минимальный импульс мы лодке придали, но он практически незаметен. Хорошо бы его увеличить. Но тут мы замечаем, что в том месте, где мы выловили ядро, больше ядер нет. И ещё мы замечаем, что ситуация сильно несимметричная. Мы подбираем неподвижные ядра на входе, а на выходе у нас ядра довольно шустрые. Теперь рассмотрим ситуацию с двумя вентиляторами, которые качают воздух или воду (всё равно). На входе у нас есть поток с определённым импульсом в одну сторону. И на выходе у нас есть поток с тем же самым определённым импульсом, но уже в другую сторону. И выходит, что эти импульсы как-бы уравновешиваются.

И тут возникает вопрос, а можно ли создать лодку с водомётным двигателем, чтобы забор воды происходил сзади? Думаю, что можно. Достаточно, чтобы водозаборник сзади был большего диаметра, чем выходное отверстие. Тогда равенства скоростей потоков воды и импульсов не будет. И эта ситуация уже напоминает иллюстрацию с плавучими ядрами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение13.07.2023, 11:15 


12/08/13
985
мат-ламер в сообщении #1600809 писал(а):
можно ли создать лодку с водомётным двигателем, чтобы забор воды происходил сзади? Думаю, что можно. Достаточно, чтобы водозаборник сзади был большего диаметра, чем выходное отверстие. Тогда равенства скоростей потоков воды и импульсов не будет. И эта ситуация уже напоминает иллюстрацию с плавучими ядрами.

Можно и с одинаковыми диаметрами впуска и выброса: всасываем (вообще без усилий, просто самотёком ниже ватерлинии) литр воды, пусть даже через сантиметровую дырочку. Разгоняем его и выплёвываем в нужном направлении.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение13.07.2023, 16:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7136
мат-ламер в сообщении #1600632 писал(а):
Но это я ещё тему не читал.

Пытался осилить первую страницу, но не получилось. Вроде там используется такая аргументация. Пропеллер придаёт молекулам воздуха некоторый импульс. А эти молекулы передают парусу удвоенный импульс, упруго отражаясь от него. Получается, что в итоге лодке передаётся импульс. Хорошо, а пусть будет абсолютно неупругое столкновение. Пусть молекулы воздуха налетают на парус, а он сильно холодный. Молекулы воздуха сильно охлаждаются и в жидком виде стекают под палубу. То есть в этом случае воздух передаёт парусу и лодке ровно тот импульс, который он получил от вентилятора. И в этом случае вроде лодка двигаться не должна. Однако странная ситуация получается. На лодку налетает мощный поток воздуха, а она стоит на месте :x Странная ситуация получается. Выше моего понимания. Пойду подучу основы механики :?

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение13.07.2023, 17:08 


12/08/13
985
мат-ламер в сообщении #1600862 писал(а):
Пусть молекулы воздуха налетают на парус, а он сильно холодный. Молекулы воздуха сильно охлаждаются и в жидком виде стекают под палубу.

Ну нормально. В варианте с пушкой - ядра пластилиновые :) Да, лодочка в этих случаях не поедет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Парадокс парусной лодки и вентилятора
Сообщение13.07.2023, 17:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7136
diletto в сообщении #1600864 писал(а):
Ну нормально. В варианте с пушкой - ядра пластилиновые :) Да, лодочка в этих случаях не поедет.

Возможно рассмотрения, касающиеся сохранения импульса будут тут сложные. Я подумал, что тут можно применить рассуждения, связанные с движением центра масс. Я тут одному товарищу видео с Ютуба рекомендовал. Решил и сам посмотреть. Вот случайно выбранный вчера фрагмент (с 16:43). Рассматривается интересная задача. " В запаянной пробирке на дне сидит муха (массой равной массе пробирки). Пробирку отпускают и она падает. Муха не хочет падать вместе с пробиркой, взлетает со дна пробирки и перелетает на её самый верх. В это время пробирка ударяется об стол. Муха всё время остаётся на одной высоте относительно стола. Вычислить время падения пробирки. " Я решал задачу, предполагая, что муха своим весом давит через воздух на пробирку. Таким образом, муху можно отбросить, а считать, что ускорение свободного падения удваивается. Оказывается задачу можно просто решить через движение центра масс, который перемещается на расстояние, равное половине высоте пробирки.

Если соображения, связанные с движением центра масс применить к моей последней версии задачи, то получим, что в системе воздух плюс лодка наблюдается взаимное уравновешивающееся движение масс воздуха и лодки друг к другу так, что их общий центр масс остаётся неподвижным. Надо будет этот момент обдумать.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 118 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group