В продолжение темы предлагаю рассмотреть следующую задачу.
Задача. По какому закону должны ускоряться точки поезда Маглев в лабораторной инерциальной системе координат, чтобы в процессе ускорения в его корпусе не возникали бы продольные деформации? Считаем, что поезд имеет длину
и ускоряется в положительном направлении оси
-ов.
Решение. Пусть в начальный момент времени задний конец поезда находится в начале координат лабораторной системы координат и пусть
– параметр, определяющий положение некоторой точки в поезде в начальный момент времени
до начала ускорения. Тогда
. Движение точек поезда в лабораторной системе координат можно описать функцией
, причём
.
Рассмотрим две близкие точки поезда
и
, отвечающие значениям параметра
и
. Расстояние между ними в движении будем определять радарным методом, как это было предложено
Cos(x-pi/2). Для времени прохождения света от
до
по лабораторным часам получим уравнение
Для времени прохождения отражённого света обратно от
до
по лабораторным часам получим аналогичное уравнение
Уравнения (1) и (2) нелинейны. Но их можно линеаризовать, считая
,
и
бесконечно малыми одного порядка при
. Это даёт
Через
и
обозначены частные производные функции
по переменным
и
соответственно. Уравнения (3) легко решаются и дают
Сложив величины (4), мы получим полное время радарного ожидания
Далее следует пересчёт к собственному времени точки
:
Из (5) и (6) выводится радарное расстояние между точками
и
:
Условие отсутствия продольных деформаций в корпусе поезда Маглев выражается равенством
. В силу (7) это равенство приводит к дифференциальному уравнению в частных производных на функцию
:
У уравнения (8) есть тривиальное решение
, означающее, что поезд вообще не начинает двигаться. Другое тривиальное решение
не имеет физического смысла, поскольку оно не удовлетворяет начальному условию
. Интересно, есть ли у него какие-либо нетривиальные решения, удовлетворяющие начальному условию
, которые можно выписать явно?